Новый закон о назначении земельного участка

Содержание

Земельный кодекс РФ: изменения на 2019 год

Новый закон о назначении земельного участка

С 1.01.19 вступили в силу поправки, внесённые Правительством ещё в 2017 году в Федеральный закон №136-ФЗ или Земельный кодекс.

Раздел земельного участка

Поправки дополнили существовавшие нормы статьи 11.4 ЗК РФ – раздел земельного участка. Внесённые изменения коснулись дачных участков, которые теперь будут дифференцированы на садовые и огороднические товарищества. Данная дифференциация позволит более гибко регулировать нормы использования земель, что в последующем позволит государству и муниципалитетам:

  • внедрять новую систему налогообложения на доходы с земельных участков;
  • устанавливать регламент строений, возводимых на этих участках;
  • контролировать использование земель по целевому назначению.

За товариществами сохранится статус юридического лица с уполномоченным органом управления. Но теперь его обяжут к проведению межевания и создания межевого проекта. На основании межевого проекта будут официально выделены:

  • участки для индивидуального пользования;
  • места совместного пользования.

На каждый надел должен быть составлен план с выделением границ в натуре с указанием координат поворотных точек и обведения контура межевых линий в документе. Это позволит безболезненно и эффективно решать все вопросы, связанные с земельными спорами и нарушением межевых границ.

Выдел площадей совместного пользования и закрепления их за юридическим лицом окажется выгоден муниципалитету по следующим основаниям:

  • Товарищество будет пользоваться только теми землями, которые законно оформлены в пользование юридического лица, не нарушая границ своего земельного массива с муниципальными землями.
  • Муниципалитет будет получать земельный налог от землепользователей в полном объёме: со всего используемого садоводами и огородниками массива.
  • Местным властям станет легче контролировать все действия юридического лица и отдельных его членов, связанные с целевым использованием земель.

К местам совместного пользования относятся места, предназначенные для дачной инфраструктуры:

  • места подъезда или прохода к участкам;
  • остановочные пункты;
  • места, предназначенные для размещения инженерных коммуникаций;
  • ларьки, магазины для дачников;
  • иные объекты инфраструктуры или линейные объекты, использующиеся товариществом.

Юридическое лицо будет уплачивать в муниципалитет земельный налог со всей принадлежащей ему территории. Членам товарищества придётся компенсировать этот налог из расчёта:

  • размера выделенного им персонального земельного участка;
  • соразмерной доли за земли общего пользования.

По регламенту за эту часть территории налог будет разделяться между всеми членами товарищества соразмерно доле владения индивидуальным наделом. Например, если у одного из владельцев сдвоенный участок, ему будет назначаться двойной налог за использование совместной территории.

Если некоторые правообладатели земель ранее выделили свои участки в собственность, они не включаются в межевой проект и функционируют как самостоятельные статистические и правовые единицы. Но если они расположены в массиве садового или огороднического хозяйства, юридическое лицо вправе налагать на этих собственников налоговую ответственность за пользование совместной территорией.

Оспорить это решение правления товарищества можно только в суде, доказав, что собственник имеет автономный проход, подъезд и место установления инженерных коммуникаций. Во многих дачных хозяйствах такой регламент начисления налогов действует уже давно. Но с начала 2019 года он стал законом, который будет соблюдаться всеми юридическими лицами и выделившимися из их числа собственниками.

В остальном разделение участков в обозначенный период будет проводиться по уже имеющемуся регламенту, где существенную роль играют:

  • Проведение межевания с постановкой на кадастровый учёт вновь выделенных земельных участков и снятия с кадастрового учёта ранее существовавших участков.
  • Соблюдения минимальных размеров при разделе. Эти нормы устанавливаются местной администрацией и различны в разных регионах.
  • Соблюдение норм межевания: недопущение наложения границ, вклинивания границ участков друг в друга. Обязательно предусматривать наличие прохода и проезда к каждому участку.

Организация соблюдения указанных норм при разделе возложена на собственника и обязательно регулируется земельным отделом местной администрации.

Предоставление муниципального земельного участка в аренду

В государственной собственности находятся массивы, принадлежащие федеральным или муниципальным органам, управляющим земельной собственностью. Это наделы, которые не оформлялись в собственность физических или юридических лиц.

Земельная государственная собственность может передаваться в аренду физическим и юридическим лицам, в том числе, если они являются представителями иностранных государств. Случаи передачи земель в аренду установлены в статье 39.6 ЗК РФ.

