На какие типы подразделяется граница

Билет 16 География границ. Виды границ. Функции границ

На какие типы подразделяется граница

Государственнаяграница — линия и проходящая по этойлинии вертикальная поверхность,определяющие пределы государственнойтерритории (суши, вод, недр и воздушногопространства) страны, то естьпространственный предел действиягосударственного суверенитета.

Виды границ

Поосновной классификации границы делятна:

Линии,отделяющие сухопутную территорию одногогосударства от сопредельной территориидругого государства, являютсягосударственной границей на суше.

Линии,отделяющие территориальные воды от водоткрытого моря, то есть линии внешнегопредела территориальных вод, а такжелинии, разграничивающие территориальныеводы между двумя соседними государствами,являются морскими государственнымиграницами.

Воображаемаяповерхность, проходящая по линиигосударственной границы перпендикулярноземной поверхности, служит границейвоздушного пространства соответствующегогосударства.

Подругой классификации, границы делятсяна сухопутные и морские (по природнымпризнакам), прямолинейные и извилистые(по морфологии), колониальные, повоенные,«воссоединенные» (установленныеврезультате воссоединения земельопределенного народа), компенсационные(установленные в результате обменатерриториями между соседнимигосударствами), восстановленные,навязанные в одностороннем порядкесильным соседом; установленныеодносторонним актом без сопротивлениясоседа (в соответствии с историческимиусловиями и последовательностьювозникновения). Наконец, по свойствулегитимности (законности) всегосударственные границы делятся надоговорные и недоговорные.

Любаяграница выполняет три основные функции.Разделительную (барьерную), соединительную(контактную), фильтрующую.

  1. Разделительная (барьерная) функция. Она отделяет территорию одного государства от другого или одного народа от другого с помощью границы.

  2. Контактная функция служит сближению двух регионов, через границу регионы поддерживают связи.

  3. С помощью фильтрующей функции регион производит отбор товаров, людей, культурных ценностей и пр., регулируя их потоки на свою территорию и во внешний мир.

18 Билет

Политическаягеография России. Формированиеполитической карты. Субрегионы.

Особенностиформирования пол. карты России: 1)Большаяроль «географического фактора» в историиРоссии. 2)централизация политической идуховной жизни.

3)говоря о ресурсах:большая их часть находится на восточнойчасти страны, тогда как промышленноепроизводство и население концентрируетсяв основном в западной её части –неравномерное расселение. 4)межконтинентальная граница междуЕвропой и Азией.

5) большая часть страны– север, он богат ресурсами, но ненаселен, юг наоборот- небогат и заселен.6) масштабные отличия в развитиицентр-периферия 7)на тер. страны прошиваетболее 100 этнических групп

Россиязанимает 1 место в мире по площади-17,1млн. кв. км, 6 место по численностинаселении – 145,5 млн. чел.

Натер. России выделяют 11 крупныхсоциально-экономических р-ов: 1. Центральныйр-н. регионообразующий центр Москва2)Волго-Вятский, к востоку от центра,центр –Ниж. Новгород 3)Центрально-Черноземный,Курская магнитная аномалия, центрВоронеж 4)Северо-Западный, центрСанкт-Петербург + полуанклав -Калининградская обл.

5)Северный р-н(Европейский север), нет единого центра6) Северо-Кавказский р-н, центр Ростов-на-Дону7) Поволжскийр-н, центр Волгоград8)Уральский р-н, центр Екатеринбург 9)Западно-Сибирский р-н, бассейн Кузбасса,центр Новокузнецк 10)Восточно-Сибирскийр-н, центр Красноярск 11) Дальневосточныйр-н, самый большой и незаселенный, центрХабаровск.

Этапыформирования территории России:

1.Киевско-Новгородский (IX-XII вв.): Киев иНовгород были главными городами. В этотпериод Русь включала в себя Приднестровье,Среднерусскую возвышенность, земли,прилегающие к Прибалтике, Онеге, Ладоге.

2.Монгольско-литовский (XIII – к. XIV вв.).Курск, Киев, Чернигов были завоеванылитовскими князьями. Монголы не прошлидальше Киева и Рязани. Русичи платилив Орду «выход», монголы не вмешивалисьво внутренние дела страны.

3.Московский этап (к. XIV – XV вв.): Московскоекняжество стало «собирателем» русскихземель за счет выгодного положения. Втечение этого периода вокруг Москвыобъединились Ростов Великий, НижнийНовгород, Ярославль, Новгород (1478), Тверь,Псков (1462), Владимир.

