Неиспользуемая площадь

Об утверждении Показателей оценки эффективности использования государственного имущества областными государственными унитарными предприятиями и областными государственными учреждениями, Приказ Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 05 декабря 2017 года №87

Неиспользуемая площадь

В соответствии со ст.

9 Закона Липецкой области от 31 августа 2004 года N 122-ОЗ “О порядке управления и распоряжения государственной собственностью в Липецкой области”, постановлением администрации области от 31 августа 2007 года N 121 “О координации деятельности областных государственных унитарных предприятий и учреждений отраслевыми исполнительными органами государственной власти Липецкой области”, постановлением администрации области от 08 июня 2017 года N 288 “Об итогах социально-экономического развития области, исполнении консолидированного бюджета области и областного бюджета за 1 квартал 2017 года” и Положением об управлении имущественных и земельных отношений Липецкой области, утвержденным распоряжением администрации Липецкой области от 07 октября 2010 года N 402-р:

1. Утвердить Показатели оценки эффективности использования государственного имущества областными государственными унитарными предприятиями и областными государственными учреждениями согласно приложению.

2.

Довести данный приказ до сведения отраслевых исполнительных органов государственной власти Липецкой области, координирующих деятельность областных государственных унитарных предприятий и областных государственных учреждений.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить:

в отношении государственного имущества, закрепленного за областными государственными унитарными предприятиями, на начальника отдела обеспечения учета и регистрации объектов областной собственности;

в отношении государственного имущества, закрепленного за областными государственными учреждениями, на начальника отдела по работе с областной собственностью.

Начальник управления

О.В.КРЮЧКОВА

Приложение. Показатели оценки эффективности использования государственного имущества областными государственными унитарными предприятиями и областными государственными учреждениями

Приложениек приказууправления имущественныхи земельных отношенийЛипецкой области”Об утверждении Показателейоценки эффективностииспользования государственногоимущества областнымигосударственными унитарнымипредприятиями и областными

государственными учреждениями”

1. Оценка эффективности использования государственного имущества применяется в отношении государственного имущества, закрепленного за областными государственными унитарными предприятиями и областными государственными учреждениями (далее – организации).

2.

Руководители организаций ежегодно по итогам первого полугодия и отчетного года в течение 30 дней представляют в управление имущественных и земельных отношений Липецкой области информацию об имуществе, закрепленном на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, по форме согласно приложению к настоящим Показателям оценки эффективности использования государственного имущества областными государственными унитарными предприятиями и областными государственными учреждениями (Паспорт использования государственного имущества).

3. Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области проводит оценку эффективности использования государственного имущества в соответствии со следующими показателями:

3.1. Показатель, характеризующий наличие регистрации права оперативного управления или хозяйственного ведения на объекты недвижимости (Прп), определяемый в следующем порядке:

Прп = 0, если право оперативного управления или хозяйственного ведения на объекты недвижимости не зарегистрировано;

Прп = 1, если право оперативного управления или хозяйственного ведения на объекты недвижимости зарегистрировано.

3.2. Показатель, характеризующий использование объектов недвижимости в хозяйственной деятельности (Пио), определяемый в следующем порядке:

Пио = 0, при наличии не используемых в хозяйственной деятельности объектов недвижимости без указания объективных причин;

Пио = 1, если объекты недвижимости используются в хозяйственной деятельности, в том числе предоставляются в аренду или безвозмездное пользование.

3.3. Показатель, характеризующий соблюдение правовых актов при передаче объекта недвижимости в аренду или безвозмездное пользование (Псп), определяемый в следующем порядке:

Псп = 0, при наличии несоблюдения порядка, предусмотренного правовыми актами при передаче объекта недвижимости в аренду или безвозмездное пользование;

Псп = 1, если объекты недвижимости предоставляются в аренду или безвозмездное пользование в соответствии с порядком, предусмотренным правовыми актами.

4. Оценка эффективности использования государственного имущества в отношении объектов недвижимости осуществляется по формуле:

Питог = Пi / n, где:

n – количество показателей (n = 3); Пi – сумма значений показателей.

При Питог = 1 – деятельность организации по использованию государственного имущества является эффективной;

При Питог = 0,66 – низкий уровень эффективности деятельности организации по использованию государственного имущества;

При Питог = 0,33 – деятельность организации по использованию государственного имущества является неэффективной.

5. Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области ежегодно по итогам первого полугодия и отчетного года в течение 60 дней направляет итоги оценки эффективности использования государственного имущества, в целях оценки деятельности руководителя подведомственной организации:

отраслевому исполнительному органу государственной власти Липецкой области, в ведомственном подчинении которого находятся организации;

заместителю главы администрации Липецкой области, курирующему отраслевой исполнительный орган государственной власти Липецкой области, в ведомственном подчинении которого находятся организации.

