Меры предупредительного характера при размещении объектов недвижимости

Меры по охране земель

Меры предупредительного характера при размещении объектов недвижимости

Неоценимое значение земли для существования биосферы и жизнедеятельности человека предполагает необходимость ее всесторонней охраны.

Правовая охрана земель – это система закрепленных законом мер, направленных на обеспечение рационального использования земель, сохранение и повышение их плодородия, защиту от истощения и разрушения.

Охрана земель осуществляется на основе комплексного подхода к земельным угодьям как к сложным природным образованиям и ставит следующие цели:

  • – предотвратить деградацию и разрушение земель, другие неблагоприятные последствия хозяйственной деятельности путем стимулирования природоохранных технологий производства;
  • – обеспечить улучшение и восстановление земель, подвергшихся деградации или нарушению;
  • – создать механизм учета и проверки экологического состояния земель (ст. 100 Земельного кодекса РСФСР).

Законодательством предусматривается комплекс мер как предупредительно-восстановительного характера, так и мер юридической ответственности за нарушение земельно-правовых норм.

К мерам первой группы относятся государственный кадастровый учет и мониторинг земель, контроль за их состоянием и использованием, планирование мероприятий по охране земель, меры по восстановлению нарушенных земель, по возмещению убытков и выплате компенсаций субъектам земельных прав при ухудшении их земель в результате хозяйственной деятельности других субъектов, при изъятии земель для государственных или муниципальных нужд и др. Предупредительное значение имеют многие нормы земельного законодательства, регулирующие рациональное использование и охрану земель, права и обязанности землепользователей, порядок предоставления и изъятия земель и т.д.

Основные правовые меры охраны земель реализуются путем установления нормативов загрязнения земель (предельно допустимых концентраций вредных химических, бактериальных, радиоактивных веществ в почве) и нормативов применения агрохимикатов (пестицидов, гербицидов, минеральных удобрений и др.

) в сельском хозяйстве, проведения рекультивации нарушенных земель, восстановления их полезных свойств и своевременного вовлечения в хозяйственный оборот, установления обязанностей землепользователей по предотвращению вредных воздействий на земли хозяйственной деятельности.

В числе последних следует особо выделить обязанности землепользователей по:

  • – рациональной организации земельной территории;
  • – защите земель от засорения и загрязнения отходами производства, химическими и радиоактивными веществами, а также от водной и ветровой эрозии, подтопления и заболачивания, засоления и иссушения, от других процессов разрушения;
  • – использованию земель в соответствии с целевым назначением;
  • – приведению земель по миновании в них надобности в состояние, пригодное для дальнейшего использования.

Субъекты хозяйственной деятельности, которые производят работы с нарушением поверхности земель (строительство, добыча полезных ископаемых), должны снимать, хранить и наносить плодородный слой почвы на рекультивируемые земли или на малопродуктивные угодья.

В случае невозможности восстановления деградированных сельскохозяйственных угодий, земель, загрязненных химическими и радиоактивными веществами, предусматривается консервация таких земель в установленном законом порядке.

При проектировании, размещении, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных объектов, строений и сооружений, а также внедрении новых технологий, отрицательно влияющих на состояние земель, должны предусматриваться и осуществляться мероприятия по охране земель.

Оценка отрицательного влияния на состояние земель и эффективности предусмотренных защитных мероприятий производится по результатам государственной санитарно-гигиенической и экологической экспертизы, без положительного заключения которых запрещается внедрение новых техники и технологий, строительство (реконструкция) предприятий и других объектов (ст. 103 ЗК РСФСР).

Специальные требования установлены законом для охраны сельскохозяйственных земель. Важное место среди них занимают положения, предусматривающие ограничения по изъятию сельскохозяйственных земель для несельскохозяйственных нужд, обеспечивающие приоритет сельскохозяйственного землепользования, содержание которого было рассмотрено выше.

Законодательство устанавливает обязанности сельскохозяйственных землепользователей по рациональному использованию земель; применению эффективных систем земледелия; борьбе с эрозией и другими вредными процессами, приводящими к разрушению почв; по проведению обязательных мероприятий, связанных с сохранением и улучшением земель, повышением почвенного плодородия.

Основные направления деятельности государственных органов, а также права и обязанности землепользователей в сфере сохранения, воспроизводства и повышения плодородия сельскохозяйственных земель регламентируются ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» от 16.07.98 г. В соответствии со ст.