4.Сибирский этап (XVI в.): всего за 100 летбыло пройдено расстояние от Урала доТихого океана, но к Руси за это времябыла присоединена только ЗападнаяСибирь: взятие Казани (1552) и Астраханскогокняж. (1556), походы Ермака в Сибирь (1558)

5.Великорусский (XVII в.): самым главнымсобытием на этом этапе стало объединениеРоссии и левобережной Украины (1654). Также продолжилась экспансия на Восток ив состав русского государства былавключена Восточная Сибирь. Начинаетсяколонизация Кавказа и Средней Азии.

6.Имперский (XVIII – н. XX вв.). В 1721 годузакрепляются права России на территориюЭстонии и часть Латвии, к XVIII в. былиприсоединены другие Прибалтийскиеземли, Правобережная Украина, Приазовье,Прикубанье, Крым, Беларусь.

В 1809 годуприсоединяется Финляндия, в 1814 году -Королевство Польское, продолжаетсяколонизация Кавказа, расширяетсятерритория Российской империи и за счетПриамурья и Сахалина. На земляхприсоединенных в Казахстане и СреднейАзии сформировано Туркестанскоегенерал-губернаторство.

Установленпротекторат над Урянханским краем -Тывой. В 1860 году по указу Александра IIсоздана Терская область, в состав которойвошли Чеченский, Ичкерийский, Ингушскийи Нагорный округ. К концу XIX в.

завершилсяпроцесс формирования территорииРоссийской империи, ее площадь достигла22,4 млн км2, столько, сколько в к. XX в., накануне своего распада будет заниматьСССР.

Однако,не только прирост территории былхарактерен для этого времени, но и потеритерритории. В частности, в ходерусско-японской войны 1904-1905 гг. от Россиибыли отторгнуты Курильские острова июг Сахалина.

До17 в. не было единой административно-тер.системы управления русских земель.Этапы её формирования: основы былизаложены Петром 1, который в 1708г. русскиеземли разделил на 8 губерний, в 1719 ихбыло 11, а те в свою очередь делились напровинции (47, позже 50).

Новый этап этореформы (1762-1785) Екатерины 2 – русскиеземли делились на губернии и уезды такоеделение за малыми изменениями сохранилосьдо 1917г. К 1913г. Россия состоит из 77 губерний,1 обл.

, 1 округ, 4 города-градоначальства:Петербург, Одесса, Севастополь,Керчь-еникале.

7.Социалистический (1917-1991 гг.): вследствиераспада Российской империи 1917 получилинезависимость Польша и Финляндия. В1918 стали самостоятельными государствамиПрибалтийские страны. В 1918 г. Перваямировая война завершилась аннексиейПольшей левобережной Украины и Беларуси;Румынией – правобережного Днестра -Бессарабии.

В1922г. между РСФСР, Белоруссией, Украинойи Закавказской Федерацией был заключендоговор о создании СССР, позже к немуприсоединились еще республики, их стало15. В 1929г.

ВЦИК постановил отменить всегубернии и создать 6 областей и 7 краев.Накануне Второй мировой войны, в 1939-40 гг.

в состав СССР вошли земли, аннексированныеПольшей и Румынией, Литва, Латвия иЭстония тоже стали союзными республиками.

Врезультате победы СССР во Второй мировойвойне Россия получила часть ВосточнойПруссии – Калининградскую область, районПеченги (северо-западная часть Мурманскойобласти), южные Курилы и остров Сахалин,по договору с Чехословакией УкраинскойССР была возвращена Закарпатская область

1941-58гг.ликвидация (депортация) национальныхобразований: Чечено-Ингушской АССР,немцев Поволжья и крымских татар. Всоветский период эксперименты с адм.тер. системой: 1943-44гг. в РСФСР созданоеще 14 областей, на Д. Востоке Магаданскаяобл. к 1954 + 5 обл.,Камчатская обл.(1956). Послеэтого адм. тер. система стабилизировалась.

В1990г. из СССР вышли Эстония, Латвия, Литва,Грузия, Молдавия. 1991г. по Беловежскомусоглашению СССР распался.

После распадаСССР Россия потеряла ряд портов наБалтийском и Черном море, теперь частьТранссибирской магистрали проходит потерритории Казахстана, наиболее богатыерайоны Каспия принадлежат другимстранам.

После распада СССР по периметруграниц России возникают конфликты – вЮж. Осетии, Абхазии и Чечне.

12июня была принята Декларация независимостиРоссии, в то же время внутри страныначался «парад суверенитетов» (автономииполучают статус республик). РеспубликиКоми, Татарстан заявили о возмодностивыхода из состава России; Удмуртия,Калмыкия провозгласили себя независимымигос-ми. В 1991г. о независимости объявилаУкраина

Чеченскийконфликт. Вследствие колониальногозавоевания Чечни в 19в., депортациичеченцев в 1944г. – неприязнь к русскомународу, борьба за независимость. В 1920Чеченский и Ингушский округа сталисамостоятельными.