Приложение. Паспорт использования государственного имущества

Приложениек Показателям оценки эффективностииспользования государственногоимущества областнымигосударственными унитарнымипредприятиями и областными

государственными учреждениями

            Паспорт использования государственного имущества *

Наименование объекта недвижимого имуществаАдресСведения о регистрации права на объект недвижимого имуществаКадастровый номер объекта недвижимостиПлощадь, кв. мАрендаторы,ссудополучатели (безвозмездное пользование)Обременение (в случае залога)Информация о земельном участке, на котором расположен объект недвижимостиПредложения в отношении неиспользуемых объектов недвижимости (неиспользуемых площадей)
Общая площадьПлощадь, используемая предприятием (учреждением) для осуществления хозяйственной деятельностиПлощадь, переданная в аренду, безвозмездное пользованиеНеиспользуемая площадьПричина неиспользования площадейНаименование арендатора, ссудополучателя, сроки аренды или безвозмездного пользованияПлощадь, кв. мРазмер арендных платежей в месяц (тыс. руб.; руб./кв. м)Наличие согласования с управлением имущественных и земельных отношений Липецкой области (N и дата)Обоснование сдачи имущества (нормативно-правовой акт)Основание обремененияСрок обремененияНаличие согласования с управлением имущественных и земельных отношений Липецкой области (N и дата)Кадастровый номерПлощадь, кв. мСведения о правах
123456789101112131415161718192021

    *   Заполнение   осуществляется   отдельно  по  каждому  муниципальному

образованию, с группировкой по зданиям, помещениям, сооружениям.

Источник: http://docs.cntd.ru/document/446676746

В россии не используется 44% сельхозугодий — агроинвестор

Неиспользуемая площадь
Сельхозорганизации не используют 31% закрепленной за ними земли Pixabay

Проведенная в 2016 году сельскохозяйственная перепись показала, что общая площадь неиспользуемых сельхозугодий в России в прошлом году составляла 97,2 млн га — 44% всех сельскохозяйственных угодий страны.

Об этом говорится в декабрьском мониторинге экономической ситуации, подготовленном РАНХиГС, Институтом Гайдара и Всероссийской академией внешней торговли.

«Результаты переписи свидетельствуют о том, что часто встречаемая оценка площади заброшенных сельхозугодий (около 40 млн га) занижает этот показатель почти в 2,5 раза», — констатируется в исследовании.

Там отмечается, что перепись выявила огромные площади, которые по официальной статистике Росреестра числятся пашней, а на деле давно не пашутся и стали залежью. Так, сельхозорганизации не используют 31% закрепленной за ними земли, хозяйства населения — более 80%.

Фермеры, напротив, используют на 33% больше сельхозугодий, чем за ними закреплено по данным Росреестра.

«Перепись выявила, что фермеры используют 43,3 млн га земли, а не 28,8 млн, как показывает Росреестр; и наоборот, за хозяйствами населения, согласно данным Росреестра, закреплено 77,3 млн га земли, а переписчики нашли только 14,3 млн га», — подсчитали эксперты.

Всего за участвовавшими в переписи хозяйствами всех категорий было закреплено в 2016 году 142,2 млн га сельхозугодий. За неучаствовавшими — 50,7 млн га, которые, исходя из сопоставления данных с отчетностью Росстата, являются неиспользуемой землей.

Кроме того, как показала перепись, из 142,2 млн га используются только 124,8 млн га, то есть заброшенными являются еще 17,4 млн га. Помимо этого не используется и 29,1 млн га сельхозугодий, которые вообще не закреплены за сельхозпроизводителями.

В данных Росреестра к 1 января 2017 года в России насчитывалось 222 млн га сельхозугодий, в том числе 122,7 млн га пашни, 24 млн га сенокосов, 68,5 млн га пастбищ, 1,9 млн га многолетних насаждений и 4,9 млн га залежных земель.

«Предварительные итоги всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года в ряде случаев вынуждают полностью поменять представления о сельскохозяйственных угодьях.

Они также требуют серьезных выводов со стороны регулятивных и контролирующих органов», — делают вывод авторы исследования.

Ранее совокупная площадь неиспользуемых в стране сельхозугодий оценивалась в 40 млн га. «Такие цифры можно услышать от министерства сельского хозяйства, которое сейчас пытается внедрить систему мониторинга. 40, 5 млн.

