Межевание и межевой план

Межевой план: понятие и сфера применения

Межевание и межевой план

После ограничения прав собственников земельных участков в 2017 году, подразумевающего запрет на реализацию, в обиходе россиян появились два новых понятия – межевание и межевой план. Так как не все понимают, что это означает и для чего нужно, будет разбираться.

Понятие межевания

Межевание – это процедура установления точных границ земельного участка на местности с последующим занесением координат объекта в Государственный реестр.

Процесс межевания осуществляется кадастровым инженером, действующим членом СРО, и состоит из нескольких этапов:

  1. Изучение документации в отношении земельного объекта.
  2. Выезд специалиста на участок для его обследования и оценки межевых знаков.

  3. Составление кадастрового плана и технического проекта.
  4. Уведомление собственников смежных участков о проведении работ с последующим согласованием границ подвергающегося межеванию объекта.
  5. Определение координат и расстановка межевых значков.
  6. Определение площади объекта.

  7. Составление межевого плана.

По окончанию процедуры межевания, результат нужно зафиксировать в органах Росреестра, и только после этого собственник земли сможет ее продать, подарить или с чистой совестью оставить в наследство.

Понятие и содержание

Межевой план – это результат определения либо уточнения границ земельного участка, выражающийся в письменно-географическом описании объекта

.

Наглядно план межевания представляет собой письменный документ, продублированный в форме электронного документа, подписанного УКЭЦП его составителя, то есть кадастрового инженера.

Готовый план на электронном и бумажном носителе передается заказчику, который хранит его у себя и использует в определенных целях.

документа включает следующие сведения об объекте недвижимости:

  1. 1. Какой именно участок подвергся межеванию.
  2. 2. Сведения о геодезической основе.
  3. 3. Информация о согласовании границ участка с соседями (если согласование обязательно).
  4. 4. Координаты точек границ размежеванного участка.
  5. 5.

    Текстовая часть в виде таблицы, содержащей:
            —  сведения о выполненных кадастровых работах;
            —  исходные данные;
            —  результаты проведенных работ;
            —  заключение кадастрового инженера;
            —  иные данные.

  6. 6.

    Графическая часть плана, содержащая схемы и чертежи.

Срок действия межевого плана

Так как межевые работы осуществляются в отношении недвижимого имущества, установление конкретного срока не требуется. Предполагается, что установленные границы останутся неизменными, следовательно, и межевой план будет считаться бессрочным документом.

Тем не менее, при внесении в Государственный реестр изменений, касающихся координат земельного объекта, первоначальные данные утратят силу, поэтому потребуется оформление нового межевого плана. В то же время любые изменения вносятся на основании результата межевых работ, поэтому документ будет составлен и передан собственнику в любом случае.

Назначение межевого плана

По значимости межевой план сопоставим с паспортом человека, так как именно этот документ наделяет безымянный участок правом на существование посредством идентификации.

Перечень ситуаций, при которых без межевого плана не обойтись, включает следующие:

  • Регистрация права собственности в отношении земельного объекта. Так, например, если продающая сторона реализует не межеванный участок, покупатель должен быть готов к тому, что в регистрации сделки Росреестр откажет. В таких случаях первоначально необходимо уточнить границы поставленного на кадастровый учет объекта, зарегистрировать изменения и только после этого переходить к процедуре реализации.
  • Оформление построек возведенных на участке. В данном случае в первую очередь осуществляется межевание, после чего можно обращаться в Росреестр с заявлением о постановке строений на учет.
  • Выделение отдельного участка из общего. В таких обстоятельствах межевание требуется для определения границ конкретного участка в составе большей по площади территории, например, когда первоначальный участок имеет несколько собственников, желающих владеть каждый своей частью.
  • Объединение отдельных участков в один. Ситуация, знакомая тем, кто к уже имеющемся в собственности участку приобретает смежный с ним объект. В результате оба участка соединяются и передаются в собственность одному владельцу.
  • Перераспределение существующих участков. Здесь предполагается изменение ранее установленных границ с образованием других участков, как правило, имеющих исходную площадь, но новые координаты.
  • Уточнение границ участка, поставленного на кадастровый учет. Это обстоятельство касается лиц, зарегистрировавших право собственности на землю в рамках дачной амнистии. Изначально данная процедура позволяла приватизировать землю без проведения межевых работ, однако, после внесения изменений в действующее законодательство оказалось, что реализовать такой участок невозможно. В этой связи владелец объекта должен обратиться к кадастровому инженеру, который проведет межевание. По окончанию работ и получению на руки документа, нужно обратиться в Росреестр, чтобы зафиксировать результат.
  • Разрешение территориальных споров между собственниками смежных участков. Если соседи не в состоянии определить границу, разделяющую их владения, установить истину можно через суд. В данном случае межевание является основным аргументом в разрешении конфликта, так как позволяет с точностью установить границы каждого из смежных участков.