В 1994-96(1ая чеченскаявойна) Россия хочет вернуть Чечню в свойсостав. 1999-фактически до 2009 – 2ая чеченскаявойна; ситуация нестабильна до сих пор.

В 2003 г принята новая Конституцияреспублики, по которой Чечня – субъектРФ.

СейчасB России 83 субъекта федерации: 46 областей,21 республика, 9 краёв, 2 города федеральногозначения, 1 автономная область, 4 автономныхокруга.

Субрегионыи сколько в каждом из них составныхчастей. Не знаю,надо их перечислять илинет, но их очень много, инф. брала здесь:http://www.plantarium.ru/page/districts/region/1.html

Алтайскийкрай –6 внутри

Амурскаяобласть – 3 внутри

Архангельскаяобласть – 7 внутри

Астраханскаяобласть – 11 внутри

Белгородскаяобласть – 3 внутри

Владимирскаяобласть – 4 внутри

Волгоградскаяобласть – 4 внутри

Вологодскаяобласть – 4 внутри

Воронежскаяобласть – 6 внутри

городМосква – 3 внутри

городСанкт-Петербург – 10 внутри

Забайкальскийкрай – 6 внутри

Ивановскаяобласть – 2 внутри

Иркутскаяобласть – 6 внутри

Кабардино-БалкарскаяРеспублика – 1 внутри

Калининградскаяобласть – 3 внутри

Калужскаяобласть – 3 внутри

Камчатскийкрай – 6 внутри

Карачаево-ЧеркесскаяРеспублика – 3 внутри

Кемеровскаяобласть – 6 внутри

Костромскаяобласть – 3 внутри

Краснодарскийкрай – 14 внутри

Красноярскийкрай – 11 внутри

Курганскаяобласть – 4 внутри

Курскаяобласть – 10 внутри

Ленинградскаяобласть – 15 внутри

Магаданскаяобласть – 7 внутри

Московскаяобласть – 17 внутри

Мурманскаяобласть – 11 внутри

Нижегородскаяобласть – 5 внутри

Новгородскаяобласть – 2 внутри

Новосибирскаяобласть – 10 внутри

Омскаяобласть – 1 внутри

Оренбургскаяобласть – 5 внутри

Орловскаяобласть – 3 внутри

Пензенскаяобласть – 4 внутри

Пермскийкрай – 2 внутри

Приморскийкрай – 15 внутри

Псковскаяобласть – 5 внутри

РеспубликаАдыгея – 1 внутри

РеспубликаАлтай – 7 внутри

РеспубликаБашкортостан – 6 внутри

РеспубликаБурятия – 9 внутри

РеспубликаДагестан – 3 внутри

РеспубликаКалмыкия – 2 внутри

РеспубликаКарелия – 5 внутри

РеспубликаКоми – 6 внутри

РеспубликаМарий Эл – 2 внутри

РеспубликаМордовия – 2 внутри

РеспубликаСаха (Якутия) – 9 внутри

РеспубликаСеверная Осетия – 5 внутри

РеспубликаТатарстан – 27 внутри

РеспубликаТува – 4 внутри

республикаТыва – 1 внутри

РеспубликаХакасия – 5 внутри

Ростовскаяобласть – 14 внутри

Рязанскаяобласть – 1 внутри

Самарскаяобласть – 6 внутри

Саратовскаяобласть – 8 внутри

Сахалинскаяобласть – 10 внутри

Свердловскаяобласть – 10 внутри

Смоленскаяобласть – 3 внутри

Ставропольскийкрай – 12 внутри

Тверскаяобласть – 5 внутри

Томскаяобласть – 4 внутри

СписоксубрегионовГеографические точкиЛандшафтыи сообществаФотографии растенийТаксоныс фото

Тюменскаяобласть – 1 внутри

УдмуртскаяРеспублика – 5 внутри

Ульяновскаяобласть – 4 внутри

Хабаровскийкрай – 7 внутри

Челябинскаяобласть – 5 внутри

Читинскаяобласть – 7 внутри

Чувашскаяреспублика – 5 внутри

Чукотскийавтономный округ – 1 внутри

Ярославскаяобласть – 12 внутри

Источник: https://studfile.net/preview/6267219/page:7/

Государственные границы, их типы и методы изучения

На какие типы подразделяется граница

Географические границы выступают рубежами, отражающими качественную смену одних географических явлений и процессов другими. Если такие изменения происходят одномоментно (государственные, административные), то граница представляет собой линию. Если изменения происходят не скачкообразно, а медленно, то граница выражается полосой.

Государственные границы – это особый тип границ, изучаемый политической географией. Они достаточно жестко фиксированы на местности и достаточно устойчивы.

