Модели использования земель в городах

Городской мультипликатор: модель лоури

Модели использования земель в городах

Экономическая и территориальная структура города зависит от особенностей развития и специализации базового и обслуживающего секторов. Их взаимосвязи и влияние на рост людности и площади города отражает МОДЕЛЬ ЛОУРИ.

Как правило, развитие базовых производств ведет к возникновению обслуживающих производств; их расширение, соответственно к росту занятости и увеличению численности людей в секторе домашнего хозяйства.

Рассмотрим их взаимозависимость на примере, когда базовый сектор и базовая занятость в небольшом городе связана с разработкой расположенного в его окрестностях месторождения железной руды. Экспорт руды позволяет городу закупать продовольствие и предметы потребления для жителей, некоторые виды оборудования, необходимые для функционирования базового сектора.

Добыча руд ведет к развитию связанных с ней производств технологического цикла – обогатительных фабрик, ремонтных цехов, предприятий по изготовлению оборудования. В свою очередь, растет число занятых в сфере управления, образования, в секторе домашнего хозяйства.

Рост экономически активного населения города происходит преимущественно за счет привлечения рабочей силы из других районов или из сельской местности.

Допустим, в окрестностях города открывается новый рудник, где будет занято 100 шахтеров; это значит, что базовая занятость в городе увеличится на 100 рабочих мест. Как будут “вести себя” другие сектора городской экономики? Если каждая семья состоит из 4-х человек, то сектор домашнего хозяйства увеличится на 300 человек.

Для нормальной жизни этих людей необходимо построить новые больницы, химчистки, булочные. Это, соответственно, приведет к росту занятости в обслуживающем секторе. Затем начнется новый круг роста секторов домашнего хозяйства и услуг, потому что в семьях работников сферы услуг также есть домохозяйки, дети и пенсионеры.

В итоге рост базовой занятости на 100 рабочих мест приведет к росту сектора домашнего хозяйства на 800 человек и сектора обслуживания на 100 человек.

Со временем, когда истощатся запасы руды, начтут закрываться шахты, рудники и обогатительные фабрики, занятость в базовых и обслуживающих секторах будет сокращаться.

Если органами власти не будут предприняты меры, то город и окружающая его территория превратятся в классический депрессивный район с падающим уровнем жизни, экологическими и социальными проблемами и постоянной оппозицией правительству.

В случае принятия решения о поддержке городской экономики, проводится политика по привлечению новых базовых производств. Если же из-за географического положения города (суровых природных условий, его удаленности от экономических центров страны, хозяйственных навыков населения) новые отрасли “отказываются” мигрировать, то горожанам предлагается переезжать в более перспективные районы.

РЫНОК ГОРОДСКИХ ЗЕМЕЛЬ Характер использования земель в городах в условиях рыночной экономики (в данном случае при свободной продаже и конкуренции за земельные участки) определяется соотношением цены земельного участка, его транспортной доступности и особенностями окружения.

Главнейшим фактором, определяющим цену на землю при всех типах землепользования, является рента положения, которая отражает экономию в транспортных издержках из-за выгодности размещения участка.

Приоритетность значения других факторов различна для каждого из пользователей городской территорией. Например, расчлененность рельефа хороша для ландшафтной архитектуры и неудобна и дорога для промышленного строительства. Для жилья основным критерием считается близость к месту работы, торговым точкам и удаленность от загрязняющих атмосферу производств.

Для промышленных предприятий важна близость к смежникам и удобные транспортные связи с ними; для розничной торговли – близость потенциальных покупателей. Всего 50 лет назад важнейшим фактором размещения контор и офисов фирм была близость смежников.

С появлением новых средств связи и передачи информации – телекоммуникационных сетей, видеотелефонов, телексов и факсов, значение этого фактора заметно снизилось.

Любой вид использования земельных участков возникает в результате компромисса между удобством расположения (близость к центру и транспортная доступность) и размерами суммы, которую надо заплатить (за аренду или за покупку), чтобы получить это удобство. Постепенно участки переходят к тем пользователям, которые хотят и могут платить за них больше всех.

