Неоднородность в правовом режиме земель сельскохозяйственного назначения

Общая характеристика и элементы правового режима земель сельхозназначения

Неоднородность в правовом режиме земель сельскохозяйственного назначения

Понятие правового режима земель сельхозназначения

Бесценность биопотенциала земли не может быть выражена ника­кой денежной оценкой, ни в какой валюте. Ущерб, нанесенный немецки­ми оккупантами в годы Великой Отечественной войны 1941—-1945 гг. путем вывоза из России в Германию верхнего почвенного слоя земли, был огромен.

В результате в тех местах, где до войны получали высо­кие урожаи, земледелие сократилось на 45%. Лишь к 1953 г. сель­ское хозяйство России с трудом достигло довоенного уровня, а затем вступило в полосу застоя.

Земли сельскохозяйственного назначения в силу своей особой значимости нуждаются в особой защите.

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, другие земли, предназначенные для этих целей в соответствии с тер­риториальным планированием использования земель.

Земли сельскохозяйственного назначения как объект право­вого режима имеют тройственную правовую характеристику: общий объект (часть земельного фонда), на который распрост­раняется общий правовой режим использования земли; родовой объект (категория земель земельного фонда), на который распро­страняются правила особого правового режима, предназначенные для земель сельскохозяйственного назначения, а также непосред­ственный объект (как сельскохозяйственное угодье), на который распространяется действие норм земельного, финансового, и иных отраслей права.

Перечень земель сельхозназначения открытый и обозначен в ст. 77—82 ЗК РФ не является закрытым. Они включают в себя сель­скохозяйственные угодья, земли, занятые зданиями и сооружениями, необходимыми для ведения сельского хозяйства и др. К сельскохозяй­ственным угодьям относят сенокосы, пашни, пастбища, залежи и иные угодья.

Правовой режим земель сельскохозяйственного назначе­ния это установленный законом порядок их учета, кадастра, мониторинга, использования и охраны.

По виду объекта правового регули­рования, выделяют три вида правового режима использования земель: общий, особенныйиспециальный.

Общий правовой режим распрост­раняется на все земли и его элементами является использование зе­мель по их целевому назначению. Под целевым использованием земель сельскохозназна­чения понимается основное предназначение земель данной категории.

Кроме этого различают «конкретное целевое назначение» – вид использования земли, который исключает иные формы ее хозяйственной эксплуатации, нельзя возводить ника­ких строений или сооружений, так как пахотные земельные угодья предназначены исключительно для посева сельскохозяйственных куль­тур и выращивания корнеплодов и овощей.

Требование рационального использования земли неотделимо от ее охраны.

Нерациональное использование земли, потребительское и бесхозяйственное отношение приводит к нарушению выполняемых ею функций, снижению ее природных свойств.

Поэтому целью охраны земель является предупреждение истощения почв, загрязнения повер­хности земли, повышение плодородия почв и сохранение их природ­ных качеств и свойств.

Право­вой режим земель сельскохозяйственного назначения это установлен­ный порядок использования земель, закрепленный законодательством для наиболее ценной, категории земельного фонда РФ.

Правовой режим земель устанавливается государством только на уровне общего и родового объекта.

Неоднородность в правовом режиме (общий, особенный и специальный) обусловлена:

видами земель сельскохозяйственного назначения, их экономичес­кими и экологическими свойствами;

юридическим статусом субъектов, осуществляющих использова­ние земель;

иными объективными обстоятельствами.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод о том, что правовой режим земель сельскохозяйственного назначения — установленный порядок использования земель, закрепленный законодательством для наиболее ценной категории земельного фонда РФ.

Неоднородность в правовом режиме обусловлена:

видами земель сельскохозяйственного назначения, их экономическими и экологическими свойствами.

Так, естественные угодья имеют иной правовой режим по сравнению с пахотными землями; ценные сельскохозяйственные земли находятся под повышенной правовой охраной по сравнению с обычными угодьями; на землях, подверженных отрицательным природным изменениям, устанавливается особый охранительный режим и т.д.;

юридическим статусом субъектов, осуществляющих использование земель. Например, научно-исследовательские учреждения должны использовать земли сельскохозяйственного назначения приоритетно для исследовательских целей, пропаганды передового опыта, а уж затем выступать в качестве обычного пользователя;

иными объективными обстоятельствами. Так, при отнесении земель сельскохозяйственного предприятия к числу природоохранных происходит ограничение сельскохозяйственной деятельности, что изменяет и правовой режим использования земель данным хозяйством.