Процедура передачи арендных прав может происходить:

  • при участии в торгах;
  • без участия в торгах.

Обозначенная статья Настоящего кодекса не претерпела изменений. Зато изменения были внесены в статью 39.7 ЗК РФ, указывающую на назначение суммы арендной платы. Он оглашает в п. 5 указанной статьи, что в определённых случаях арендная плата не должна превышать размер земельного налога. К таким случаям относится передача земельного участка:

  • Если он передаётся для использования в государственных или муниципальных интересах. Или земли ограничены в обороте.
  • Когда территория застройки относится к территории развития населённого пункта.
  • Для некоммерческих организаций, социальных домов и учреждений.
  • Если граждане имеют право на получение участка вне очереди на иных льготных основаниях.
  • Если с застройщиком заключён договор об освоении территории.

В перечисленных случаях земли передаются без организации торгов. В статье 38.9 ЗК РФ, устанавливающей сроки аренды участков, появились небольшие изменения. В силу изменения земельного законодательства был упразднён п. 5 настоящей статьи, а также изменились некоторые сроки аренды для разных категорий арендаторов.

Эта же статья в п. 7.1 дополнена следующими положениями: если на арендуемой территории расположен объект недвижимости, подлежащий сносу, арендатор обязан провести его демонтаж за счёт собственных вложений.

Как правило, речь здесь идёт о самовольных постройках. Срок на их демонтаж составляет один год.

Другие изменения, актуальные на 2019 год

Законодательство также внесло коррективы, которые в текущем году вступят в силу, относительно нижеследующих факторов:

  • допустили образование временных населённых пунктов;
  • предусмотрели выдел земельных участков для расположения на них научно-технических центров;
  • внесли дополнения для особо охраняемых территорий;
  • ужесточили нормы несанкционированного использования земельных участков;
  • внесли новые положения о дачных домиках.

Теперь домики на фундаменте можно возводить только в пределах садовых товариществ.

Если дачный посёлок относится к овощеводческому хозяйству, здесь можно возвести только некапитальное строение без фундамента, предназначенное для хознужд и временного пребывания.

Нарушение этого регламента считается несанкционированным использованием участка и допускает применение норм статьи 7.1 КоАП РФ. В остальном остаются актуальными нормы предшествующих лет.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/izmeneniya/zemelnyj-kodeks-rf.html

Закон о межевании земельных участков 2020: понятие и процедура, порядок работ, стоимость и сроки, ФЗ 477

Новый закон о назначении земельного участка

ФЗ о межевании раскрывает основные положения данной процедуры. Разберемся подробнее с важнейшими аспектами.

Федеральный закон о межевании земельных, дачных и садоводческих участков: основные определения

Отдельного нормативного правового акта, регулирующего исключительно положения о межевании в Российской Федерации не существует.

Законом о межевании земельных участков в РФ можно назвать Земельный кодекс, он был принят в январе 2001 года. Кодекс состоит из глав и статей. В нем отражены основные положения по поводу процесса размежевания, государственного кадастра, прав и обязанностей отдельной группы лиц.

Законодательство о межевой деятельности включает в себя и основные понятия, которыми необходимо оперировать в данном процессе:

  1. Межевание – это установление и оформление границ на участке вашей земли.
  2. Межа – граница земельных владений.
  3. Право собственности на землю – возможность владеть, пользоваться и распоряжаться ею.
  4. Садоводческие земли – земли, не предназначенные для ИЖС, а приспособленные для выращивания фруктовых и плодовых овощных культур.
  5. Перемежевание – повторное межевание, которое осуществляет специально уполномоченное лицо уже на отмежеванном участке в целях уточнения тех или иных сведений.
  6. ЗОП – земли общего пользования.

Это далеко не весь перечень понятий, используемых при данной процедуре, однако они являются основными и наиболее часто используются.

Что такое межевание земельного участка по новому закону

Новое федеральное законодательство 2019 года (ФЗ 477) установило, что у граждан появилась возможность провести процедуру межевания бесплатно. Это относится к лицам, которые проживают в определенных регионах. Данный ФЗ вступил в силу 29.12.2014 г.

В перечень программы вошли следующие регионы:

  1. Ставрополь.
  2. Севастополь.
  3. Пермский край.
  4. Камчатский край.
  5. Амурская область и др.

Межевание происходит в пять этапов, каждый из которых имеет свои отличительные особенности, о которых будет рассказано позднее.

Кадастровый номер

Кадастровый номер – это уникальное числовое значение, позволяющее идентифицировать каждый отдельный земельный участок на публичной кадастровой карте.