Земельные участки в городах занимаются под самые целесообразные виды деятельности, и если все отрасли размещены оптимально, и все участки заняты самыми прибыльными для данного места видами хозяйственной деятельности, то суммарная рента стремится к максимально возможной. Это происходит при соблюдении очевидных правил рыночной экономики:

– каждый вид экономической деятельности извлекает прибыль из каждого участка городской территории;

– в условиях конкурентной борьбы за участки земли, каждый участок используется с максимальной отдачей, т.е. его обладатель извлекает из него наибольшую прибыль и платит максимальную ренту;

– чем большую прибыль можно извлечь, тем большую ренту согласны выплачивать предприниматели.

Таким образом, территориальная структура города, понимаемая как взаимное размещение функциональных зон в значительной мере определяется их транспортной доступностью.

В общем виде картина цен на земельные участки отражает их транспортную доступность.

В центре каждого города, как правило, расположен центральный деловой район (ЦДР) – доступный для всех окраин.

За земельные участки в ЦДР разгорается наибольшая конкурентная борьба, цены здесь максимальны и снижаются по мере приближения к окраинам; цены на участки вдоль главных радиальных магистралей, как правило, выше, чем на удалении от них.

На пересечении транспортных артерий возникают локальные пики цен, которые выше среднего их уровня на том же расстоянии от центра города.

В городах экономически развитых стран до конца 1940-х гг.

, когда главным способом перемещения был общественный транспорт, соединяющий ЦДР с окраинами, цены на земельные участки зависели, в первую очередь, от расстояния до ЦДР. С 1950-х гг.

личные автомобили и скоростные автомагистрали ликвидировали монополию ЦДР на хорошую доступность. К этому периоду относится децентрализация промышленности, оптовой и розничной торговли и их вынос из ЦДР.

В 1960-е гг. началось переселение обеспеченных людей из центра крупных городов в тихие, экологически чистые пригороды.

Часть функций управления была вынесена в пригородные управленческие и промышленные парки, где существенно ниже земельная рента и уже создана удобная инфраструктура.

В настоящее время, по мере роста занятости в сфере управления, обработки и распространения информации, в принятии решений о размещении предприятий большее значение приобретают факторы качества окружающей среды, чем факторы доступности.

МОДЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЛИ В ГОРОДАХ. “Поверхность” цен на землю определяет размещение функциональных зон на территории города. Существующие варианты их размещения отражают следующие МОДЕЛИ:

1. КОНЦЕНТРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ типична для старых, имеющих длительную историю экономического развития городов с радиально-кольцевой структурой. Она исходит из равномерного снижения цен на земельные участки в пределах городской агломерации.

2.

СЕКТОРАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ основана на том, что различные типы использования земли в городах “привязаны” к определенным радиальным дорогам (которые и образуют секторы), отходящим от центрального делового района.

Различия в доступности участков, находящимися между этими радиусами, приводят к изменению поверхности цен на землю от одного сектора к другому, и, следовательно, к размещению определенных видов деятельности по секторам.

3. МНОГОЯДЕРНЫЕ МОДЕЛИ характерны для крупных, динамично развивающихся городов, в которых вокруг нескольких деловых центров возникают жилые районы. Число и расположение этих центров зависит от людности и особенностей экономического развития города.

Как правило, в микрогеографии реального города можно найти признаки всех трех основных моделей размещения функциональных зон.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗМЕЩЕНИЕ ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКИ В ГОРОДАХ. География жилья различного качества и, соответственно, неодинаковой стоимости в условиях рыночной экономики является результатом размещенческих решений семей с разным уровнем дохода.

Как правило, новые жилые дома строятся на окраине города.

Таким образом, жилая застройка как бы располагается “по кольцам” , каждое из которых отражает преобладавшие во время его возведения вкусы, архитектурный стиль и типичный состав семьи.