Государственная граница представляет линию на поверхности земли (суши или водного пространства) и воображаемую вертикальную поверхность, очерчивающую воздушное пространство и недра, определяющую пределы территории страны и отделяющую ее от других государств и открытых морей.

Принцип неприкосновенности и целостности государственной территории органически связан с принципом нерушимости и неприкосновенности государственных границ. Это означает не только запрещение угрозы силой или ее применения для изменения границ, но и признание существующих границ, отсутствие территориальных претензий.

Государственная граница – это политическая и экономическая граница, лимитированная государственным строем, национально-культурной обособленностью, таможенным и пограничным контролем, правилами внешней торговли и другими критериями.

В географической лимологии – науке о границах – выделяются четыре теоретических подхода, используемых при их изучении (Колосов, Мироненко, 2001).

Историко-картографический подход возник на основе многочисленных конкретных исследований, основанных на принципе историзма – сопряженного изучения границ в пространстве и времени. В мире очень немного границ, остававшихся неизменными в течении столетий (между Францией и Испанией, испано-португальская, Швейцарской конфедерации и др.

) В прошлом границы не имели четко определенной линии, ее приблизительно определяли оборонные и контрольные пункты (форты, пикеты, крепости, сторожевые башни), расположенные на перекрестках важных дорог, речных переправах, в горных долинах и т.п.) Современная концепция границ сравнительно новая, сформировалась только в ХIХ в.

Историко-картографический подход учитывает взаимосвязи режима и функций границы с экономической, политической и военной мощью соседних стран, анализирует влияние государственного устройства и политического режима на конкретную внешнеполитическую деятельность по установлению, охране и обеспечению легитимности государственных границ.

Исследователями (Ж. Ансель и др.) было доказана недостижимость «естественных границ» для государства.

Представления западноевропейских политических деятелей, о том, что безопасными и устойчивыми могут служить лишь границы, совпадающие с «естественными» природными рубежами (горные хребты, крупные реки), оправдывали экспансионизм и аннексию в отношении более слабых соседних государств.

Разновидностью теории «естественных границ» признается обоснование необходимости максимально полного совпадения государственных и этнических границ. На этом принципе фактически основывалось территориально-политическое переустройство Европы после Первой и Второй мировых войн, когда осуществлялись массовые переселения больших этнических групп (немцы, поляки и др.).

Ключевыми методами при историко-картографическом подходе является анализ структуры и тщательное картирование этнического состава и культурных особенностей населения, отраслевой структуры и специализации хозяйства, природных особенностей и состава природных ресурсов по обе стороны разграничительной линии. При этом привлекаются материалы переписей населения, выборов и референдумов, архивные данные о структуре землепользования и землевладений. Однако на практике доверие к таким исследованиям часто подрывает политическая ангажированность, особенно в случае этнотерриториальных конфликтов.

Одним из главных подходов к изучению характера границ является классификационный подход, имеющий не менее длительную историю, чем историко-картографический. В частности, известный британский

политик лорд Керзон, рассматривая морфологию границ, разделяя их на астрономические (проведенные по параллелям и меридианам), математические (по радиусу окружности с центром в каком-либо городе) и референтные (проведенные на определенном расстоянии от географического объекта).

В политической географии разработаны ряд частных классификаций границ:

·     естественно-географическая;

·     морфологическая;

·     генетическая;

·     функциональная.

По естественно-географическим признакам выделяют границы совпадающие с физико-географическими объектами и рубежами (горные хребты, водоразделы, крупные реки). Наиболее ярко выраженные гидрографические границы проходят по Рейну (франко-германская граница), Дунаю (румыно-болгарская, венгеро-словацкая и др.

), Меконгу (граница Лаоса и Таиланда), Рио-Гранде (граница США и Мексики), Сенегалу (граница Мавритании и Сенегала) и др. Границы по горным хребтам отделяют Россию от стран Закавказья (Главный Кавказский хребет), проходят по Пиринеям (франко-испанская граница), Андам (граница Чили и Аргентины) и другим горным системам.

При кажущейся простоте делимитация и демаркация границ по природным рубежам является часто сложной политической проблемой.

В частности, при установлении границ по рекам (ширина и русло которых изменяется на своем протяжении, часто меандрирует) она может устанавливаться по одному из берегов (тогда одна из стран монополизирует речное судоходство, рыбную ловлю), по медиане (средней линии между двумя берегами) или фарватеру – линии, которая соединяет самые глубокие места речного стока. Сложные ситуации при этом возникают если в русле реки находятся острова (например, российско-китайская граница на Амуре). Река Рио-Гранде является границей между США и Мексикой с 1848 г. и проходит по середине русла, или в случае наличия рукавов, по наиболее широкому и глубокому из них. В условиях частых изменений главного русла трактат 1970 г. устанавливает, что в случае естественных изменений русла, вызвавших отделения участка территории менее 250 га или с населением до 100 чел., «потерпевшее» государство имеет право за свой счет вернуть реку в прежнее русло. Если площадь отделенного участка превышает 250 га или количество 100 жителей, то река возвращается в прежнее русло совместными усилиями стран и граница остается неизменной. Всего в мире на границы по природным рубежам приходится около 55 % государственных границ (20, 4 % – по горным системам, 6, 4 % – по водоразделам, 28, 1 % – по рекам).