га было неиспользуемых земель по прошлой переписи (в 2006 году) и то — только из тех, которые уже были закреплены за сельхозпроизводителями. Много есть угодий, которые не закреплены за кем-либо.

В министерских бумагах фигурируют в разные годы разные оценки — и 40 млн га, и 56 млн га», — отметила «Агроинвестору» директор Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Наталья Шагайда.

В большинстве регионов площадь пахотных земель снижалась до 2007 года, когда был пройден минимум, рассказывала в сентябре руководитель Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Дарья Снитко на VI отраслевой бизнес-конференции Russian Crop Production — 2017/18, организованной журналом «Агроинвестор».

После этого площади постепенно начали расти. «Ряд регионов в принципе уже вышли на довольно высокий уровень использования пашни. Например, Алтайский край, Ростовская область и, разумеется, Краснодарский край.

Есть даже такие прецеденты, которые показывают, что площадь засеянной пашни больше, чем переписано ресурсов пашни», — замечала Снитко.

Ранее глава Минсельхоза Александр Ткачев неоднократно заявлял о необходимости навести порядок с неиспользуемыми землями сельхозназначения. В июле 2016 года в России вступил в силу федеральный закон, усовершенствовавший процедуру изъятия земель.

В частности, с пяти до трех лет сокращен срок, по истечении которого земельный участок может быть изъят у собственника в случае его неиспользования для сельхозпроизводства. По данным Минсельхоза, в 2016 году приняты решения об изъятии 10 тыс.

га неиспользуемых земель — в четыре раза больше, чем в 2015 году. Регионом с наибольшим количеством изъятых земель оказалась Московская область — здесь собственники лишились 2,58 тыс. га неиспользуемых угодий.

Год назад Минсельхоз сообщил о подготовке проекта закона о создании государственного реестра сельскохозяйственных земель, появление которого поможет активизировать меры по вовлечению земельных ресурсов в оборот.

Однако, по мнению Шагайды, возможно, и не нужно сильно озадачиваться вовлечением в оборот неиспользуемых земель. «В настоящее время большинство земель, которые приносят экономический эффект, и так используются.

Безусловно, потенциал вовлечения еще есть, однако он несоизмерим с общей площадью неиспользуемых угодий.

Реальный и экономически целесообразный масштаб сокращения неиспользуемых сельхозугодий за счет расширения посевов составляет, по нашим оценкам, примерно 5% к факту в горизонте двух-трех ближайших лет и до 13% к 2025 году», — рассказала эксперт.