“Плотность” жилой застройки является преимущественно функцией цен на участки – чем дешевле земля – тем больше участок и ниже плотность городской застройки, и наоборот.

Семьи с низким доходом концентрируются в кольцах более старой и дешевой застройки; с ростом благосостояния они стремятся приобрести более комфортное и удобное жилье.

Например в США, около 20% семей ежегодно меняют место жительства; таким образом формируется так называемая “цепочка жилых вакансий”, как правило, в пределах одного и того же сектора города, который, расширяясь, сохраняет свой расовый, этнический и социальный состав.

ЦЕНА НА ЖИЛЬЕ. Рыночная цена жилого дома, квартиры определяется суммой цены жилья (зависит от архитектурного стиля, площади, удобств) и стоимости участка земли (зависит от его размера, качества окружающей среды, социального статуса соседей, близостью объектов, ухудшающих его качество).

Сначала территориальная организация общества складывается в результате размещенческих решений людей, затем она сама начинает формировать географию городского сообщества.

Появление этнических кварталов в городах (гетто – районов компактного проживания негритянского населения в городах на Севере США с низким качеством жилья; итальянских, еврейских, китайских кварталов) связано с действием именно этого фактора.

Для крупных городов развивающихся стран характерно существование трущобных районов, где селятся прибывающие в город экономические мигранты из сельской местности в поисках лучшей жизни.

Жилье строится на самовольно захваченных землях из ящиков и другого подсобного материала; здесь отсутствуют практически все городские удобства – канализация, электричество, водопровод; жители трущобных районов, как правило, не имеют постоянной работы; здесь особенно высок уровень преступности и заболеваемости.

Периодически городские власти сносят трущобные дома, пытаясь решить проблемы социальной безопасности города. Но через некоторое время трущобы возрождаются из пепла, как птица Феникс, зачастую на том же самом месте.

МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ГОРОДА.

Возможности управления территориальной структурой города в условиях рыночной экономики ограничиваются существованием частной собственности на землю.

Тем не менее практически во всех экономически развитых странах государственное регулирование размещения отраслей хозяйства в городах существует и подчинено целям сохранения высокого качества среды и ее привлекательности.

Одним из первых отметил “вред” частной собственности на землю для городской экономики уже знакомый нам изобретатель статистики У.Петти. После “великого пожара” в Лондоне 1666г.

, который уничтожил почти половину старых построек, освободив место для строительства нового города, У.

Петти представил правительству план расчистки и перестройки Лондона, исходя из идеи государственной собственности на землю и здания.

К началу 19 века в США интересы частных землевладельцев вступили в противоречие с общественными потребностями. В целях пожарной безопасности в городах разрешалось строительство домов только из кирпича и камня, покрытых железом или черепицей.

Но лишь в начале 20 века в США были приняты законы, регулирующие внутреннюю территориальную структуру городов. Первые из них лишили владельцев земли прав на недра под участком и на воздушное пространство над ним. В 1909г. по закону “О зонировании г.

Лос-Анджелеса”, территория города была разделена на жилые и промышленные районы с целью оградить участки с частной жилой застройкой от угрожающего их качеству(и соответственно, стоимости) индустриального соседства. В 1916 г.

был принял закон “О зонировании Нью-Йорка”, по которому в городе выделялось 3 зоны жилищная, торговая и зона, использование которой не лимитировалось. Кроме того, были выделены участки, где ограничивалась высота зданий и плотность жилой застройки.

С 1960-х гг. регулирование городского расселения в США ведется исключительно экономическими мерами, которые по сути являются средством сегрегации жилых районов по имущественному и социальному положению жителей.

Разрешение на застройку купленного участка дается городскими властями только при условии выполнения требований к площади земельного участка, архитектурному стилю, жилой площади (в конце 1980-х гг. для домов на окраине города она должна быть не менее 140 кв.м, а некоторых, наиболее престижных районах – около 200 кв.м).