По морфологическим признакам выделяют границы геометрические, астрономические, прямые и извилистые. Геометрическая граница – это линия между двумя точками, проведенная, невзирая на естественные, этнокультурные и исторические рубежи.

Такого типа границы часто встречаются в Северной Америке (граница отделяющая на большем протяжении Аляску от канадской провинции Юкон), Африке (граница Египта и Ливии, Ливии и Чад, Алжира и Мавритании, Мали и Нигера), Центральной Азии (западный участок границы Казахстана и Узбекистана) и др.

Границы, проведенные по географическим параллелям или меридианам, называются астрономическими – западный участок границы США и Канады по 49˚ с. ш., египетско-суданская граница по 22˚ с. ш., с меридианом совпадает южный участок границы Намибии и Ботсваны.

Всего в Африке около 42 % всех границ астрономические и геометрические, проведенные в колониальную эпоху без учета этнических реалий.

Генетическая (историческая) классификация учитывает характер происхождения границ, длительность их существования, условия возникновения. В соответствии с генезисом границы делятся на субсеквентные и антецедентные, характер которых рассмотрен выше.

Большинство европейских границ относится к субсеквентным, антецедентная граница проводилась на западном участке США и Канады, российско-китайская граница на Дальнем Востоке.

С учетом исторической ситуации проведения границ они делятся на послевоенные (проведенные по итогам войны на основе международных или двухсторонних договоров – границы Польши после Второй Мировой войны), арбитражные ( определенные по результатам международного арбитража), плебисцитарные (проведенные по результатам плебисцита, когда население проало за вхождение в состав одного из государств – например, германо-датская граница), компенсационные (сложившиеся в итоге обмена территорий между соседними государствами (например, между СССР и Финляндией после Второй Мировой войны).

Для исторически зрелых, «старых» границ характерны ярко выраженные этнические свойства. Этнические и этнокультурные границы разделяют ареалы проживания различных наций, народов и этнокультурных групп. Логика создания национальных государств активно подталкивала страны Европы в ХIХ – ХХ вв.

к установлению этнических границ, которые преобладают на этом континенте.

Однако, число этнических границ мало даже здесь (норвежско-шведская, германо-голландская, испано-португальская), некоторые государства возникли на стыке этнических ареалов и относятся к многонациональным (Бельгия, Швейцария).

Функциональная классификация делит границы на типы по их основным функциям – барьерные, контактные и фильтрующие. Первая функция отделяет одну страну от другой с помощью границы. Вторая служит сближению стран, способствует трансграничному сотрудничеству, развитию экономических и культурных связей.

С помощью третьей страна проводит отбор товаров, людей, культурных ценностей и др. товаров и информации регулируя их потоки на свою территорию и во внешний мир.

В первом случае граница выступает как барьер и является закрытой по своему режиму, во втором – она способствует интеграции двух стран, развитию сотрудничества во всех сферах и ее режим носит соединяющий (интеграционный) характер.

Граница-фильтр не отличается большой прозрачностью, через нее осуществляется взаимодействие, стороны развивают сотрудничество, но устанавливают на своих границах определенный контроль для минимизации нежелательного внешнего воздействия.

Границы играют также важную регулирующую роль по поддержании определенного политического и экономического режима, сохранения стабильности на государственной территории. Несут они и функцию сопоставления, поскольку границы позволяют поддерживать в мировых экономических отношениях элементы конкуренции, сопоставлять издержки, преимущества и выгоды производства в разных странах.

Функциональный подход в изучении границ развивался во второй половине ХХ в. и носил определенные критические черты бесчисленных классификаций, увлечение академизмом в рассмотрении реальных, часто изменяющихся ситуаций. Его представители (Дж. Прескотт, Дж. Хауз) отмечали, что местоположение и характер границы – результат действия многих, в т. ч.

и географических факторов. Была предложена модель изучения границы, направленная, с одной стороны, на анализ влияния различных элементов географического ландшафта, на местоположение, делимитацию и демаркацию границы на местности, а с другой – влияние границы на различные элементы культурного ландшафта.