Источник: https://pravorf24.ru/zemelnoe-pravo/mezhevoj-plan/

Документы, подтверждающие факт межевания: какие выдаются и как выглядят

Межевание и межевой план

В процессе установления границ надела, инженер проводит перечень работ, направленных на точный расчет поворотных точек участка и определение его границ – контурной линии, четко обозначающий область, на которую в дальнейшем будет распространяться право собственности владельца земли.

В результате все данные заносятся в окончательный документ – межевой план, который по окончанию процесса выдается заказчику на руки.

Изменения в законодательстве

Законодательство РФ периодически претерпевает ряд изменений, не становятся исключением и акты, касающиеся кадастровой деятельности и заключения гражданско-правовых актов.

Так, начиная с 1 января 2018 года, вступило в силу нововведение, коснувшееся всех собственников участков, расположенных на территории РФ.

В настоящее время любое заключение сделок купли-продажи, дарения земель, обмен одного участка на другие объекты и прочие договоры, в результате которых происходит отчуждение наделов стали невозможны без наличия плана и, как следствие, без предварительного проведения процедуры межевания.

В связи с этим значительно возросла потребность в составлении таких планов.

Кроме того, учитывая необходимое время на составление документа и осуществление обязательных мероприятий, готовый план заказчик получает в период от 3 до 6 месяцев, поэтому проведение межевых работ стали заказывать все собственники участков, чтобы в случае необходимости не тратить время на сбор необходимых документов и ожидание выполнения.

Параллельно с этим стоит учитывать тот факт, что в настоящее время постановка земельного участка на учет требует предоставление определенного перечня документации, среди которых, в частности, значится и межевой план.

Что такое межевой план

По своей сути межевой план это перечень сведений об участке, который основывается на выписке из ЕГРН о наделе, также в нем указываются прочие данные, что получены инженером на основании проведенных расчетов и информации, определенной при непосредственном выезде на место расположения надела.

В таком документе содержится следующая информация:

  • Графическое изображение земельного надела с указанием поворотных точек, при проведении через которые линий непосредственно образуется межа участка;
  • Перечень необходимых к предоставлению сведений относительно земельного участка, определяющих его основные характеристики, собственника и параметры, выделяющие его из общей массы;
  • Данные, которые были изменены по отношению к ранее устанавливаемым границам и межевым планам составленным до выполнения работ.
  • Заключение кадастрового инженера об особенностях проведения работ со ссылкой на законодательные акты, если это необходимо;
  • Указание на проведение процедуры согласования, которая подтверждает, что все лица или организации, чьи права могли быть затронуты при определении прохождения межи, утвердили расположение межи.

Структура плана в первую очередь делится на текстовую и графическую части. Текстовая, в свою очередь, представлена непосредственно информацией по земельному наделу, заключением инженера, актом согласования границ.

Ниже мы прикрепим образцы и фото документа, для того, чтобы читатели могли ознакомиться как он выглядит.

Скачать бланк формы в формате PDF можно по ссылке.

Скачать образец формы в формате PDF можно по ссылке.

Текстовая часть

Текстовая часть несет в себе основную информационную характеристику земельного надела и включает в себя такие данные:

  • Исходные показатели, на основании которых инженером производились расчеты;
  • Данные о том, какие в процессе составления документа были проведены измерения и вычисления;
  • Данные о том, какие были образованы участки или части участков или каковы были изменения в них (если они имели место);
  • Данные о тех наделах, которые позволяют обеспечить доступ к данному участку;
  • Заключение специалиста, составлявшего план;
  • Акт согласования, подписанный всеми заинтересованными лицами (собственниками смежных наделов).

Заключение

Заключение в документ стало входить начиная с 2008 года в качестве раздела его текстовой части.

Изначально такая часть плана представляла собой специальное разъяснение, обоснование проведенных работ и того, каким образом проходит граница, определяющая область участка.

Уже с 2012 года такая часть стала включаться по необходимости и оформляется она для описания произведенных действий.

Используется она в ситуациях, если определение межей или какие-либо действия в процессе их установки требуют ссылки на законодательные акты или определенные факты для предупреждения признания границ недействительными или незаконно установленными.

Акт согласования границ

Большинство земельных наделов, относительно которых специалист в процессе составления плана определяет границы, имеют смежные участки, непосредственно примыкающие к нему.

В таких ситуациях для того, чтобы права владельцев таких участков не были затронуты, становится необходимой процедура их согласования.

