Межпоселенческие земли

Краткий курс муниципального права – 2

Межпоселенческие земли

Только для ваших глаз тех, кому это необходимо знать.

Территориальные основы местного самоуправления (как институт муниципального права) представляют собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе территориальной организации местного самоуправления: формирования территории муниципального образования, установления и изменения его границ.

Тема 2. Территориальная организация местного самоуправления

– это деятельность населения, органов государственной власти и местного самоуправления по формированию территории муниципального образования, установлению и изменения его границ.

Муниципальное образование – это, прежде всего, территория, в границах которой осуществляется местное самоуправление.

Местное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях разного вида, отличающихся по своему статусу.

Статус муниципального образования определяет объем полномочий, которыми обладает население и органы местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

Вид (статус) муниципального образования и его границы устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

Вопрос 1. Виды муниципальных образований:

1. Сельское поселение – это один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и т.п.). 

В состав территории сельского поселения могут входить:

  • один сельский населенный пункт с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения – более 3000 человек), либо
  • несколько сельских населенных пунктов, объединенных общей территорией, с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения – менее 3000 человек каждый).

Например:

(названия населенных пунктов и муниципальных образований вымышленные)

Границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав.

С учетом плотности населения и доступности территории статусом сельского поселения может наделяться сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек.

Таким образом, по желанию населения местное самоуправление может быть организованно и в небольшом (менее 1000 человек) населенном пункте, если он находится в труднодоступной или отдаленной местности, что не позволяет включить его в состав более крупного муниципального образования.

Перечень местностей, относящихся к территориям с высокой или низкой плотностью населения, устанавливается Правительством РФ. Например, Распоряжение Правительства РФ от 25.05.2004 N 707-р «Об утверждении перечней субъектов Российской Федерации и отдельных районов субъектов Российской Федерации (в существующих границах), относящихся к территориям с низкой либо с высокой плотностью населения».

2. Городское поселение – это город или поселок.

В состав городского поселения могут входить:

  • один город или поселок, а также
  • территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры,
  • включая близлежащие населенные пункты, не являющиеся самостоятельными муниципальными образованиями.

Например:

(названия населенных пунктов и муниципальных образований реальные)

3. Муниципальный район – это несколько городских и сельских поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией.

Межселенная территория – это территория, находящаяся вне границ поселений.

Например:

(названия населенных пунктов и муниципальных образований реальные)

Границы муниципального района устанавливаются с учетом транспортной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в его состав.

Органы местного самоуправления (ОМСУ) муниципального района имеют более широкие полномочия, чем городские и сельские поселения. Например, организация школьного образования относится к вопросам местного значения муниципального района.Таким образом, решение о создании или ликвидация школ принимают ОМСУ муниципального района. Они же отвечают за их содержание. ОМСУ городских и сельских поселений подобные решения принимать не вправе, как и финансировать содержание школ из своего бюджета.

4. Городской округ –  это один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не менее двух третей населения которого проживает в городах. Не входит в состав муниципального района.

Обращаю внимание, что городской округ – это не округ в городе, не часть города. Напротив, городской округ – это, как правило, крупный город. Например, в Архангельской области статус городского округа имеют муниципальные образования Архангельск, Котлас, Коряжма и некоторые другие.

Например:

(названия населенных пунктов и муниципальных образований реальные)

При этом, как указанно выше, в состав городского округа могут входить несколько населенных пунктов. Например, в состав муниципального образования «город Архангельск», помимо самого города Архангельска, входят поселки Боры, Лесная речка, Новый Турдеевск, Турдеевск и Талажский авиагородок.

Отличие поселения и муниципального района от городского округа:

1. Территории поселений входят в состав территории муниципального района, а территория городского округа – не входит.

2.

Полномочия по решению вопросов местного значения на территории муниципального района распределены между органами местного самоуправления (ОМСУ) района и ОМСУ поселений, входящих в его состав, а ОМСУ городского округа самостоятельно решают всем вопросы местного значения на своей территории.
3. В мниципальных районах установлена двухуровневая система управления, состоящая из ОМСУ муниципального района и ОМСУ поселений, входящих в его состав, а в городских округах – одноуровневая, состоящая только из ОМСУ городского округа
Так, например, ОМСУ городского округа по своему усмотрению принимают решения о создании или ликвидации школ и обеспечивают их финансирование.

5. Муниципальный округ (введен с 1.05.2019) – один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов. Не входит в состав муниципального района.

Отличие муниципального округа от городского округа:

1. В городском округе должно проживать не менее 2/3 городского населения.

2.

 Площадь территории, входящая в состав городского округа и предназначенная для его развития, не может превышать в 2 и более раза площадь территорий городских населенных пунктов, входящих в его состав.

3. На территории городского округа плотность населения должна в 5 и более раз превышать среднюю плотность населения в РФ.

Городские округа не соответствующие этим требованиям должны быть преобразованы в муниципальные округа до 1.01.2025г.

6. Городской округ с внутригородским делением – городской округ, в котором образованы внутригородские районы.

7. Внутригородской район

Источник: https://abcdpolk.livejournal.com/173200.html

Межселенная территория — это земля в составе муниципального района между городскими и сельскими поселениями

Межпоселенческие земли

В результате муниципальной реформы в начале нулевых, в России значительно поменялась структура и принципы организации самоуправления в Российской Федерации, появилось понятие межселенной территории.