Источник: https://www.agroinvestor.ru/analytics/news/29033-44-/

Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2020 г. N 1482

Неиспользуемая площадь

Обзор документа

22 сентября 2020

В соответствии со статьей 6 Федерального закона “Об обороте земельсельскохозяйственного назначения” Правительство Российской Федерациипостановляет: 1. Утвердить прилагаемые признаки неиспользования земельных участковиз земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению илииспользования с нарушением законодательства Российской Федерации. 2. Признать утратившим силу постановление Правительства РоссийскойФедерации от 23 апреля 2012 г. N 369 “О признаках неиспользованияземельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственногопроизводства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственнымпроизводством деятельности в субъектах Российской Федерации” (Собраниезаконодательства Российской Федерации, 2012, N 18, ст. 2230). Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М. Мишустин УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1482 Признаки неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации 1. Признаками неиспользования земельных участков из земельсельскохозяйственного назначения по целевому назначению являются: наличие на 50 и более процентах площади земельного участказарастания сорными растениями по перечню согласно приложению и (или)древесно-кустарниковой растительностью (за исключением поле- илесозащитных насаждений, плодовых и ягодных насаждений), и (или) наличиедерна, характеризующегося переплетением корней, побегов, корневищмноголетних сорных растений, глубина которого достигает 15 и болеесантиметров (за исключением наличия дерна на земельных участках,предназначенных и используемых для выпаса сельскохозяйственных животных),и (или) распространение деградации земель; наличие признаков, указанных в абзаце втором настоящего пункта, на20 и более процентах площади земельного участка, отнесенного вустановленном порядке к особо ценным продуктивным сельскохозяйственнымугодьям. При этом признаки, указанные в настоящем пункте, считаютсяпризнаками неиспользования земельных участков из земельсельскохозяйственного назначения по целевому назначению, еслиодновременно с ними отсутствует ведение сельскохозяйственной деятельностина оставшейся площади земельного участка либо ведение такой деятельностименее чем на 25 процентах площади земельного участка: а) выращивание сельскохозяйственных культур и обработка почвы – наземельном участке, предназначенном для растениеводства (за исключениемсадоводства); б) работы по закладке, выращиванию, уходу за многолетними плодовымии ягодными культурами, виноградом и иными многолетними культурами иуборке их урожая – на земельном участке, предназначенном для садоводстваили выращивания многолетних насаждений; в) работы по возделыванию и уборке однолетних и многолетних трав(сенокошение, заготовка зеленых, сочных и грубых кормов), разведению и(или) выпасу сельскохозяйственных животных – на земельном участке,предназначенном для животноводства; г) работы по разведению, содержанию и использованию пчел, размещениюульев, зимовника; пасечной постройки для обработки продукциипчеловодства, хранения сотовых рамок, пчеловодного инвентаря, иныхобъектов и оборудования, необходимого для пчеловодства и разведения иныхполезных насекомых, а также работы по возделыванию медоносных(энтомофильных) культур, кустарников и деревьев, перечень которыхопределяется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, – наземельном участке, предназначенном для пчеловодства; д) работы по выращиванию подроста деревьев и кустарников, саженцев,сеянцев, используемых в сельском хозяйстве, а также иныхсельскохозяйственных культур для получения рассады и семян, обработкепочвы – на земельном участке, предназначенном для питомников; е) работы, предусмотренные подпунктами “а” – “д” настоящего пункта,- на земельном участке, предназначенном для сельскохозяйственногопроизводства или для научного обеспечения сельского хозяйства. 2. Признаками использования земельных участков из земельсельскохозяйственного назначения с нарушением законодательства РоссийскойФедерации являются: а) наличие на земельном участке постройки, имеющей признакисамовольной; б) загрязнение земельного участка химическими веществами, в томчисле радиоактивными, отходами производства, отнесенными в соответствии сзаконодательством Российской Федерации к I и II классу опасности; в) захламление земельного участка иными предметами, не связанными сведением сельского хозяйства, на 20 и более процентов площади земельногоучастка; г) наличие на земельном участке, на котором осуществлена высадкасельскохозяйственных культур, сильной засоренности сорными растениями поперечню, предусмотренному приложением к настоящему документу: длямалолетних сорняков на 1 м2 свыше 250 штук; для многолетних, карантинныхсорняков на 1 м2 свыше 8 штук, за исключением случаев, предусмотренныхпунктом 1 настоящего документа. Примечания: 1. Для целей настоящего документа площадью земельногоучастка является площадь, содержащаяся в сведениях Единогогосударственного реестра недвижимости, либо при отсутствии в Единомгосударственном реестре недвижимости таких сведений – вправоустанавливающих и правоудостоверяющих документах на земельныйучасток, иных документах, подтверждающих площадь и границы такогоземельного участка. 2. Признаки, указанные в пунктах 1 и 2 настоящего документа, неучитываются, если они выявлены на площади частей земельных участков: а) на которых расположены здания и сооружения, защитные лесныенасаждения, водоемы и водотоки; б) которые включены в границы особо охраняемых территорий и зон сособыми условиями использования территорий, использование которых дляцелей ведения сельского хозяйства ограничено в соответствии с правовымрежимом таких территорий и зон; в) которые подвержены деградации, вызванной чрезвычайной ситуациейили чрезвычайным явлением; г) в отношении которых проводятся работы по рекультивации иликонсервации земель в установленном порядке; д) которые находятся под парами, то есть свободные от возделываемыхсельскохозяйственных культур для повышения плодородия и накопления влагив почве на срок не более 2 лет; е) которые непригодны для сельскохозяйственного производства илииной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, если ихналичие не связано с действиями (бездействием) правообладателя земельногоучастка. ПРИЛОЖЕНИЕ к признакам неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации Перечень сорных растений для установления признаков неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации Многолетние сорные растения Корневищевые – пырей ползучий, хвощ полевой, колосняк ветвистый(острец), свинорой пальчатый, сорго алеппское (гумай), снытьобыкновенная, лютик ползучий, борщевик Сосновского, тысячелистникобыкновенный, пижма обыкновенная, мята полевая, чина клубненосная,тростник южный. Корнеотпрысковые – осот полевой, бодяк полевой, все виды молочая,горчак розовый, вьюнок полевой (березка), латуки – татарский и компасный. Стержнекорневые – одуванчик лекарственный, полынь обыкновенная. Малолетние сорные растения Яровые – овес пустой (овсюг), плевелы – расставленный, льняной иопьяняющий, ежевник петушье (куриное) просо, мышей – зеленый и сизый,мятлик однолетний, марь белая, солянки южная и холмовая (курай,перекати-поле), щирицы – назад запрокинутая, жминдовидная и белая,звездчатка средняя (мокрица), горчица полевая, капуста полевая, редькадикая, конопля, гречиха татарская (кырлык), пикульники – все виды,гречишка вьюнковая, горец щавелелистный, горец птичий, торица полевая,череда трехраздельная, ромашка пахучая, дымянка лекарственная,мелколепестник канадский, липучки – пониклая и отклоненная, кривоцветполевой, крестовник обыкновенный, желтушник левкойный, жерушник болотный,дурнишники – колючий и зобовидный, канатник Теофраста, лебеда татарская,живокость полевая, циклахена дурнишниковая, подмаренник цепкий,подсолнечник сорно-полевой, просо сорное, мак-самосейка, портулакогородный, якорцы наземные, золотарник канадский. Зимующие – гулявник высокий, ярутка полевая, пастушья сумкаобыкновенная. Озимые – костер ржаной и полевой, рыжик – мелкоплодный, метлицаобыкновенная (метла), фиалка полевая. Двулетники – чертополохи разных видов, белена черная, донник -желтый и белый, ромашка непахучая, смолевка белая, яснотки – пурпурная истеблеобъемлющая. Сорные растения – паразиты Заразиха ветвистая, подсолнечниковая и египетская Карантинные сорные растения Карантинные объекты, отсутствующие на территории Российской Федерации Бузинник пазушный (ива многолетняя) (Iva axillaris Pursh.) Ипомея плющевидная (Ipomoea hederacea L.) Ипомея ямчатая (Ipomoea lacunosa L.) Паслен каролинский (Solanum carolinense L.) Паслен линейнолистный (Solanum elaeagnifolium Cav.) Подсолнечник реснитчатый (Helianthus ciliaris DC.) Стриги (все виды) (Striga spp.) Ценхрус малоцветковый (Cenchrus pauciflorus Benth.) Череда волосистая (Bidens pilosa L.) Карантинные объекты, ограниченно распространенные на территории Российской Федерации Амброзия многолетняя (Ambrosia psilostachya DC.) Амброзия полыннолистная (Ambrosia artemisiifolia L.) Амброзия трехраздельная (Ambrosia trifida L.) Горчак ползучий (Acroptilon repens DC.) Паслен колючий (Solanum rostratum Dun.) Паслен трехцветковый (Solanum triflorum Nutt.) Повилики (Cuscuta spp.) Прострел (подснежник, сон-трава, Pulsatilla) Горицвет весенний (адонис весенний, стародубка, Adonis vernalis) Ломонос (княжик сибирский, Atragene sibirica) Клопогон (клоповник, Cimicifuga) Вех ядовитый (цикута, Cicuta) Болиголов (Conium) Вороний глаз (Paris) Волчеягодник (волчье лыко, дафне, Daphne) Копытень (Asarum) Чернокорень (куриная слепота, Cynoglossum officinale) Чемерица (Veratrum)