Для того, чтобы определит кадастровый номер, можно обратиться к следующим источникам: договор купли-продажи; документ о праве собственности на землю; кадастровый паспорт.

Для определения кадастрового номера можно также обратиться к данным, содержащимся в региональном Росреестре.

Так как на сегодняшний день все базы объединены, получить информацию можно о земле, находящейся в любом регионе РФ.

Процедура проведение межевания

Порядок межевания состоит, в сущности, из нескольких этапов.

В силу закона собственник должен оформить договор с компанией, имеющей лицензию на совершение процедуры. В договоре определяется и стоимость работы. Межевать участок необходимо по правилам, предусмотренным российским законодательством.

Это и был первый этап процедуры.

Что касается второго этапа, то здесь нужно провести сбор необходимых документов. В их перечень входят следующие акты:

  • паспорт собственника;
  • свидетельство о праве собственности;
  • согласие соседей, если участок находится на пересечении с другим;
  • акты об отсутствии или наличии коммуникаций на участке.

Никаких других документов геодезическая служба потребовать не имеет права.

Третьим шагом является оповещение соседей по участку о проведении соответствующих работ. Такое уведомление должно происходить в срок, не превышающий семь суток, в противном случае, соседи имеют право потребовать прекращения подобного рода работ.

За отдельную цену вопросом уведомления может заняться и геодезическая компания. Понятие и определение процедуры оповещения в таком случае должно быть прописано в самом договоре.

Четвертым шагом становится приезд на место сотрудников геодезической фирмы для проведения необходимых замеров, определения границ земельных участков и подписания контрольных актов. В этот момент цена по договору, предусмотренная изначально, увеличена быть не может.

Необходимо внимательно прочитать текст составленного акта, так как именно по нему будет подготовлен межевой план. Это относится и к садовым участкам в СНТ, и для дачных земель. Сроки межевания земли, установленные в договоре так же не должны быть нарушены.

Концом данной процедуры является пятый этап. После проведения последних необходимых действий, исполнение договора знаменуется изданием специального акта – межевого плана. Он необходим при регистрации права собственности на землю и проведении иных юридически значимых действий с землей.

Кому нужно делать межевание земли по новому закону

Новый закон обязывает провести процедуру межевания всех тех лиц, которые занимают земельные участки соответствующего целевого назначения.

Как правило, отмежевать землю надо тогда, когда она подлежит последующей продаже. При отсутствии межевания многие юридически значимые действия с землей провести не удастся.

Разумеется, что если земля уже отмежевана, то повторно делать эту процедуру нет необходимости. Речь идет только о тех участках, данных о которых в публичной кадастровой карте нет.

В некоторых регионах РФ эта процедура бесплатна, о чем уже говорилось выше.

Кто делает межевание бесплатно: новый закон

На бесплатное межевание можно рассчитывать, обратившись в государственные геодезические компании.

Помимо всего прочего, в каждом регионе формируется список частных фирм, которые действуют на основании государственного или муниципального контракта. В таких организациях также можно отмежевать землю бесплатно.

Как заказать межевание земельного участка бесплатно

Для того, чтобы осуществить заказ, необходимо обратиться в государственную межевую компанию или в администрацию города для того, чтобы указать свое право на проведение процедуры межевания бесплатно.

Сроки проведения межевания по закону

Как правило, сроки межевательных процедур прописываются в договоре с геодезической компанией, однако, на законодательном уровне имеются свои временные рамки.

Так, работа по межеванию должна быть выполнена в срок, не превышающий пяти дней, а готовые документы выдаться в срок, не превышающий двух недель. Другое дело обстоит с регистрацией земли. Здесь процедура может занять месяц.

Как оформить межевание земли

Межевание оформляется путем издания специального акта, именуемого межевым планом. Именно в нем четко прописаны границы земельного участка, его расположение на публичной геодезической карте и иные существенные сведения.

Что делать после межевания

Здесь все зависит от того, зарегистрировано ли право на ваш земельный надел или нет. В том случае, если регистрация не имело место, то в качестве основания для регистрации и будет служить межевой план.

Также без межевого плана невозможно осуществить куплю-продажу земли.

План межевания

Межевой план земельного участка – это основополагающий акт, который является завершением процедуры межевания. Именно на основании этого документа можно произвести государственную регистрацию и иные юридически значимые действия.

Стоимость межевания в 2020 году

Цена зависит от региона проживания и о сложности проводимых работ. Так, в Москве стоимость процедуры межевания начинается от четырех тысяч рублей. Предельную цену установить довольно сложно. В исключительных случаях она может доходить до пятидесяти тысяч рублей.