При этом внимание фокусируется на проницаемости границы для разных потоков в обе стороны, барьерных функциях границы для развития коммуникаций, формах приграничного взаимодействия на разных уровнях (межгосударственном, приграничных регионов, локальных сообществ).

Формы такого сотрудничества, проницаемость границ, соотношение контактной и барьерной функций определяются как генерирующими (первичными) факторами – политико- и экономико-географическое положение, величина и компактность территории, природно-ресурсный потенциал пограничных районов, так и производными – уровнем экономического развития, отраслевой структурой и взаимодополняемостью хозяйства, этноконфессиональной структурой населения и особенностями его социальной психологии.

Географо-политологический подход к изучению государственных границ развивается в политологии и направлен на изучение влияния границ и их стабильности на состояние международных отношений. При этом, однако, взаимосвязь между территорией и населением, природой государства и характером границ не рассматриваются с достаточной глубиной.

Феномен государственных границ объясняется только политическими факторами, выступающими как зеркало военной и экономической мощи соседних государств. Практически отсутствовал в первых работах и сопряженный анализ государственных и внутренних политико-административных границ, культурных рубежей как единой системы.

В последующем, в условиях расширения интеграционных процессов, границы при данном подходе стали изучаться на наднациональном уровне, с учетом проявления регионального самосознания.

Это дало толчок к анализу границ и выделению их типов в зависимости от их соотношения с геополитическими рубежами (границы между «империями», «нормальными» суверенными и «строящимися» государствами и т.п.).

При этом новейший опыт показал, что фронтальные границы не исчезли там, где геополитические рубежи совпадают с культурными, этническими и лингвистическими. В новых исторических реалиях расширилось изучение влияния территориальной, (национальной и этнической) идентичности на формирование и функции границ.

Главные виды территориальной идентичности (этническая и национально-государственная) могут находиться в гармонии или остром конфликте, от которого зависит система границ.

В условиях разнообразия типов этнической идентичности (1/ моноэтнический – с одной этнической группой, 2/ биэтнический (или множественный) с двумя или несколькими группами, 3/ маргинальный – со слабой или нестабильной самоидентификацией, 4/ панэтнический – с сильной идентификацией с большой группой включающей множество этнических групп (восточнославянская, арабская и т.п.). Государственное строительство и границы должно учитывать их динамику и саморазвитие по пути сплочения разных этнических групп и формирования государства всего населения страны. С учетом этих задач географо-политологический подход в определенной мере трансформируется в государственно-политологический с широким рассмотрением экономических рычагов и региональной политики (региональная политология) для сохранения целостности государства и стабильности государственных границ (Туровский, 1999; Колосов, Мироненко, 2001).

Источник: https://www.bygeo.ru/materialy/piatyi_kurs/problemy-polit-geogr-chtenie/2287-gosudarstvennye-granicy-ih-tipy-i-metody-izucheniya.html

Классификация границ земельных участков

На какие типы подразделяется граница

Прежде чем углубиться в отечественные проблемы производства границ и межевых знаков, снова необходимо обратиться к мировому опыту.

Межевые знаки и межи имеют свою длинную историю.

В предыдущем этапе работы мы рассказывали о том, что межевые камни и другие знаки были одними из важных объектов быта, права и культа еще со времен Древнего Египта – над ними произносили клятвы, на них записывали имущественные обязательства, их освящали божественными изображениями, их воровали, перемещали.

Преступления против них считались и святотатством и воровством. Соответствующими были и наказания.

Например, проклятие, со всеми последствиями его, грозило нарушителю межи в древнееврейском праве, а германское право XVI века за снятие коры или срывание ветвей с пограничных деревьев предписывало резать преступнику живот, извлекать кишку и заставлять ходить его вокруг дерева, закрывая кишкой повреждения на дереве до тех пор, пока все они не будут закрыты или все внутренности преступника не выйдут. Общество всячески стремилось к тому, чтобы буквально вбить в молодое поколение, во-первых, уважение к межам, во-вторых, твердое знание где и как они проходят. Для этого, например, на Руси с древних времен, а в Малороссии и до начала XX века за всякий проступок, требующий наказания, а также и ради профилактики в воспитательных целях, подростков секли на межах, ориентируя в пространстве эту процедуру таким образом, чтобы положение ее жертв совпадало с направлением границ.

Тем не менее, стройной системы описания границ и распознавания их на местности, пригодной для всякого конкретного случая, к началу XX практически не было создано ни в одной стране.

Возможно, она и не требуется, хотя всеобщий прогресс XX века и здесь имел свои плоды. Наиболее упорядоченными традиционно считаются земельные дела в Германии.