8 этого закона собственники, владельцы, пользователи и арендаторы с/х земель обязаны:

  • – осуществлять сельскохозяйственное производство способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель;
  • – соблюдать правила и нормативы проведения агротехнических, мелиоративных, противоэрозионных и агрохимических мероприятий;
  • – представлять сведения в компетентные органы об использовании агрохимикатов и о фактах загрязнения почв и деградации земель и др.

охрана земля землепользование законодательство

Правовая охрана земель обеспечивается также мерами юридической ответственности, которая применяется в случаях невыполнения установленных законодательством правил рационального использования и охраны земель. Основаниями ответственности являются земельные правонарушения.

Их перечень приводится в актах земельного законодательства (ст. 125 Земельного кодекса, Указе Президента РФ от 16.12.

93 №2162 «Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы»), а конкретные санкции за них содержатся как в земельном, так и других отраслях законодательства – уголовном, административном, гражданском, трудовом.

Среди земельных правонарушений следует прежде всего выделить экологические, то есть нарушения, которые причиняют вред земле как охраняемому природному объекту.

К их числу относятся загрязнение земель химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами; порча и уничтожение плодородного слоя почвы; проектирование, строительство и эксплуатация объектов, отрицательно влияющих на состояние земель; невыполнение обязанностей по приведению временно занятых земель в состояние, пригодное для дальнейшего использования; нерациональное использование сельскохозяйственных земель; бесхозяйственное использование земель и невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв; нарушение режима использования земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного значения; использование земельных участков не в соответствии с целевым назначением и др.

Все иные земельные правонарушения, объектом посягательства которых являются вещные земельные права или порядок управления в сфере земельных отношений, не являются экологическими, хотя иногда и могут быть связаны с нарушением экологических требований.

Это незаконные сделки с землей, самовольное занятие земель и самовольное строительство, самовольное отступление от проектов внутрихозяйственного землеустройства, несвоевременный возврат временно занимаемых земель, искажение учетных данных государственного земельного кадастра, систематическое невнесение платежей за землю, невыполнение предписаний государственных органов контроля за использованием земель, нарушение сроков рассмотрения заявлений граждан о предоставлении земельных участков и другие.

Указанные виды земельных правонарушений, как правило, влекут административную ответственность в виде штрафов, налагаемых на граждан и должностных лиц. Она предусмотрена ст.

50-53 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, нормами земельного законодательства и применяется специально уполномоченными органами государственного экологического управления – Госкомземом России, Госкомэкологией России, Государственной службой санитарно-эпидемиологического надзора и др.

В случае причинения земельным правонарушением значительного вреда земле, окружающей природной среде или здоровью человека, а также при наличии других признаков, указанных в законе, может наступать уголовная ответственность по ст. 254 (отравление, загрязнение или иная порча земель), ст. 170 (регистрация незаконных сделок с землей, искажение учетных данных государственного земельного кадастра и др.) Уголовного кодекса РФ.

Независимо от привлечения виновных лиц к административной и уголовной ответственности применяется гражданско-правовая ответственность в случае совершения незаконных сделок с землей или причинения вреда земле либо правам и законным интересам субъектов земельных отношений.

Размер убытков, подлежащих возмещению, определяется в полном объеме исходя из фактически причиненного ущерба и упущенной выгоды – стоимости поврежденных насаждений, незавершенного сельскохозяйственного производства, работ по очистке от загрязнения или рекультивации земель и т. д.

Самовольно занятые земельные участки возвращаются по их принадлежности без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования.

Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, самовольном занятии, снос самовольно возведенных строений производится виновными в этих нарушениях лицами своими силами или за их счет (ст. 126 ЗК РСФСР).

За нарушение экологических требований по рациональному использованию и охране земель, неосвоение земель, их нецелевое использование и другие нарушения могут применяться санкции, установленные земельным законодательством, в виде изъятия земельных участков, порядок осуществления которого был рассмотрен выше.

Источник: https://vuzlit.ru/1304399/mery_ohrane_zemel

Раздел 4. Поддержание в надлежащем состоянии объектов недвижимости, инженерной и иной инфраструктуры | ГАРАНТ

Меры предупредительного характера при размещении объектов недвижимости

4.4. Охрана, защита и восстановление зеленых насаждений

4.4.1. Охрана, защита и восстановление зеленых насаждений на территории городского округа “город Якутск” должно проводится в соответствии с требованиями, установленными правовыми актами Российской Федерации, Республики Саха (Якутия), городского округа.