Эти требования автоматически делают жилье дорогим, ограничивая тем самым возможности для менее обеспеченных людей селиться в этих районах.

Широкое распространение получила система денежных компенсаций жителям за “потери в качестве жизни”. Считается, что близкое расположение вновь строящихся объектов – тюрем, домов умалишенных, электростанций, промышленных предприятий резко снижает качество, и, соответственно, стоимость расположенного поблизости жилья.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s74856t3.html

§ 6. Как управлять территориальной структурой города?

Модели использования земель в городах

Практически во всех экономически развитых странах существует государственное регулирование размещения предприятий и учреждений в городах. Его целью является сохранение высокого качества среды и её привлекательности.

Регулирование городского расселения в США. В Соединённых Штатах Америки в начале XIX в. в целях пожарной безопасности в городах разрешалось строительство домов только из кирпича и камня, покрытых железом или черепицей.

К началу XX в. были приняты законы, регулирующие внутреннюю территориальную структуру городов. Первые из них лишили владельцев земли прав на недра под участком и на воздушное пространство над ним. В 1909 г.

по закону «О зонировании Лос-Анджелеса» территория города была разделена на жилые и промышленные районы с целью оградить участки с частной жилой застройкой от угрожающего их качеству (и, соответственно, стоимости) индустриального соседства. В 1916 г.

был принят закон «О зонировании Нью-Йорка», по которому в городе выделялось три зоны: жилищная, торговая и зона, использование которой не лимитировалось. Кроме того, были выделены участки, где ограничивалась высота зданий и плотность жилой застройки.

С 1960-х гг. регулирование городского расселения в США ведется исключительно экономическими мерами, которые по сути являются средством сегрегации жилых районов по имущественному и социальному положению жителей.

Существует ли оптимальная территориальная структура города?

Очевидно, что в структуре землепользования каждого города должны быть не только промышленные, торговые и жилые зоны, но и зоны рекреации, необходимые для отдыха людей и сохранения комфортности проживания.

Модель поляризованного ландшафта даёт ответы на вопросы, какое взаимное расположение функциональных зон города может быть признано оптимальным, как уберечь парки, бульвары, реки (они ведь не приносят денег застройщику) от расширяющейся жилой и торговой застройки?

По модели Бориса Родомана оптимальной городской структурой может быть признано размещение, при котором агрессивные участки (промышленные предприятия, торговые центры) отделены от жилых районов так называемыми «зелёными клиньями» — парками, бульварами, зонами отдыха (рис. 58).

По осям «зелёных клиньев», начинающихся в городских парках, должны протянуться туристические дороги, оборудованные согласно требованиям ландшафтной архитектуры. Только таким образом — при оптимизации территориальной структуры — природа может быть сохранена в индустриальном обществе.

Рис. 58. Оптимальная территориальная структура города. Переплетающиеся сети поляризованного ландшафта (по Б.

Родоману):
1 – центры городов и скоростные дороги; 2 – жилые кварталы с постоянным населением и обрабатывающей промышленностью, безвредной для окружающей среды; 3 – сельское хозяйство высокой и средней интенсивности, морские плантации и промыслы; 4 – загородные природные парки для отдыха и туризма, экстенсивное сельское хозяйство (естественные сенокосы, пастбища); 5 – природные заповедники; 6 – рекреационные поселения и жилища (дачи, дома отдыха, турбазы, плавучие отели) и соединяющие их туристические маршруты, тропы, дороги, рейсы

Разрешение на застройку купленного участка даётся городскими властями только при условии выполнения требований к его площади, архитектурному стилю здания, размеру жилой площади (в конце XX в.

для домов на окраине города она должна быть не менее 140 м2, а в некоторых наиболее престижных районах — около 200 м2, с обязательным бассейном, дорогостоящей замкнутой системой жизнеобеспечения и пр.).

Эти требования автоматически делают жильё дорогим, ограничивая тем самым возможности для менее обеспеченных людей селиться в этих районах.