В основе толкования границ здесь лежат положения Гражданского уложения, действующее еще с 1896 года. Например:

«§ 919 Установка межевых знаков

(1) Собственник земельного участка может потребовать от собственника соседнего земельного участка, чтобы последний оказал ему содействие в установке постоянных межевых знаков, а если межевой знак окажется передвинутым или трудно узнаваемым, – в его восстановлении.

(2) Способ и порядок установки межевых знаков определяются на основании законов федеральной земли; а если последние не содержат необходимых предписаний, – то на основании существующих на основании существующих в данной местности обычаев.

(3) Расходы по установке знаков участники несут поровну, если из существующих между ними правоотношений не следует иное.

§ 920 Спорность границы

(1) Если вследствие спорности невозможно установить истинную границу, то определяющим для установки межевых знаков является фактическое владение. Если фактическое владение не может быть установлено, то каждому земельному участку должна быть присоединена равная часть спорной площади.

(2) Если определение границы в соответствии с этим предписанием приведет к результату, который противоречит установленным фактам, в частности не соответствует установленному размеру земельного участка, то граница должна быть проведена по справедливому усмотрению, сообразуясь с обстоятельствами.

§ 921 Совместное использование пограничных сооружений

Если два земельных участка разделены между собой полоской земли, межой, рвом, стеной, изгородью, забором или иным сооружением, которые служат обоим участкам, то следует считать, что собственники земельных участков имеют право на совместное использование сооружений, если только какие-либо внешние признаки не указывают на то, что это сооружение принадлежит одному из соседей.»

При этом, однако, под границей в практике германского землеустройства понимается нематериальная абстракция в виде идеально прямой линии, не имеющей толщины и следующей от одной поворотной точки до другой. В качестве таковой она отображается и на кадастровой карте.

То есть, согласно такой концепции границы, владение одного лица возникает тотчас же когда кончается владение другого. В основе любой такой границы может лежать свободная от всяких математических зависимостей кривая линия. Но ради удобства и технологичности демаркации и описания в кадастре всякая кривая линия превращена в ломанную.

Таким образом, элементами границы являются отрезки прямых линий и поворотные точки.

Шведский Земельный Кодекс излагает свою, хотя и подобную немецкой, концепцию границы:

«… 3. Граница, определенная законным порядком – это линия между межевыми знаками на земле, установленными также законным образом.

Если существует неуверенность в размещении знаков, граница должна быть определена посредством кадастровых карт, иных документов и на иных основаниях, по которым земля находится во владении на самом деле.

Если знаки законным образом не установлены, границы должны быть удостоверены посредством соответствующих карт и документов.

4. Если граница никогда юридически не определялась, но существуют старые знаки на земле, которые долгое время определяли истинную границу, это и должно считаться законной границей. Если граница определялась в связи с конфискацией или какими-либо другими принудительными изъятиями, ее расположение устанавливается документом об изъятии, реальным владением и другими обстоятельствами.

5. Если граница проходит по воде (озеру, реке) и не может быть определена применением пунктов 3 и 4, каждый конкретный участок водной зоны принадлежит ближайшему участку земли, если только земля – не маленький остров или холм.» (Ч.1, Гл.1)

Следует отметь принципиальную разницу между приведенными примерами, которая не заметна на первый взгляд, но имеет существенные последствия: в первом случае граница определяется линией в соответствующем документе, который имеет верховную силу над всеми остальными свидетельствами прохождения границы, даже над ее фактическим местоположением; во втором, напротив, именно фактическое местоположение является окончательным свидетельством истины.

Англия явилась родиной новой концепции границы. Между, уже упоминавшимися в разделе о регистрации прав на недвижимость, законами 1862 и 1875 годов имелись значительные различия, касавшиеся именно концепции границ. Согласно закону 1862 года, определение границ владения необходимо было производить еще до регистрации прав на него.

При чем для этой цели предусматривалась определение и описания границ, аналогичные тем, которые соответствуют описанной выше германской концепции. Однако уже несколько первых лет показали бесперспективность этого положения, совершенно не отвечавшего английским реалиям. В законе 1875 года была введена концепция «Общих границ», которая и по сей день превалирует в Англии.

Введению этой концепции предшествовало довольно широкое ее общественное обсуждение. Суть концепции заключается в признании того, что абсолютно достаточная определенность границы может быть достижима (и в значительной части случаев – достижима и без всяких «может быть») без определения местопрохождения той «волосяной» линии, которая должна делить одно землепользование от другого.

Дело в том, что любая граница имеет то или иное физическое выражение – забор, канаву, или просто зримую линию, идущую от одного столба до другого.

Так вот, согласно концепции «Общих границ» может сколь угодно долгим оставаться безразличным то, каким образом в пределах этого внутреннего пространства проходит «истинная граница» – по одному бегу канавы, или другому, или по его оси, или синусоидой бросаясь от одного берега к другому – на правовой режим границы это не оказывает никакого влияния.