4.4.2. В настоящем разделе используются понятия и термины законодательства Российской Федерации об отходах производства и потребления, а также следующие понятия:

– зеленый массив – участок земли, занятый зелеными насаждениями, насчитывающий не менее 50 экземпляров взрослых деревьев, образующих единый полог. Взрослым считается дерево старше 15 лет

– зеленые насаждения – древесно-кустарниковая и травянистая растительность(деревья, кустарники, газоны и цветники) на территории населенного пункта, дерево – растение, имеющее четко выраженный деревянистый ствол, несущие боковые ветви и верхушечный побег;

– кустарник – многолетнее растение, ветвящееся у самой поверхности почвы (в отличие от деревьев) и не имеющее во взрослом состоянии главного ствола;

– травяной покров – газон, естественная травяная растительность.

– озелененная территория – это территория, покрытая зелеными насаждениями, участки земли, на которых располагаются растительность естественного происхождения, искусственно созданные садово-парковые комплексы и объекты, бульвары, скверы, газоны, застроенная территория жилого, общественного, коммунального, производственного назначения, в составе территориальной зоны населенного пункта, в которую может входить один или более земельных участков;

– озелененная территория общего пользования – озелененная территория, предназначенная для различных форм отдыха, которой имеет право пользоваться неограниченный круг лиц, в том числе территории парков, садов, скверов, бульваров, городских лесов;

– озелененная территория ограниченного типа – озелененная территория, находящаяся в собственности или пользовании юридического или физического лица и рассчитанная на использование определенными группами лиц, в том числе территории лечебных, детских учебных и научных учреждений, промышленных предприятий, спортивных комплексов, жилых кварталов;

– озелененная территория специального назначения – озелененная территория, предназначенная для выполнения специальных функций, в том числе территории санитарно-защитных, водоохранных, защитно-мелиоративных, противопожарных зон, кладбищ, насаждения вдоль автомобильных и железных дорог;

– защита и охрана зеленых насаждений – система правовых, организационных и экономических мер, натравленных на сохранение и восстановление зеленых насаждений;

– повреждение зеленых насаждений – причинение вреда зеленым насаждениям, в т.ч.

их корневым системам, не влекущего прекращение их роста, Повреждение зеленых насаждений – механическое, термическое, химическое и иное причинение вреда кроне, стволу, ветвям древесно-кустарниковых растений, их корневой системе, повреждение надземной части и корневой системы травянистых растений, являющееся причиной ухудшения его состояния, влекущее впоследствии прекращение роста насаждений и их гибель. Также к повреждению зеленых насаждений относится механическое повреждение ветвей, нарушение целостности коры, нарушение целостности живого напочвенного покрова, загрязнение зеленых насаждений либо почвы в корневой зоне вредными веществами, вытаптывание, наезд автотранспорта, поджог и иное причинение вреда.

– снос зеленых насаждений – вырубка деревьев и кустарников на основании разрешения (договора купли-продажи), выданного специально уполномоченным органом по защите и охране зеленых насаждений;

– вырубка, порубка (спиливание), выкапывание деревьев, кустарников, газонов, оформленные в соответствии с настоящим Положением, выполнение которых объективно необходимо в целях обеспечения условий для размещения тех или иных объектов строительства, обслуживания инженерного благоустройства, наземных коммуникаций, отвечающих нормативным требованиям инсоляции жилых и общественных помещений. Вырубкой зеленых насаждений имеет право заниматься эксплуатирующая организация.

– уничтожение зеленых насаждений – повреждение зеленых насаждений, повлекшее прекращения роста и (или) их гибель;прекращение существования зеленых насаждений, произведенное посредством раскапывания (газона), выкапывания цветочно-декоративных растений, кустарников, деревьев или вырубки (спиливания) деревьев, а также повреждение зеленых насаждений, повлекшее за собой единовременное прекращение их роста, жизнедеятельности и гибель.

– специально уполномоченный орган – орган Окружной администрации города Якутска, уполномоченный главой городского округа города Якутска для решения вопросов ведения реестра зеленых насаждений, муниципального контроля и надзора за использованием, воспроизводства, защите и охране лесов и зеленых насаждений;

– компенсационное (восстановительное) озеленение – воспроизводство зеленых насаждений взамен уничтоженных или поврежденных;

– незаконный снос зеленых насаждений – уничтожение, снос зеленых насаждений, совершенный с нарушением требований действующего законодательства и настоящего Положения;

– восстановительная стоимость – стоимостная оценка зеленых насаждений, устанавливаемая для учета их ценности при сносе, повреждении или уничтожении, включая расходы на создание и содержание зеленых насаждений;

– аварийно-опасные деревья – деревья, угрожающие своим падением или обламыванием отдельных ветвей целостности зданий, сооружений, воздушных линий, инженерных коммуникаций, а также жизни и здоровью граждан;

– эксплуатирующая организация – организация любой формы собственности, оказывающая услуги по созданию и содержанию зеленых насаждений;

– обрезка зеленых насаждений – частичное или полное удаление веток и сучьев деревьев и кустарников.