Широкое распространение получила система денежных компенсаций жителям за «потери в качестве жизни». Считается, что близкое расположение таких объектов, как тюрьма, психиатрическая лечебница, электростанция, промышленное предприятие, резко снижает качество и, соответственно, стоимость расположенного поблизости жилья.

Регулирование городского расселения в ЮАР. Существовавшая в ЮАР до 1990-х гг. XX в.

система апартеида — раздельного проживания людей с разным цветом кожи — отразилась и в территориальной структуре городов: в крупных городах выделялись районы, в которых разрешалось проживание только белых или только чёрных граждан (рис. 59).

В настоящее время, когда апартеид осуждён и отменён законодательно, существовавшая ранее система расселения продолжает оставаться и вряд ли скоро трансформируется, учитывая высокую стоимость земли и жилья в крупных городах. Чёрные жители с низким уровнем дохода просто не могут позволить себе изменить место жительства.

Рис. 59. Расовое зонирование г. Порт-Элизабет (ЮАР), 1950-е гг. Районы, законодательно выделенные для проживания:

  1. — белого населения;
  2. — цветного населения;
  3. — индийцев;
  4. — китайцев;
  5. — чёрного населения;
  6. — центральный деловой район.

Белым цветом показаны районы, где проживание не регламентировалось законом

Вынужденное переселение коренных жителей в «тауншипы» — «чёрные» пригороды — датируется началом XX в. Основная часть чёрных южноафриканцев проживала в крупных городах и работала на находящихся в непосредственной близости от городов шахтах и предприятиях, ежедневно совершая маятниковые миграции.

Резкое повышение стоимости проезда сделало ежедневные перемещения невыгодными с экономической точки зрения. Чёрные африканцы были вынуждены продать своё жильё в городе и поселиться рядом с шахтами и заводами.

Такие поселения расположены практически вокруг всех крупнейших городов ЮАР, например Дурбана, Йоханнесбурга (рис. 60).

Рис. 60. Пригород г. Йоханнесбурга (ЮАР)

Регулирование городского расселения в СССР. Существовавший в СССР в середине XX в. институт прописки и политика ограничения роста крупных городов фактически закрепляли граждан за определёнными населёнными пунктами. Только в начале 1990-х гг. институт прописки был отменён и признан противоречащим Конституции.

Регулирование городского расселения в Китае.

Существующая в стране система «хуко», закрепляющая сельское население на месте конкретного проживания (аналог советской прописки), на сегодняшний день является основным тормозом индустриального развития Китая, поскольку препятствует миграциям преобладающего сельского населения на бурно развивающиеся промышленные предприятия городов.

Основные идеи темы

  • Экономическая структура города зависит от функционирования базового сектора городской экономики.
  • Характер использования земель в городах зависит от их транспортной доступности.

  • Цена на землю максимальна в центральном деловом районе и снижается по мере удаления от центра.
  • В территориальной структуре каждого города есть элементы трёх базовых моделей — концентрической, многоядерной, секторальной.

  • Регулирование территориальной структуры городов необходимо для обеспечения оптимального использования городского пространства.

Повторение и обобщение знаний по теме

  1. Объясните на конкретном примере взаимосвязь базового, обслуживающего секторов и сектора домашнего хозяйства. Сформулируйте модель Лоури.
  2. Каковы закономерности размещения участков с различной ценой на землю в крупном городе?
  3. Какие модели использования земель в городах вы знаете? В чём заключается особенность каждой из них?
  4. К какой модели использования земли в городах можно отнести ваш город? Почему?
  5. Каковы закономерности установления цены на жильё в городе?
  6. Почему бедняки иногда проживают в центре города, на дорогой земле, в неблагоустроенных жилищах, а более обеспеченные люди — на окраине, где земля дешевле?
  7. Какие методы регулирования территориальной структуры города существуют?

Источник: https://tepka.ru/geografiya_11/19.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.