3. Элементы правового режима земель сельскохозяйственного назначения

К элементам правового режима этих земель относятся:

1. Объектправового регулирования: общий (элемент земельного фонда), родовой (земля определена категорией этого фонда) и конкретный (земельное угодье)

Общий объект правового регулирования – земля как часть окружающей среды, обладающая бесценным биопотенциалом в виде плодородия почв.

Родовой объект правового режима – категории земель. Земли сельскохозяйственного назначения представляют собой осо­бую категорию земель, т.е. ту часть земельного фонда РФ, которая пред­назначена и используется по основному назначению.

Конкретныйобъект правового регу­лирования – земельное угодье, представляющее собой земельный участок, используемый по непосредственному целевому назначению.

Сельскохозяйственные угодья— пашни, сенокосы, пастбища, зале­жи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградни­ками и др.) в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Они имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Для земель сельскохозназначения характерен особый правовой режим, выражающийся в их использовании для сельскохо­зяйственных целей. Особый правовой режим вводится для истощен­ных и деградированных земельных угодий, для восстановления угодий и недопущения их разрушения в будущем.

Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, выделен­ных физическим лицам, может быть изменен, чему способствуют дей­ствия собственников земельных участков, землевладельцев и землеполь­зователей, обладающих правом самостоятельного хозяйствования на земле.

2. Государственный орган, специально уполномоченный по регулиро­ванию правового режима земель.

Регулирование правового режима земель как общего объекта право­вого режима осуществляют государственные органы общей компетен­ции — Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, его тер­риториальные органы и Министерство имущественных отношений РФ. Регулирование правового режима отдельных категорий земель и земель­ных угодий осуществляют органы управления специальной компетенции.

3. Круг субъектов по использованию земель данной категории. Не все физические и юридические лица могут обладать правом соб­ственности на земельные участки различных категорий, а лишь те, которые в соответствии со своим правовым статусом могут осуществ­лять тот или иной вид эксплуатации земли.

• граждане, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;

• хозяйственные общества и товарищества, производствен­ные кооперативы, государственные и муниципальные унитарны­е предприятия, иные коммерческие организации;

• некоммерческие организации, в том числе потребительские кооперативы, религиозные организации;

• казачьи общества;

• опытно-производственные, учебные, учебно-опытные и учеб­но-производственные хозяйства научно-исследовательских учреж­дений, образовательных учреждений высшего профессионального, сред­него профессионального и начального профессионального образования сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений;

• общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока для обеспечения их традиционного образа жизни, тра­диционного хозяйствования и традиционных промыслов (ст. 78 ЗК РФ).

4. Права и обязанности субъектов правоотношений по использованию земель.

Права и обязанности субъектов зависят от используемого объекта (особенности зем­ли), и от правового статуса субъектов. прав и обязанностей зависит и от иных обстоятельств (ст. 40—43 ЗК РФ).

5. Правовой механизм, обеспечивающий правовой режим использования земель.

К правовому и правоприменительному механизмам относятся:

♦ наличие правовых норм, исполнение которых предотвращает нарушение правового режима земель и обеспечивает приоритет земель сельскохозяйственного назначения перед другими землями;

♦ разработка таких правовых норм, применение которых позволи­ло бы устранить условия, способствующие нарушению правового ре­жима земель;

♦ санкции за нарушение право­вого режима земель;

♦ порядок, позволяющий устранить нарушения режима использования земель.

4. В соответствии со ст. 77 ЗК землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

7. Федеральный закон от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ “О мелиорации земель” (с изменениями и дополнениями)

мелиорация земель – коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий;

Статья 5. Типы и виды мелиорации земель

В зависимости от характера мелиоративных мероприятий различают следующие типы мелиорации земель:

гидромелиорация;

агролесомелиорация;

культуртехническая мелиорация;

химическая мелиорация.

В составе отдельных типов мелиорации земель настоящим Федеральным законом устанавливаются виды мелиорации земель.

Статья 6. Гидромелиорация земель

Гидромелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий, обеспечивающих коренное улучшение заболоченных, излишне увлажненных, засушливых, эродированных, смытых и других земель, состояние которых зависит от воздействия воды.