Виды обрезки зеленых насаждений: санитарная, омолаживающая и формовочная:

– санитарная обрезка – обрезка кроны деревьев и кустарников, направленная на удаление старых, больных, усыхающих и поврежденных ветвей, а также ветвей, направленных внутрь кроны или оближивания друг с другом;

– омолаживающая обрезка кроны – глубокая обрезка ветвей до их базальной части, стимулирующая образование молодых побегов, создающих новую крону;

– формовочная обрезка – обрезка кроны зеленых насаждений для придания и сохранения ей заданной формы, выравнивание высоты растений, достижения равномерного расположения скелетных ветвей;

– ордер на земляные работы – документ, разрешающий выполнение земляных работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте сетей инженерно-технического обеспечения объекта капитального строительства, выполняемых за границами отведенного земельного участка на строительство, а также при ремонте сетей инженерно-технического обеспечения объекта капитального строительства, когда не требуется разрешение на строительство, и устанавливающий сроки выполнения (начала и окончания) таких работ;

– земляные работы – вид строительных работ, связанный с разработкой грунта;

– проведение земляных работ – совокупность производственных процессов, выполняемых непосредственно на земле ручным или механизированным способом;

– сети инженерно-технического обеспечения – совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.

4.4.3. Физические и юридические лица обязаны осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений.

4.4.4.

Использование, охрана, защита и восстановление зеленых насаждений на территории городского округа “город Якутск” осуществляется собственниками, арендаторами, пользователями земельных участков, на которых произрастают зеленые насаждения, уполномоченными ими лицами, а в отношении озелененных территорий общего пользования – лицами, уполномоченными администрацией городского округа заниматься ремонтом и содержанием объектов внешнего благоустройства и озеленением.

4.4.5. Юридические и физические лица, указанные в пункте 4.4.4 настоящих Правил, несут ответственность за ненадлежащее использование, охрану, защиту и восстановление зеленых насаждений.

4.4.6. Озелененные территории городского округа “город Якутск” предназначены для формирования благоприятной среды обитания населения города.

4.4.7. Перечень озелененных территорий городского округа, их границы утверждаются главой городского округа “город Якутск” (паспортизация скверов, парков и т.д.)

4.4.8. Озелененные территории общего пользования используются для отдыха населения, организации массовых культурно-оздоровительных мероприятий и туризма.

4.4.9. Озелененные территории ограниченного пользования используются для декоративного озеленения, средозащитных, оздоровительных и санитарно-гигиенических функций.

4.4.10. Озелененные территории специального назначения используются для экранирования, ассимиляции и фильтрации загрязнителей атмосферного воздуха и повышения комфортности микроклимата.

Источник: https://base.garant.ru/26725182/bab98b384321e6e745a56f88cbbe0486/

Меры предупредительного характера при размещении объектов недвижимости

Меры предупредительного характера при размещении объектов недвижимости

Возможность обратиться к компетентным государственным органам за защитой права — важнейшая в содержании принадлежащего управомоченному лицу права на защиту.

И хотя обеспечительную сторону права нельзя сводить только к применению мер государственного принуждения, следует признать, что подключение управомоченным лицом к реализации своего права аппарата государственного принуждения — важное условие реальности и гарантированности прав граждан и организаций.

К мерам правоохранительного характера, применяемым к нарушителям гражданских прав компетентными государственными органами, относятся те способы защиты гражданских прав, которые реализуются в юрисдикционной форме — в судебном или административном порядке.

Меры государственно-принудительного порядка, применяемые компетентными государственными органами, условно можно подразделить на два блока.

Первый блок составляют меры государственно-принудительного порядка, не обладающие признаками гражданско-правовой ответственности. В науке гражданского права их именуют мерами защиты в узком смысле слова.

Второй блок составляют меры гражданско-правовой ответственности.

В свою очередь, меры государственно-принудительного порядка, не обладающие признаками гражданско-правовой ответственности, можно разделить на следующие подвиды:

  1. меры превентивного (предупредительного) характера;
  2. меры регулятивного характера, имеющие задачей упорядочение нормальных отношений между спорящими участниками гражданских правоотношений.