Обзор документа

Нецелевое использование сельхозугодий будут определять по новым признакам. Заново установлены признаки неиспользования с/х земель по целевому назначению или использования с нарушением законодательства. Они заменят признаки 2012 г. Признаки неиспользования определены с учетом периода и факта неиспользования, распространения негативных процессов при одновременном отсутствии признаков ведения с/х производства. В частности, определен перечень сорняков. Их доля не должна превышать 50%.

Признаки использования земель с нарушением определены с учетом законодательства, касающегося видов отходов и их классов опасности в зависимости от степени негативного воздействия, захламления участков, а также степени засоренности с/х культур сорняками.

Назад

Источник: https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1412817/

Неиспользуемые площади: обуза и шанс на выживание

Неиспользуемая площадь

Еще в бытность Комитетом РТ по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению, мы часто сталкивались с неумением руководителей предприятий-банкротов использовать внутренние резервы для преодоления кризиса.

Как показала практика, в среднем около 60% площадей неблагополучных предприятий остаются не задействованными в основном производстве и только усугубляют существующее плачевное положение. Ведь за эту недвижимость и без того отягощенному долгами предприятию приходится платить налоги и нести расходы на ее содержание.

Например, налог на имущество ОАО “ГАРО”, без учета затрат на содержание, составил за год более 350 тыс. рублей, или 50% от величины убытка предприятия за этот же период.Единственным разумным выходом из этой ситуации могло стать только вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемых площадей и профессиональное управление ими.

Однако реализацию имущества организаций-должников, не задействованного в основном производстве, усложняет появление на рынке значительного числа однотипных объектов. В первую очередь, это производственные и складские помещения, состояние которых к тому же далеко от удовлетворительного. Многие здания не ремонтировались по нескольку десятков лет.