В данной статье попробуем разобраться в понятии «межселенная территория», в каких случаях она возникает, причины её возникновения, каковы условия её существования. Каковы законодательные акты и нормы применимые к этим регионам. Попробуем разобраться с их проблемами, которые возникли в результате муниципальной реформы и способами их решений.

Определение межселенной территории

Законы обычно определяют термины и понятия чётко и лаконично, но человеку несведущему сразу достаточно сложно разобраться о чём идёт речь, да и возникает много дополнительных вопросов, ответы на которые в самом определении никак не отражаются. Попробуем объяснить на пальцах, что подразумевается под понятием межселенная территория.

Итак, в результате муниципальной реформы, территория Российской Федерации поделена на субъекты, к ним относятся: области, края, республики, автономные округа и т. д.

Они, в свою очередь, делятся на муниципальные образования, где уже и возможно местное самоуправление. Согласно законам самоуправление в Российской федерации возможно только в муниципальных образованиях.

Муниципальные образования, согласно трактовке закона, бывают пяти видов:

  1. Сельское поселение,
  2. Городское поселение,
  3. Муниципальный район,
  4. Городской округ,
  5. Внутригородская территория города федерального значения.

В нашем случае нас интересует муниципальный район — это совокупность нескольких сельских и городских поселений, а также межселенных территорий.

То есть, говоря простым языком, межселенная территория — это площади между сельскими и городскими поселениями в составе одного муниципального района.

В большинстве случаев они служат плацдармами для развития городов и поселений, реализации различных инфраструктурных проектов или площадями, используемыми Министерством Обороны РФ.

Где может возникнуть межселенная территория

Признаки возникновения межселенных территорий заложены в законе об организации местного самоуправления. Такой статус земля может получить только в субъектах с низкой плотностью населения, ниже более чем в 3 раза среднего по России. По состоянию на 2018 год средняя плотность населения в Российской Федерации составляет 8,57 чел/км кв..

Однако такие муниципальные районы не выбираются простым вычислением, по данным, найденным в интернете или даже в официальных источниках. Список муниципальных районов, которые являются областями с низкой плотностью населения, утверждается решением правительства РФ.

Изменение или исправления в этот документ могут вноситься не чаще чем раз в 5 лет, по просьбе субъектов Российской Федерации и других органов местного самоуправления.

А также может возникнуть на площадях упраздняемых населённых пунктов в результате отсутствия населения в этих районах или в результате масштабных инфраструктурных проектов.

Организация местного самоуправления на межселенных территориях

Организация местного самоуправления на таких просторах нерациональна и порой просто невозможна.

Поэтому все решения по эксплуатации, содержанию инфраструктуры и прочих вопросов местного самоуправления решаются в администрации муниципального района в который входит межселенная территория.

Бюджет расходная и доходная часть определяются в муниципальном районе, к которому принадлежит «межселенка». Поэтому и все вопросы, которые могут возникнуть при использовании или регистрации земель решаются в администрациях муниципальных районов.

Проблемы межселенных территорий

  1. Наличия «межселенки» даже в регионах с высокой плотностью населения, из-за муниципальной реформы не все регионы учли свои географические особенности и отсутствие населения на обширных площадях (такая ситуация возникла, например, в Ингушетии), в связи с этим возникают проблемы с самоуправлением в этих районах.

  2. Отсутствие чётких требований по определению границ межселенных участков приводит к тому, что границы определяются общественным мнением.

  3. В областях богатых полезными ископаемыми, которые зачастую относятся к нашим землям, доходы от деятельности добывающих компаний уходят в муниципальный район, а не ближайший посёлок несущий всю нагрузку по осуществлению хозяйственной деятельности возле месторождения.

  4. На «межселенке» нельзя оформить стандартную форму прописки, характерные для коренных народов, что исключает получение ими социальных гарантий.
  5. Отсутствие эффективности по использованию площадей, т. к. управление осуществляется районом и гражданами, не имеющими никаких связей с этими землями.

Резюмируя, можно сказать, что наличие межселенных территорий для такой страны, как Россия, конечно, необходимо. Однако организация управления и развития этих площадей создаёт много проблем различной направленности и практика внедрения пока ещё не выработала никаких эффективных решений. В значительной части проблемы управления межселенными территориями связаны со слаборазвитой инфраструктурой на огромных, практически нежилых просторах страны.

Загрузка…

Источник: https://domosite.ru/zemlya/ponyatie-mezhselennoy-territorii-v-munitsipalnom-rayone-rossii

Понятие межселенной территории в муниципальном районе России

Межпоселенческие земли

> Земля > Понятие межселенной территории в муниципальном районе России

В результате муниципальной реформы в начале нулевых, в России значительно поменялась структура и принципы организации самоуправления в Российской Федерации, появилось понятие межселенной территории.

В данной статье попробуем разобраться в понятии «межселенная территория», в каких случаях она возникает, причины её возникновения, каковы условия её существования. Каковы законодательные акты и нормы применимые к этим регионам. Попробуем разобраться с их проблемами, которые возникли в результате муниципальной реформы и способами их решений.

  • Определение межселенной территории
  • Где может возникнуть межселенная территория
  • Организация местного самоуправления на межселенных территориях
  • Проблемы межселенных территорий
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.