Гидромелиорация земель направлена на регулирование водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорируемых землях посредством осуществления мер по подъему, подаче, распределению и отводу вод с помощью мелиоративных систем, а также отдельно расположенных гидротехнических сооружений.

К этому типу мелиорации земель относятся оросительная, осушительная, противопаводковая, противоселевая, противоэрозионная, противооползневая и другие виды гидромелиорации земель.

Статья 7. Агролесомелиорация земель

Агролесомелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий, обеспечивающих коренное улучшение земель посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств защитных лесных насаждений.

К этому типу мелиорации земель относятся следующие виды мелиорации земель:

противоэрозионная – защита земель от эрозии путем создания лесных насаждений на оврагах, балках, песках, берегах рек и других территориях;

полезащитная – защита земель от воздействия неблагоприятных явлений природного, антропогенного и техногенного происхождения путем создания защитных лесных насаждений по границам земель сельскохозяйственного назначения;

пастбищезащитная – предотвращение деградации земель пастбищ путем создания защитных лесных насаждений.

Статья 8. Культуртехническая мелиорация земель

Культуртехническая мелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий по коренному улучшению земель.

https://www.youtube.com/watch?v=XJLB8NPfzcA\u0026list=PLE0k6l9jBpJDhKeODbg4NYSNcNqLMNfjf

Этот тип мелиорации земель подразделяется на следующие виды мелиорации земель:

расчистка мелиорируемых земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха;

расчистка мелиорируемых земель от камней и иных предметов;

мелиоративная обработка солонцов;

рыхление, пескование, глинование, землевание, плантаж и первичная обработка почвы;

проведение иных культуртехнических работ.

Статья 9. Химическая мелиорация земель

Химическая мелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий по улучшению химических и физических свойств почв. Химическая мелиорация земель включает в себя известкование почв, фосфоритование почв и гипсование почв.

Источник: https://studopedia.su/19_105630_obshchaya-harakteristika-i-elementi-pravovogo-rezhima-zemel-selhoznaznacheniya.html

Особенности правового режима земель сельскохозяйственного назначения

Неоднородность в правовом режиме земель сельскохозяйственного назначения

Анализ действующего земельного законодательства позволяет сделать вывод, что правовой режим земель сельскохозяйственного назначения распространяется на земли данной категории и определяется совокупностью правил их использования, включения в гражданский оборот, охраны, учета, мониторинга, установленных действующим законодательством.

Правовой режим различных участков земель сельскохозяйственного назначения неоднороден.

Такая неоднородность обусловлена: видами земель сельскохозяйственного назначения, их экономическими и экологическими свойствами; юридическим статусом субъектов, осуществляющих использование земель; иными объективными обстоятельствами. Поэтому в литературе принято выделять общий, особый и специальный правовые режимы земель сельскохозяйственного назначения.

Объектом общего правового режимаявляется вся площадь земель, пригодных для нужд сельского хозяйства. Основное целевое назначение данных земель — быть средством производства продуктов питания и кормов для животных, а также сырья для промышленности.

Для строительства промышленных предприятий, объектов жилищно-коммунального хозяйства, железных и автомобильных дорог, линий электропередачи и связи, магистральных трубопроводов, а также для других нужд, не связанных с ведением сельскохозяйственного производства, согласно ст.

23 Земельного кодекса предоставляются преимущественно несельскохозяйственные угодья или сельскохозяйственные угодья худшего качества.

Особый правовойрежимустановлен законодательством для сельскохозяйственных угодий с кадастровой оценкой выше средне-районного уровня. К.

сельскохозяйственным угодьям в таком правовом значении относятся пашни, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища и залежи (ст. 22 Земельного кодекса).

Правовой режим данных земель заключается в приоритетном использовании их для сельскохозяйственных целей.

Специальный правовой режим устанавливается для особо ценных сельскохозяйственных угодий. К таким землям в соответствии со ст.

150 Земельного кодекса относятся земли опытных полей научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, земли природно-заповедного фонда, земли историко-культурного назначения и др.