Так, в 2001 году на открытых аукционах имущества организаций-должников более трех четвертей недвижимого имущества не нашли покупателя. Кроме того, для перепрофилирования производственного или складского помещения под магазин или офис требовалось вложить сумму, на порядок большую, чем стоимость самой покупки.

Даже с учетом того, что ремонт значительно дешевле строительства, самые скромные затраты составили бы не менее 1000 рублей на квадратный метр. Таких денег у потенциальных потребителей этих площадей просто не было.

Именно поэтому была разработана и на уровне правительства республики одобрена концепция финансового оздоровления организаций-должников с помощью применения профессионального управления недвижимостью.

Основные положения государственной политики Татарстана в сфере управления недвижимостью сформулированы в двух основополагающих документах: “Концепции создания системы управления недвижимостью Республики Татарстан” и “Программе по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемых производственных мощностей и площадей хозяйствующих субъектов в Республике Татарстан на основе внедрения в практику делового оборота принципа сервейинга”. Оба документа направлены на решение таких задач, как создание на территории республики условий для дальнейшего развития рыночных механизмов управления объектами недвижимости, разработка государственных мер по стимулированию создания и функционирования сервейинговых компаний, системы оценок эффективности использования производственных мощностей и площадей, единых государственных стандартов сервейинговой деятельности и нормативной правовой базы, обеспечивающей эффективное функционирование в республике сервейинговых компаний.

Применение принципа сервейинга позволяет решать самый широкий круг экономических и социальных вопросов. Опыт показал, что эффективность реструктуризации организаций-должников существенно повышается при условии сочетания ее с профессиональным управлением недвижимостью.

Использование принципа сервейинга в сочетании с реструктуризацией дает возможность получать прибыль с нерентабельных ранее площадей, то есть задействовать внутренние резервы на благо основному виду деятельности, обеспечивая восстановление платежеспособности предприятий и создание оптимальных условий для соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

В качестве примеров можно привести такие предприятия, как ГУП “Терминал”, ГУП “Казанский завод “Серп и Молот”, ОАО “ГАРО”, ОАО “КПОГАТ-2”.ГУП “КПО СВТ “Терминал” относилось к числу предприятий военно-промышленного комплекса, и потому проведение мероприятий по его финансовому оздоровлению было сопряжено с определенными трудностями.

После исчезновения госзаказа не задействованными в производстве там оказались порядка 80000 кв. м площадей, расходы на содержание которых повлекли ухудшение финансовой ситуации и увеличение кредиторской задолженности до 151 млн. рублей.

В то же время положительным фактором было выгодное расположение предприятия в черте города и концентрация его офисных и производственных площадей. Учитывая все это, в целях финансового оздоровления предприятия правительство республики приняло решение о необходимости внедрения в рамках процедур несостоятельности принципов сервейинга.

Часть имущества предприятия реализовали на аукционных торгах компании, занимающейся профессиональным управлением недвижимостью. В результате сегодня на базе производственных площадей ГУП “КПО СВТ “Терминал” работают более 300 компаний малого и среднего бизнеса, где трудятся свыше 2800 работников (на момент введения процедур в ГУП “Терминал” числилось около 300 человек).

Так же успешно решена проблема вывода из центральной части города завода гаражного и авторемонтного оборудования “ГАРО”. Находящееся в центре города экологически вредное производство не только не соответствовало архитектурному облику исторической части Казани, но и представляло реальную опасность для жителей. Сейчас оно перебазировано на площадку ОАО “Серп и Молот”.

С привлечением средств инвесторов недвижимость была передана в управление сервейинговой компании, которая создала на площадях бывшего завода новый привлекательный в архитектурном и коммерческом отношении офисно-торговый комплекс.

Большой интерес в плане перспективы развития сервейинга в Казани представляет предприятие машиностроительной отрасли – ОАО “Серп и Молот”, где в управлении сервейинговой компании находятся более 16 тыс. кв. м.

Находясь в промышленной зоне, предприятие располагает необходимыми площадями для размещения производства промышленных предприятий города, обеспечивая их при этом всеми необходимыми условиями для ведения производственной деятельности.

К числу примеров финансового оздоровления предприятий с применением принципа сервейинга можно отнести и автотранспортное предприятие ОАО “КПОГАТ-2”. В результате снижения спроса на оказываемые услуги предприятие накопило значительную кредиторскую задолженность, и в отношении него были инициированы процедуры несостоятельности (банкротства).