Договор межевания земельного участка

Скачать образец договора можно здесь. ⇐

Межевание земель общего пользования в СНТ по закону

При производстве данной процедуры имеются некоторые нюансы.

Помимо того, что здесь применяются общие правила, которые уже указывались выше, собственники земли, находящейся в СНТ могут заключить коллективный договор на межевание, что существенно снизит стоимость данной процедуры.

Продажа участка без межевания

В юридической среде ходили слухи по поводу того, что если земельный участок не отмежеван, то его продать невозможно.

Действительно, мало кто из покупателей согласится приобрести такой участок с условием, что все юридические процедуры ему придется производить самому. Однако никакого прямого законодательного запрета на это нет. Признание недействительным договора по основанию отсутствия межевания невозможно.

Но необходимо иметь в виду, что законодатели давно хотят ограничить действия граждан по купле-продажи неразмежеванной земли земли. Изменения в законодательство могут вступить в силу в любой момент.

Повторное межевание земельного участка до 2020 года: закон

Повторное межевание может производиться в редких случаях. Сюда относится, например, устаревшая информация о земле, совпадение границ, ошибка кадастрового инженера и др.

Как законно увеличить площадь земельного участка, увеличение на 10%

Здесь речь идет об увеличении земельного участка за счет бесхозных земель.

Оно возможно только  в ситуациях, при которых без увеличения не получится ровной границы земли, будет иметь место пересечение с водоемом, с болотистыми и лесными местностями. Такое увеличение возможно только по согласию с органом исполнительной власти.

Обязательно ли делать межевание земельного участка до 2019 или 2020 года

Никакого подобного законодательного требования не предусмотрено.

Межевание можно выполнить и по истечении этого срока, когда для этого возникла необходимость. При отсутствии прохождения этой процедуры никаких санкций не предусмотрено, но в некоторых случаях межевание необходимо, например, для продажи вашей земли.

Скачать федеральный закон о межевании земельных, дачных и садоводческих участков

Скачать закон в последней редакции с изменениями и дополнениями можно прямо здесь. ⇐

Итак, подытожим: действия с землей законны только после процедуры межевания. Заказать межевой план в соответствие с ФЗ номер 221 можно в уполномоченных на то компаниях.

Проводить процедуру разграничивания вашего участка и сделать ее план могут только аккредитованные фирмы или государственные образования. Сведения о том, проводилось ли межевание и какой кадастровый номер у земли можно на сайте Росреестра. Обязательность проведения данной процедуры законом не установлена.

Источник: https://rusfz.ru/zakon-o-mezhevanii-zemelnyh-uchastkov-ponyatie-i-protsedura-poryadok-rabot-stoimost-i-sroki-fz-477

«Этот закон заставит всех сказать правду»

Новый закон о назначении земельного участка

В ноябре 2018 года правительство утвердило «дорожную карту» по совершенствованию правового регулирования земельных отношений на ближайшие два года.

Вслед за уточнением норм оборота земли в Белом доме рассчитывают установить прозрачные правила ее использования, в первую очередь это коснется земель сельхозназначения.

О том, чего ждать от нового этапа реформы и почему Градостроительный кодекс понятнее Земельного, “Ъ” рассказал глава департамента недвижимости Минэкономики Алексей Бутовецкий.

— Какова целевая модель земельных отношений?

— Структура земельного законодательства понятна, но земля — это уникальный объект, она выступает сразу в трех статусах. Это природный ресурс, средство производства в сельском и лесном хозяйстве и объект недвижимости.

Из-за этого всегда возникают конфликты. Экологи говорят: ничего не трогайте, надо оставить землю в первозданном виде. Аграрии и лесники говорят: ее надо использовать для выращивания сельхозпродукции или заготовки древесины.

Строителям не интересно ни то, ни другое, они хотят на ней строить.

Идущая в РФ реформа была ориентирована в первую очередь на гражданский оборот — и в этой части она практически завершена. Но хотя предмет земельного законодательства, как он определен в 3-й статье Земельного кодекса,— это использование и охрана земли, этим магистральным направлениям в нем практически не уделено внимания.

Появилась необходимость решить вопрос, как определять правовой режим земельного участка, как понять, что на нем можно делать, чтобы деятельность не нарушала правила охраны окружающей среды, интересы сельского и лесного хозяйства и давала возможность градостроительному развитию.

Это — главный вопрос современного развития земельного законодательства.

