Муниципальный земельный участок

Муниципальный земельный участок и право собственности на него — нюансы и подводные камни

Муниципальный земельный участок

Часто так бывает, что, имея муниципальный участок земли, вы документально не являетесь его собственником. Как исправить это недоразумение — и что собой представляет процедура оформления и регистрации права собственности на него -такие моменты нужно изучить, прежде чем начинать это нелегкое предприятие.

статьи:

  • Процесс оформления
  • Способы оформления
  • Этапы оформления

Процесс оформления права собственности на муниципальный земельный участок

У земли не может не быть собственника, и в нашей стране таким собственником, чаще всего является государство и муниципалитет.

Для такой земли, находящейся в аренде, Земельный Кодекс России, а также федеральные законы и акты предусматривают возможность быть оформленной в частную собственность с полными правами распоряжения и пользования (продать, передать в аренду, в подарок, передать по наследству) таким участком. Но для этого право собственности должно быть оформлено в соответствии с установленной законом процедурой.

Прежде чем вести речь об оформлении собственности, будущему владельцу, как минимум, неплохо знать те характеристики, которые являются основополагающими для земельного участка.

Закон (Земельный Кодекс и Государственный Кадастр недвижимости) определяет, что для земельного участка и его оформления решающее значение имеют:

  • Местоположение.
  • Категория земли.
  • Размеры (площадь).
  • Направление использования.
  • Присвоенный кадастровый номер.

Оформляя муниципальный участок земли в собственность, замечательно, если вы заранее ознакомитесь с некоторыми нюансами — еще до старта проведения сбора документов и их подачи в соответствующий полномочный орган для дальнейшей регистрации собственности.

Но в любом случае — перед оформлением вам потребуется главное — собрать необходимые сведения о получаемом участке, разобраться, к какой категории земель он принадлежит. В этом будущему владельцу обязательно поможет территориальное отделение Росреестра.

Сама же процедура получения и, главное, оформления участка в собственность состоит из нескольких частей:

  • Исполнительная съемка участка.
  • Установление границ участка — разработка проекта и его последующее согласование.
  • Межевание будущего участка.
  • Установление и дальнейшее оформление процесса землеустроения.
  • Обеспечение кадастрового учета.
  • Обращение в регистрационную службу и непосредственно регистрация оформляемого права.

Способы оформления права собственности на землю

Законодательство для помощи будущим собственникам определяет несколько способов получения и оформления права собственности на земельный муниципальный участок.

К таким способам относят:

  1. Бесплатное оформление (этим способом имеют возможность воспользоваться некоторые категории граждан, для которых установлены льготы).
  2. Выкуп участка, находящегося в муниципальной собственности, ранее переданного в аренду.
  3. Административный порядок оформления (сюда относят различного рода торги и аукционы).
  4. Судебный порядок получение права собственности в случае возникновения спорных моментов (к примеру, окончание срока аренды).

Для отдельных категорий земель статьи ЗК устанавливают упрощенный порядок получения права собственности на них (так, это могут быть земли сельхозназначения в различных товариществах или кооперативах).

Этапы оформления права собственности и нюансы

В соответствие с требованиями ЗКодекса России (учитывая все изменения и дополнения), можно выделить несколько этапов, которыми характеризуется оформление земельного участка муниципального значения в собственность.

Такими этапами определяют:

  • Установление границ участка

Если границы участка ещене определены, то первые ваши действия, логично, что начать оформление права на него стоит с установления его координат — именно так называется межевание.

Действия по межеванию входят в обязанности ЦЕУКИКЗ (центр единого учета, кадастра и картографии земли). Специалисты, которых вызывают заблаговременно (кадастровые инженеры), имеют право по оформлению соответствующей технической документации.

Проводятся подготовительные работы, устанавливается их стоимость, после происходит оформление технического проекта.

Далее необходимо уведомить всех заинтересованных лиц и вынести границы земли в натуре (установить так называемые межевые знаки) и составляют межевой план. Подписывается межевой акт — и сформированный пакет необходимых документов выдается заказчику.