В ходе проведенного анализа было выявлено, что из 14 тыс. кв. м площадей в производственной деятельности использовались лишь 2,5 тыс. кв. м. Поэтому основной идеей плана внешнего управления стало обособление имущества, задействованного в производственной деятельности, и передача в управление более 10 тыс. кв. м площадей сервейинговой компании.

Таким образом, на данном предприятии удалось сохранить основное производство и привлечь инвестиции в развитие незадействованных площадей.В настоящее время проработаны вопросы применения принципа сервейинга как инструмента финансового оздоровления организаций-должников строительной отрасли.

Являясь одной из фондообразующих отраслей материальной сферы, строительство обладает серьезным экономическим потенциалом и во многом определяет темпы развития экономики страны.

Поскольку структура активов предприятий строительной отрасли ранее была рассчитана на массовое производство без учета реального платежеспособного спроса, в настоящее время многие крупные предприятия столкнулись с невостребованностью основных фондов.

В качестве одного из механизмов улучшения экономического положения предприятий строительной отрасли рассматривается применение принципа сервейинга с учетом замкнутого цикла недвижимости. Есть уже и конкретные примеры.

В Набережных Челнах на базе имущества крупной строительной организации ОАО “Челныгорстрой” в ходе процедур несостоятельности создано новое общество – ОАО “Сервейинговая компания “Челныгорстрой”. Планируется, что созданное предприятие будет оказывать комплекс услуг, охватывающих весь жизненный цикл недвижимости, начиная с изучения спроса на рынке на объекты недвижимости, проектирования, строительства, эксплуатации, реконструкции и заканчивая ликвидацией объекта.В Нижнекамске реализуется комплексная программа финансового оздоровления предприятий строительной отрасли путем реструктуризации в сочетании с применением принципов сервейинга на базе крупнейшей строительной организации республики. Нужно отметить, что в этих городах уже сейчас созданы условия для возникновения десятков сервейинговых компаний, использующих в своей деятельности научные подходы и все богатство опыта, наработанного мировой и отечественной практикой.

Система антикризисного управления вбирает в себя инструменты разных областей хозяйственной жизни. Не применяя комплексного системного подхода, невозможно решать судьбу сотен и тысяч должников. Вот и без концепции сервейинга, заимствованной из практики рынка недвижимости, сегодня уже невозможно представить вывод из кризиса значительного числа предприятий. С учетом этого среди различных направлений деятельности Комитета РТ по антикризисному управлению разработка подходов к профессиональному управлению недвижимостью занимает теперь одно из ведущих мест.

Источник: https://www.e-vid.ru/index-m-192-p-63-article-1669.htm

Правительство определило признаки неиспользуемых сельхозземель

Неиспользуемая площадь

Сейчас только в Центральной России не используется около половины всей площади сельскохозяйственных земель. Но теперь вопрос их изъятия будет решаться быстрее и проще.

Правительство четко определило признаки неиспользуемых сельхозземель.

Их активный ввод в оборот позволит дать новые рабочие места сельским жителям, увеличить поступление налогов в бюджет и существенно нарастить производство агропродукции.

Новые признаки неиспользуемых земельных участков утверждены правительством 18 сентября 2020 года. В сравнении с предыдущими от 2012 года, новые содержат более четкие и жесткие определения.

Так, раньше неиспользуемым считался участок, если на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы.

А сейчас, даже если на площади до четверти участка не ведется сельхоздеятельность, он все равно будет считаться неиспользуемым.

О плодородии сельхозземель позаботятся их собственники

Кроме того, признаками неиспользуемых земель будет считаться наличие на половине (и более) площади участка зарастания сорными растениями, а на особо ценных продуктивных сельхозугодьях – более чем на 20%.

Нарушениями законодательства будут являться наличие на земельном участке постройки, имеющей признаки самовольной; загрязнение земельного участка химическими веществами; захламление земельного участка на площади 20 и более процентов и многое другое.

По состоянию на начало прошлого года общая площадь земель сельхозназначения Росреестр оценивал в 382,5 млн га, в том числе сельхозугодий – 197,7 млн га, говорится в госдокладе о состоянии и использовании земель в России в 2018 году. При этом, по разным оценкам, неиспользуемых сельхозземель в России насчитывается от 40 до 80 млн га.

В России насчитывается до 80 миллионов гектаров неиспользуемых сельхозземель – это пятая часть всех сельхозугодий

В Центральной России – Смоленской, Тверской, Вологодской, Ярославской, Кировской областях – не используется до половины площади пашни, подсчитывает первый заместитель председателя аграрного комитета Госдумы Владимир Плотников. “Это государственная задача – сделать так, чтобы земля работала – давала урожай, обеспечивала село дополнительными рабочими местами, а бюджет – налогами”, – считает он.