Эти меры государственно-принудительного воздействия имеют целью либо непосредственное предупреждение возникновения возможных правонарушений, либо их устранение лицами, допустившими не соответствующее требованиям закона поведение. К ним относятся предупреждение возможного нарушения права. Так, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием для применения такого способа защиты права, как запрещение деятельности, создающей такую опасность.

Превентивный характер имеют и такие меры, как признание права и установление факта, имеющего юридическое значение.

В практике нередко встречаются случаи предъявления в суде исков о признании, например, права собственности на строение, права авторства на произведение науки или искусства, на изобретение и т.п.

Речь идет о том, что право данному лицу принадлежит, но отсутствуют необходимые доказательства, вследствие чего требуется решение суда, которое устранит возникновение спора по данному поводу в будущем.

В отличие от этого признание факта имеет место тогда, когда необходимо признать определенное состояние, например, гражданина, имеющее для него юридическое значение.

Так обстоит дело, например, с признанием факта нахождения гражданина в определенной степени родства с умершим.

Установление судом указанного факта дает основание признать данного гражданина (или не признать его) наследником умершего.

Важной мерой предупредительного характера является признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления. Особенность названной меры состоит в том, что она имеет двоякое значение. С одной стороны, она пресекает уже возникшее нарушение, а с другой — устраняет возможность возникновения правонарушений в будущем.

Согласно ст.

13 ГК ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления (а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт), не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным. В приведенной норме речь идет о признании недействительными актов государственного органа или органа местного самоуправления. Вместе с тем в конкретных случаях закон разрешает признавать недействительными наряду с актами этих органов акты иных органов.

Так, в силу нормы п. 2 ст. 22 ГК несоблюдение указанных в законе условий и порядка ограничения дееспособности граждан или их права заниматься предпринимательской либо иной деятельностью влечет недействительность акта государственного или иного органа, устанавливающего соответствующее ограничение.

По общему правилу недействительными могут быть признаны акты государственных органов и органов местного самоуправления, имеющие ненормативный характер. Нормативные акты данных органов могут быть признаны судом недействительными только в случаях, предусмотренных законом. Подобная возможность предусмотрена п. 3 ст. 22 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”.

В соответствии с данным пунктом судам подведомственны заявления прокуроров о признании недействительными противоречащих закону правовых актов, принятых местными органами власти и управления.

Федеральные законы, нормативные акты Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ могут быть признаны недействительными Конституционным Судом РФ в случае их противоречия Конституции РФ.

От признания недействительным нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления необходимо отличать такую меру защиты гражданского права, как неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону. В обоих случаях суд оценивает акты на их соответствие закону.

Вместе с тем если при признании недействительным нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления предметом судебного спора является требование о признании таких актов недействительными, то при использовании способа защиты в виде неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону, предметом спора является конкретное материально-правовое требование о взыскании долга, выплате процентов и т.п., в качестве правового основания которого указывается такой акт.

В этом случае, обнаружив противоречие акта государственного органа или органа местного самоуправления требованиям закона, суд принимает решение не применять данный акт при решении вопроса об удовлетворении или об отказе удовлетворения спорного материально-правового требования.

Превентивный характер имеет и такая мера, как признание судом обоснованной жалобы гражданина на неправильные действия органов управления или должностных лиц и возложение на названных лиц обязанности устранить допущенные нарушения. Представляется, что к ним можно отнести и применение судом или арбитражным судом последствий недействительности ничтожной сделки.

5.1. Организация системы безопасности

Система безопасности в управлении недвижимостью включает следующие основные направления:

1) охрана объектов недвижимости — совокупность мер по упреждению и ликвидации рисков для зданий и сооружений, а также проживающих и работающих в них лиц;

2) обеспечение безопасности финансово-хозяйственной деятельности по управлению недвижимостью — защита внутренней, партнерской и контрагентской среды компании от физических и юридических лиц, недобросовестные или ненадлежащие действия которых наносят или могут повлечь ущерб ее финансовым, экономическим интересам и деловой репутации;

3) управление информационной безопасностью деятельности компании, обеспечивающее предотвращение утечки информации и разграничение доступа к служебным сведениям и данным во внутренней и внешней сфере предприятия.

Источник: https://veles-opt.ru/info/mery-predupreditelnogo-haraktera-pri-razmeshhenii/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.