После межевания будущему владельцу необходимо обратиться в Кадастровую палату с подачей соответствующего заявление о постановке участка на учет.

Далее земля получает номер и становится на учет в ЕГРеестр, на основании чего оформляется паспорт на участок и кадастровый план.

  • Получение постановление об отчуждении муниципального участка от главы соответствующего муниципального органа.

И только после получения этого документа можно приступать к подписанию договора передачи участка или купли-продажи. Этот этап знаменуется регистрацией процесса изменения категории земельного участка.

  • Регистрация полученного права

Для получения нового свидетельства о праве собственности необходимо обратиться в органы Росреестра — а затем свидетельство регистрируется в органах Федеральной службы регистрации.

Обратите особое внимание, что законодательные акты прописывают лишь общий порядок процесса приватизации муниципальных земель, но, оформляя ваш участок в собственность, можно столкнуться с определенными нюансами, которые зависит от особенностей каждого отдельно взятого земельного участка.

Источник: https://pravo-doma.ru/zemlya/municipalnyj-zemelnyj-uchastok-i-pravo-sobstvennosti-na-nego-nyuansy-i-podvodnye-kamni.html

Что такое право государственной собственности на землю?

Муниципальный земельный участок

Понятие «собственность» указывает на принадлежность материальных объектов гражданам, юридическим лицам или государству.

Каждый владелец имущества должен понимать значение понятия и знать на какие законодательные нормы следует опираться при отстаивании собственных интересов, оформлении имущества или поиска будущего объекта.

В статье рассмотрим что такое право государственной собственности, что относится к участкам федеральных, муниципальных владений, как происходит оформление и прекращение прав.

Понятие

Это право государства РФ и его субъектов на владение земельными участками. К таким не относятся площади, принадлежащие гражданам, юридическим лицам и муниципалитетам.

Распоряжаются государственными территориями уполномоченные государственные органы в рамках установленной компетенции.

Регулируется весь вопрос следующими нормативными документами:

  • п. 2, ст. 214 ГК РФ – определение понятия, этот же вопрос определен ст. 16 ЗК РФ;
  • ст. 17 ЗК РФ указывает на основания и причины, по которым государство стало собственником земельных территорий;
  • ст. 125 ГК РФ определяет субъектов, которые от имени государства распоряжаются площадями.

Внимание! Создание нового Земельного Кодекса внесло ясность в понятие права государственной собственности земли с учетом государственных уровней.

Федеральная собственность

Такая земля расположена под объектами федерального значения или предназначенная для решения задач Федерации.

Все земли, находящиеся в федеральной собственности определены таковыми соответствующими нормативными документами. При этом государство определяя важность площадей для его нужд опирается на основания ст. 17 ЗК РФ.

К участкам федерального значения относятся:

  • Участки, предназначенные для нужд обороны и защиты государственных границ.
  • Участки, расположенные под федеральными объектами оборонной промышленности, энергосектора, метеорологическими службами. Находящиеся под трубопроводами, транспортными соединениями различных видов, предназначенные для ангаров и депо.
  • В число государственной собственности включены заповедные и исторические зоны, являющиеся носителями памятников культурного наследия.
  • Площади, предназначенные для научных и лабораторных исследований, испытаний, полигоны.

Согласно нормам ЗК РФ, государственные владения еще разделены на земли:

  1. административно-территориального значения (для субъектов государства)
  2. муниципального значения.

Земли субъектов находятся в рамках определенных территориальных административных единиц, которые имеют полномочия принимать относительно них местные нормативные документы по регулированию и распределению площадей.

Муниципалитеты также обладают правом вести самостоятельное хозяйствование и использовать земли согласно целевому полезному назначению.

Частная собственность

Предназначена для удовлетворения потребностей конкретного собственника, который на законных основаниях владеет ею.

К землям частного значения относятся:

  • имеющие целевое назначение, согласно которому их в дальнейшем будут эксплуатировать;
  • оборотные и делимые;
  • обладающие специальным разрешением.

Справка! Получить такую собственность гражданин или предприятие может только после прохождения установленных законом этапов.

Муниципальное владение ЗУ

Это земельные территории, расположенные в границах отдельных муниципальных формирований.