До 2030 года государство планирует ввести в оборот 12 млн га земель.

Как ранее поясняла заместитель председателя правительства Виктория Абрамченко, для этого предстоит провести масштабную инвентаризацию земель, выявить конкретные земельные участки, наиболее подходящие для сельского хозяйства.

Вкупе с другими мерами это поможет выполнить задачу по увеличению производства и экспорта продукции АПК к 2024 году почти в два раза – до 45 млрд долларов.

Инфографика “РГ” / Леонид Кулешов / Татьяна Карабут

В 2019 году самообеспеченность страны зерном, рыбой и рыбной продукцией превысила показатели доктрины продовольственной безопасности в полтора раза, напомнила Виктория Абрамченко. Она также отметила, что Россия достигла значений продовольственной безопасности практически по всем ключевым направлениям.

Дальнейшее увеличение производства сельхозпродукции в стране необходимо прежде всего для закрепления позиций России на мировом продовольственном рынке. Это позволит государству регулировать ситуацию с продовольствием и внутри страны.

Даже если возникнет чрезвычайная ситуация (погодные аномалии, коронавирус и т.д.), у государства всегда будут возможности “отщипнуть” недостающий объем продовольствия от поставок за рубеж.

Таким образом, дефицит продовольствия в России будет невозможен ни при каких вариантах.

Минсельхоз дополнительно поддержит фермерские хозяйства

И постановление правительства – часть этой работы. Более четкое определение признаков неиспользуемых сельхозземель позволит приступить к решению следующего этапа задачи – изъятию неиспользуемых сельхозземель, уверен Владимир Плотников. По его мнению, из-за расплывчатых формулировок закон об изъятии земель до этого момента не работал.

“И люди есть, и земля есть, а мы не можем ее взять, потому что некоторые “предприимчивые” люди вложили на момент приватизации в 90-х годах деньги в землю как в депозит. И теперь ждут, когда спекулятивным образом смогут обогатиться”, – категоричен депутат.

По его мнению, количество неиспользованных земель с момента начала земельной реформы в 1990-х годах только увеличивается. Тогда землю покупали по бросовым ценам, чтобы потом продать.

В итоге она либо не используется вовсе, либо задействована совсем не под сельское хозяйство, поясняет Плотников.

В подтверждение он приводит данные Росстата: в 1990 году засевалось 116 млн га, а в 2020 году (даже с учетом увеличения) чуть более 80 млн га.

Поэтому Плотников считает, что вести работу по вовлечению в оборот неиспользуемых сельхозземель надо жестче. Так, по его мнению, было бы справедливо, помимо прочего, ввести повышенный налог на землю в случае ее неиспользования – в пять-десять раз больше. Это будет стимулировать собственников либо обрабатывать землю, либо продавать.

Он считает также, что ввод в оборот земель могло бы отчасти снять проблему пожаров, которая в последние годы приобретает колоссальный масштаб. “Бурьян отлично горит. Была бы засеяна земля, проблем бы не было”, – поясняет он.

Полноценный ввод сельхозземель в оборот мог бы отчасти снять проблему пожаров – бурьян отлично горит

Между тем директор Центра агропродовольственной политики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Наталья Шагайда считает, что неиспользуемых земель нет там, где они востребованы.

Не используются они лишь в тех регионах, где агробизнесу эти земли не принесут никакой прибыли. В этом смысле государству целесообразнее действовать не при помощи карательных мер, а, скорее, по заявительному принципу, считает она.

Если где-то на востребованных территориях человек обнаруживает заброшенный участок, он может обратиться в соответствующие органы, чтобы найти хозяина и при необходимости изъять его под сельхозпроизводство.

А повсеместно вводить контроль за неиспользованными сельхозземлями, по мнению эксперта, особого смысла нет. Да и найти собственников участков не всегда удается, добавляет Шагайда.

Фермерам станет проще строить жилье на сельхозземлях

Она напоминает, что в ходе сельхозпереписи 2016 года нашли сельхозпроизводителей, за которыми было закреплено 142,7 млн га сельхозугодий из 193 млн га. “Потерянными” оказались почти 50 млн га. Из тех земель, которые были закреплены за найденными во время сельхозпереписи производителями, использовалось 125 млн га. То есть не использовалось еще около 18 млн га.

“Задача по вводу в оборот сельхозземель поставлена президентом. И нам вполне по силам с этим разобраться и навести порядок”, – уверен, в свою очередь, Владимир Плотников.

Источник: https://rg.ru/2020/09/24/pravitelstvo-opredelilo-priznaki-neispolzuemyh-selhozzemel.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.