Для этого проводится общее собрание, на котором инженер представляет предварительно составленный план и наглядно объясняет, каким образом будут проходить межи участка.

В случае отсутствия противоречий все заинтересованные лица ставят свою подпись в отдельно оформляемом акте.

Если со всеми участками (или некоторыми) ранее были проведены согласования проходящих межей, такой акт может отсутствовать.

Графическая часть

Графическая часть межевого плана представляет собой непосредственное отображение проходящих межей участка, определяющих границы владения лица или организации и она содержит в себе следующее:

  • Схему объектов;
  • Расположение участка с учетом принятых масштабов отображения;
  • Сам чертеж участка и его частей (при наличии необходимости выделить составные части);
  • Абрисы узловых (поворотных) точек надела, между которыми и проходят линии, определяющие границы владения.

В каких форматах выдается

План представляется в первую очередь на бумаге. Документ выполняется в двух оригинальных экземплярах, один из которых и получает на руки непосредственный заказчик.

В настоящее время также параллельно инженером подготавливается и электронная версия, которая при наличии желания может быть отдельно предоставлена для заказчика, заключившего договор на проведение межевых работ.

Что делать после процедуры

После межевания и получения на руки плана собственники могут обращаться для постановки наделов на учет и получения (или обновления) документа, подтверждающего право собственности.

Сбор документов

Процедура обращения одним из возможных способов в Росреестр сопровождается предварительным сбором необходимой документации, среди которой содержатся:

  • Паспорт заявителя;
  • Доверенность, в том случае, если обращение следует не от непосредственного собственника, а от доверенного лица;
  • Документ, подтверждающий право собственности на надел;
  • Документ, ставший основанием на возникновение права собственности;
  • Акт согласования (при необходимости);
  • Кадастровый паспорт.

Составление заявления

Для постановки надела на учет в первую очередь необходимо будет составить заявление – именно на его основании сотрудники Росреестра будут рассматривать возможность внесения сведений о наделе в общую базу.

Так, в заявлении указывают следующее:

  • Организация, куда непосредственно направляется само заявление;
  • Тип документа;
  • Количество выписок из единого реестра, которое будет необходимо заявителю;
  • Данные о том, кто выступает непосредственным заявителем;
  • Список документации, которая предоставляется вместе с заявлением;
  • Каким образом заявитель желает получить документы;
  • Дата, на которую составлен документ и подпись лица, подавшего его.

Подача заявления и требуемого списка документов осуществляется посредством исполнения одного из возможных способов – при помощи личного визита в Росреестр или МФЦ, отправки заявления почтой или направления через интернет.

Личный прием

Подача заявления посредством личного приема может осуществиться при непосредственном посещении отделения Росреестра или любого из отделений Многофункционального центра.

При подаче документов сразу в Росреестр заявитель получит ответ на свое обращение в кратчайшие сроки.

Так, постановка на учет осуществляется всего в течение 5 дней, регистрация прав собственности производится через 7 дней, а совместное оформление права собственности и постановка на учет оформляются уже за 10 дней.

Почтовое отправление

Отправку заявления по почте рекомендуется осуществлять исключительно заказным письмом и ни в коем случае не пересылать таким образом оригиналы имеющихся документов – только копии.

При этом такой способ используется только при невозможности подать заявление лично, поскольку отсчет обязательного срока осуществляется уже с момента получения письма сотрудником отдела Росреестра.

Через интернет

Способ подачи заявления посредством интернета является наиболее удобным, поскольку он не требует личного присутствия, а имеющаяся система заполнения заявления позволяет избежать внесения данных неверно.

Для подачи документов потребуется зайти на официальный сайт Росреестра и перейти в раздел подачи заявлений, где и заполнить все содержащиеся в нем поля.

Где в выписке из ЕГРН говорится о межевых работах

Выписка из ЕГРН, которая предоставляется после того, как участок ставится на учет, представляет собой перечень информации из двух объединенных баз данных – ЕГРП и Кадастрового учета.

Подобная выписка заменяет предоставление свидетельства о регистрации права собственности, паспорт надела и справку о его цене.

Выписка включает в себя данные, содержащиеся в трех разделах:

  • Характеристика участка – точный адрес, величина (площадь), категория использования, номер в базе кадастра, а также прочие основные параметры;
  • Данные о лице или организации, которая выступает собственником участка. Указывается наличие каких-либо обременений, которые имеются относительно действий с участком (к примеру, если он является залоговым имуществом), данные об изъятии или возникновении права владения им;
  • Графическая часть. В ней непосредственно отображается схема, показывающая межевание надела, то есть указание, каким непосредственно образом проходит его граница. Указывается также адрес участка и говорится, как проходят инженерные коммуникации.
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.