Изъятие (выкуп) особо ценных земель для несельскохозяйственных нужд допускается только в следующих исключительных случаях: строительство объектов общегосударственного значения, дорог, линий электропередачи и связи, трубопроводов, осушительных и оросительных каналов, геодезических пунктов, жилья, объектов социально-культурного назначения, нефтяных и газовых скважин и производственных сооружений, связанных с их эксплуатацией. Причем такое изъятие (выкуп) осуществляется по постановлению Кабинета Министров Украины или по решению соответствующего местного совета, которые, в свою очередь, должны предварительно согласовать его с Верховной Радой Украины.

https://www.youtube.com/watch?v=64-LwTNNCEM\u0026list=PLE0k6l9jBpJDhKeODbg4NYSNcNqLMNfjf

В литературе отмечается, что правовой режим земель сельскохозяйственного назначения направлен на решение двух главных задач: 1) обеспечение почвенного плодородия земель, т. е.

охраны качества сельскохозяйственных угодий (качественный аспект) и 2) обеспечение сохранности количества этих земель, предотвращение уменьшения площадей сельскохозяйственных угодий (количественный аспект).

Первая задача решается путем проведения мероприятий: по сохранению и повышению плодородия почв; по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения и других процессов, ведущих к деградации земель (мелиорация); по защите от заражения сельскохозяйственных угодий; по рекультивации нарушенных земель, восстановлению их плодородия, своевременному вовлечению в хозяйственный оборот (ст. 166 Земельного кодекса); по сохранению и использованию плодородного слоя почвы и консервации земель (статьи 171, 172 Земельного кодекса).

Решение второй задачи обеспечивается путем регулирования предоставления и изъятия земель, установления жестких ограничений для их перевода в несельскохозяйственные.

Обеспечению выполнения данной задачи служит ряд основополагающих принципов, закрепленных в Земельном кодексе: приоритет использования земель сельскохозяйственного назначения (ст. 23), планирование использования земель (гл. 30) и возмещение потерь сельскохозяйственного производства (главы 23, 24).

Безусловно, выполнение указанных задач в основном обеспечивается государством, которое устанавливает стандарты, нормы, нормативы, правила, регламенты в области обеспечения плодородия земель.

Наличие системы специально уполномоченных государственных органов, осуществляющих функции управления в области охраны и использования земель, является вторым элементом правового режима земель сельскохозяйственного назначения.

Однако все это не уменьшает значимости таких обязанностей граждан—собственников земельных участков сельскохозяйственного назначения, как использование их по целевому назначению, повышение плодородия почв и сохранение других полезных свойств земли (ст. 91 Земельного кодекса).

Граждане Украины входят в круг субъектов правоотношений по использованию земель сельскохозяйственного назначения. Субъекты, осуществляющие хозяйственную деятельность на сельскохозяйственных угодьях, являются третьим элементом правового режима данной категории земель.

Следует отметить, что права и обязанности субъектов правоотношений по использованию земель зависят как от их правового статуса, так и от особенностей конкретного земельного участка. Таким образом, четвертым элементом правового режима земель сельскохозяйственного назначения является наличие прав и обязанностей субъектов правоотношений.

В качестве пятого элемента правового режима земель ученые выделяют наличие эффективного правового механизма, обеспечивающего надлежащий правовой режим использования земель. К такому механизму относятся:

• наличие правовых норм, исполнение которых предотвращает нарушение правового режима земель и обеспечивает приоритет земель сельскохозяйственного назначения перед землями несельскохозяйственного назначения, а также норм, не допускающих изъятия ценных сельскохозяйственных земель;

• наличие правовых норм, применение которых устраняет условия, способствующие нарушению правового режима земель, например, запрещение финансирования проектно-изыскательских работ до принятия местной администрацией решения о предварительном согласовании места размещения объекта или решения суда при возникновении спора; наличие наказаний за нарушение правового режима земель.

• наличие правовых норм, исполнение которых позволяет восстанавливать нарушение режима использования земель.

Таким образом, под правовым режимом земель сельскохозяйственного назначения понимается специальный порядок использования земель, установленный законодательством для наиболее ценной категории земельного фонда Украины.

Все земли, пригодные для сельскохозяйственного производства, имеют приоритетный режим использования. Это означает:

во-первых, что они должны предоставляться, прежде всего, для сельскохозяйственного использования (ст. 23 Земельного кодекса).

во-вторых, земельным законодательством установлены определенные ограничения на сделки с земельными участками, предназначенными для сельскохозяйственных целей.