Сюда относятся следующие земли:

  • города;
  • районные центры;
  • населенные пункты сельского значения;
  • обобщение нескольких административно-территориальных единиц и прочие.

Распоряжаются землями органы самоуправления с соблюдением законодательных требований.

Использование площадей происходит для удовлетворения потребностей населения:

  • обслуживание коммуникационных путей,
  • развитие инфраструктуры,
  • выращивание сельскохозяйственных культур,
  • взращивание птицы и скота,
  • формирование мест для отдыха,
  • развитие промышленности в границах области.

Перечень наделов, находящихся в муниципальном владении

Ранее в муниципальную собственность передавались безвозмездно объекты государственного значения. После разделения государственной собственности на федеральную, субъектов и муниципальную, к последним отошли следующие объекты вне зависимости от первичной их формы собственности:

  • жилищный фонд и прилегающие к нему территории;
  • земли с инфраструктурой, требуемой для обслуживания ЖКХ;
  • территории под предприятиями розничной торговли, общественного питания, складскими помещениями, домами культуры;
  • земли, находящиеся под школами, детсадами, ПТУ, институтами и прочими образовательными учреждениями;
  • площади под объектами здравоохранения за исключением диспансеров и областных больниц.

Также к землям муниципальных образований отнесены территории, необходимые для обеспечения полноценной жизнедеятельности центра, повышения его продуктивности и обеспечения населения работой.

Важно! Согласно ст. 19 ЗК РФ муниципальная собственность может передаваться другому муниципальному образованию или субъектам РФ для решения их глобальных вопросов.

Оформление

Право на участок у муниципалитета возникает после принятия и подписания соответствующего решения на его образование.

Далее необходимо собрать требуемую документацию, для этого обращаются к кадастровому инженеру.

Специалист проведет межевание земли, соберет документацию для постановки на кадастровый учет, подготовит топографическую схему.

Если передать землю в пользование решил гражданин, он может выполнить данную процедуру безвозмездно, для этого достаточно соответствующих оснований и заявления от собственника на отказ от земли.

Основаниями могут стать:

  • утвержденный генеральный план у муниципалитета по использованию территорий;
  • утвержденный согласно нормам, проект территориального планирования.

Федеральные земли предоставляются муниципалитетам на основании ст. 39.31 ЗК РФ. Осуществляется передача по заявлению главы муниципального образования. Заявка оформляется и направляется федеральному владельцу участка.

Безвозмездное оформление наделов во владение муниципалитета возможно по различным основаниям:

  • наличие у муниципалитета официальных генпланов и правил пользования землей, а также застройки этих территорий;
  • наличие у муниципалитета официальных схем земельного планирования.

Прекращение правомочий на землю

Детально порядок прекращения права собственности на землю описан в гл. VII ЗК РФ.

Прекращение возможно двумя основными способами:

  • добровольно (отказ собственника или отчуждение);
  • в принудительном порядке с учетом требований ЗК и ГК РФ.

Внимание! Отказ от имущества может совершить только физическое лицо.

Провести отчуждение в пользу других лиц субъект может на основании положения Гражданского Кодекса о свободном распоряжении имуществом, способом, не противоречащим закону и не нарушающим жизненный уклад других субъектов.

Например, предоставить участок в пожизненное владение, аренду или предоставить под выкуп.

Основаниями прекращения служат:

  • законодательные акты со стороны госвласти или местной администрации;
  • предоставление земель для строительства;
  • предоставление земель для иных целей (к примеру, для ведения ЛПХ);
  • приватизация.

Заключение

Право на государственную собственность земли имеет многогранную природу. Оно разделено на несколько видов – федеральный, субъектов РФ и муниципальный.

Последние вправе регулировать собственное хозяйствование отдельными внутренними актами. При этом их права не пожизненные и могут прекращаться в пользу гражданских лиц, предприятий или прочих субъектов РФ для решения их стратегических задач.

Источник: https://stroim-domik.org/podgotovka/zemelnyj-uchastok/oformlenie/pravo-sobstvennosti/gosudarstvennoj

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.