Английским исследователем П. Дейлом в 1976 году была предложенная описанная ниже классификация границ.

Все многообразие концепций границ на самом верху классификации сводится к двум основным классам:

– концепция фиксированных (закрепленных) границ;

– концепция общих границ.

Фиксированная граница определяется математически точной линией. Общая граница – скорее линией, которую оставляет на карте след карандаша или рейсфедера[38], а на местности, – например, то, что оставит после себя машина, которая роет межевые канавы. Однако обе концепции имеют различные вариации:

I. Типы общих границ

A. Неопределенные (общий случай). В английской системе Общих границ точная линия границ между примыкающими друг к другу земельными участками остается неустановленной.

Это может быть одна сторона кустарника, или забора, или канавы, или их другая сторона, или же середина.

Другими словами, между каждым участком земли имеется полоска некой ширины, владения одинаково относящаяся к объектам недвижимости, которые она разделяет.

B. Неопределяемые. Вторым типом Общей границы является край участка, который устанавливать точно не имеет смысла. Например, если таким краем объявлен берег реки или океана, то достаточна лишь ссылка на береговую линию, тем более что эта линия нередко бывает изменчива.

C. Приблизительные. Третьим типом общей границы является граница, положение которой всеми рассматривается как само собой разумеющееся.

О такой границе говорят как о приблизительной, поэтому регистрация ее может быть свободна от пограничного спора (используется, например, в Кении)[39].

Эта граница может быть применена в случае, когда по каким-либо причинам полноценное установление границы должно быть отложено, но обстоятельства требуют хотя бы какой-то готовности юридических документов.

II. Фиксированные границы

A. Точно определенные (математические) границы.

В некоторых странах фиксированными границами называются, точным образом обследованные границы, когда специалист может на основании результатов измерений или аналитических расчетов, проведенных в ходе натурного обследования земельного участка, с точностью хоть до микрона производить замену утерянных угловых вех (так делается, например, в Германии, Малави, и т.д.).

B. Фиксированные на земле границы. Когда участок земли размечается в первый раз, для фиксации разметки используются колышки. Когда колышки установлены, положение, которое они занимают в данный момент времени, считается зафиксированным навечно.

Другими словами, именно они, а не их математическое или графическое описание в виде координат или планов, которых может и не быть, являются основным свидетельством о действительном местоположении границы.

Данный принцип принят системой Торренса в Австралии, а также во Франции и, как это обнаруживается из выдержек из шведского земельного кодекса, в Швеции.

C. Границы, фиксированные по соглашению. В английской системе граница фиксируется тогда, когда между соседними владельцами возникает потребность уточнить границу владений и результат этого уточнения зарегистрировать. Граница фиксируется со ссылкой на их соглашение о месте ее нахождения и о способе ее идентификации ее на местности.

Выбор системы границ является важным, поскольку он оказывает большое влияние на кадастровую деятельность, и определяющее влияние на технологии демаркации (отсюда и на темпы, трудовые и материальные затраты на этот процесс), а также на способы разрешения споров по границам.

При этом границы могут иметь еще одну характеристику, или быть «Гарантированными» границами.

Титульная система регистрации прав на недвижимость подразумевает, что государство берет на себя гарантии этих прав. Эта система использует как фиксированные границы, так и общие границы.

Те и другие используются как для указания (ссылки, описания) границ только что выделенного участка, то есть границ уже при своем рождении получивших официальное описание в кадастровой системе, которая гарантирует, что описание соответствует реальной границе, таки и для указания исторически сложившейся границы, местоположение которой хорошо известно, но никогда не было описано.

Итак, граница, официальному признанию которой предшествовала процедура официального кадастрового осмотра, приобретает характеристику “гарантированной границы”, и в «табели о рангах» записывается, например, так: «гарантированная фиксированная на земле граница».

Достижение того, что кадастровый план отражает все границы прав, и все эти границы являются гарантированными, соответствует высшему порядку в кадастровых делах, который и составляет цель деятельности в этой области.

Однако было бы ошибкой настаивать на том, что земельный участок является полноценным объектом права только если он очерчен гарантированными границами, и кадастр должен содержать в себе сведения только гарантированных границ. Абсолютизация этой цели может привести к практическим решениям, требующим невозможных материальных, трудовых и временных ресурсов, что просто приведет к параличу всю деятельность в этом направлении (вспомним Англию в промежутке между 1862 и 1875 годами).

Для того, чтобы в реальной практике могли быть востребованы те или иные типы границ, подходящие для того или иного конкретного случая, они и сфера их применения должны быть описаны в соответствующих нормативных актах.

Источник: https://studopedia.ru/6_155942_klassifikatsiya-granits-zemelnih-uchastkov.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.