Таким образом, право распоряжения землями сельскохозяйственного назначения подлежит определенным ограничениям, которые устанавливаются государством в целях минимизации негативных последствий, связанных с функционированием рынка земли;

в-третьих, хозяйственное использование земель сельскохозяйственного назначения должно не ухудшать состояние земель вследствие производственной деятельности, а способствовать восстановлению и улучшению плодородия почв, их полезных свойств.

в-четвертых, при изъятии (выкупе) земель сельскохозяйственного назначения для нужд, не связанных с сельскохозяйственным производством, при временном занятии сельскохозяйственных угодий для других видов использования, при ограничении использования или ухудшении качества сельскохозяйственных угодий и т. д. собственникам земли и землепользователям возмещаются убытки и потери сельскохозяйственного производства.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Дата добавления: 2015-11-10; просмотров: 1271; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/5-101345.html

Общая характеристика правового режима земель сельскохозяйственного назначения. Порядок их предоставления и изъятия

Неоднородность в правовом режиме земель сельскохозяйственного назначения

Земли сельскохозяйственного назначения входят в структуру земельных ресурсов России (ст. 7 ЗК РФ).

Согласно ст. 77 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения – земли,

    1. находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также
    2. предназначенные для этих целей.

Земли сельскохозяйственного назначения — особая категория земель, в состав которой входят лучшие, плодородные земли, составляющие достояние страны. Только в сельском хозяйстве земля используется не только как пространственно-операционный базис для размещения тех или иных объектов, но и как основное средство производства.

Поэтому сельскохозяйственные земли подлежат особой охране. Федеральным законом от 16 июля 1998 г.

N 101-ФЗ “О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения” определены функции органов государственной власти и управления по регулированию плодородия таких земель, обязанности лиц, использующих сельскохозяйственные земли, меры стимулирования повышения качества и плодородия земель.

Ст. 78 ЗК РФ устанавливает, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться:
    1. для ведения сельскохозяйственного производства,
    2. для создания защитных лесных насаждений,
    3. для научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также
    4. для целей аквакультуры (рыбоводства).

Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.

Субъекты использования земель сельскохозяйственного назначения:

  1. крестьянские (фермерские) хозяйства;
  2. граждане, ведущие личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;
  3. хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, иные коммерческие организации;
  4. некоммерческие организации, в том числе потребительские кооперативы, религиозные организации;
  5. казачьи общества;
  6. опытно-производственные, учебные, учебно-опытные и учебно-производственные подразделения научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций;
  7. общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Особенности использования сельскохозяйственных угодий установлены ст. 79 ЗК РФ:

    • Сельскохозяйственные угодья – пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), – в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
    • Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.
    • Использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”.

Порядок предоставления и изъятия земель сельскохозяйственного назначения 

Законодательством установлен особый режим предоставления, использования и изъятия земельных участков сельскохозяйственного назначения. 

Ст. 81 ЗК РФ устанавливает особенности предоставления земель сельскохозяйственного назначения для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства.

Порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения устанавливается:

Федеральный закон от 24 июля 2002 г.

N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Ст. 10 закона устанавливает, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации..

Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.

Согласно ст. 80 ЗК РФ в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель в целях:

    • перераспределения земель для сельскохозяйственного производства,
    • осуществления крестьянскими (фермерскими) хозяйствами их деятельности, расширения такой деятельности,
    • создания и расширения личных подсобных хозяйств,
    • ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота.

Земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут

    • передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также
    • предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается.

Возможна передача земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и выделенного в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение 6 месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15% его кадастровой стоимости, а арендная плата – в размере 0,3% его кадастровой стоимости.

Особенности изъятия земель сельскохозяйственного назначения

Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника, принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного срочного пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, права аренды такого земельного участка осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” (ст. 6 ФЗ).

Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если

    1. земельный участок используется с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земли, повлекшим за собой существенное снижение плодородия земель сельскохозяйственного назначения или значительное ухудшение экологической обстановки;
    2. в течение 3 и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.

В срок, указанный в п. 2, не включается срок, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование, а также срок освоения земельного участка.

Срок освоения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения не может составлять более чем два года.

Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, может осуществляться при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 “О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 “О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 “О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)”

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 “О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов”

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/obschaya-charakteristika-pravovogo-rezhima-zemel-selskochozyaystvennogo-naznacheniya-poryadok-ich-predostavleniya-i-izyatiya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.