— Земельная реформа идет не первый год, и нынешний Земельный кодекс уже очень далеко ушел от редакции 2001 года. Что уже сделано и что еще предстоит?

— Усложнение законодательства — это общая тенденция, с течением времени стало все меньше простых, рамочных законов, каким был Земельный кодекс. Это не наше желание — его диктует судебная и правоприменительная практика, обращения граждан и юрлиц, необходимость решения реальных практических проблем, с которыми сталкиваются участники земельных правоотношений.

На первом этапе реформы в 2014 году были пересмотрены все нормы, связанные с предоставлением земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Это была традиционно коррупциогенная среда, где практически все было отдано на усмотрение чиновника: если он не хотел, чтобы человек получил землю, его можно было загонять до упада.

Люди бросали инвестпроекты либо использовали участки самовольно без оформления документов.

Закон 171-ФЗ от 23 июня 2014 года готовился семь лет, многие были отрицательно настроены в отношении такой реформы, было серьезное противодействие.

Видно было, что далеко не все заинтересованы в том, чтобы установить перечень документов для каждой процедуры, их сроки, закрытый перечень оснований для отказа в предоставлении участка и административную ответственность за нарушения.

Закон получился огромным, почти 400 страниц — в Госдуме, в предпринимательском сообществе его называли чуть ли не новым Земельным кодексом. Тогда это была серьезная эмоциональная победа, стало понятно, что в этой сфере могут быть такие большие реформы.

Второй этап — 2015 год, реформа законодательства об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд, 499-ФЗ. Тогда звучали опасения, что это делается в угоду каким-то непонятным компаниям, что частный бизнес будет инициировать эти изъятия.

Над этим законом активно работала специальная рабочая группа в Госдуме. Более полугода депутаты всячески отбивали попытки упростить процесс изъятия путем снижения гарантий прав собственности граждан и организаций.

В результате получился баланс публичных и частных интересов, вместо упрощения — прозрачность и понятные правила изъятия, в Земельном кодексе мы напрямую прописали, как рассчитывается возмещение при изъятии.

Конечно, люди все равно негативно оценивают такие действия государства, когда дело касается изъятия частной собственности — там и слезы, и под трактор некоторые могут кинуться,— но с точки зрения правового регулирования изъятия недвижимости в настоящее время у нас вопросов практически нет.

— В чем смысл отказа от земельных категорий и перехода к зонированию?

— Сейчас в Земельном кодексе у нас есть семь категорий земель: это земли населенных пунктов, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли промышленности и иного специального назначения, земли лесного фонда, водного и земли запаса. В рамках каждой категории есть разрешенное использование.

И есть еще Градостроительный кодекс, он вообще ничего не говорит про категории, зато с точки зрения определения режима использования более понятен и прозрачен.

Мы видим карту муниципального образования с зонами жилой, коммерческой застройки или зонами сельхозиспользования, регламент, параметры разрешенного строительства, виды разрешенного использования. А Земельный кодекс с категориями непонятен: у категорий нет границ, они не ложатся ни на какую карту, это просто такой механизм.

Зато их нужно менять. Правительство постоянно, чуть ли не раз в неделю выпускает распоряжение о переводе участка, находящегося в федеральной собственности. К примеру, недавно мы согласовывали перевод земельного участка площадью 8 кв. м из категории земель сельхозназначения для размещения наземного элемента подземного газопровода.

При этом все градостроительные решения уж давно приняты, все газопроводы везде отражены, градостроительные документы есть, вся страна покрыта документами территориального планирования и документами зонирования.

Получается, что категории — это искусственный барьер, тормоз в развитии земельного законодательства, о чем говорит и бизнес.

В 2012 году было поручение президента: принять закон о переходе от категорий земель к территориальному зонированию, обратив особое внимание на защиту сельхозугодий и иных особо ценных земель.

Проблема в том, что сейчас градостроительное регулирование, а конкретно градостроительный регламент, который должен определять правовой режим земельного участка, не распространяется на сельхозугодья, на лесной фонд. Там должно быть что-то свое — но этого нет.

— Прежние попытки реализовать это поручение не увенчались успехом…

— Когда правительство в 2014 году заходило с этой инициативой в Госдуму, там разгорелся спор, что мы потеряем земли сельхозназначения и земли особо охраняемых природных территорий, потому что их границы не определены.

Аграрии и экологи выступили против.

Хотя тот законопроект именно это и предусматривал: все работы по определению границ должны были быть завершены к 1 января 2025 года, с учетом возможностей бюджета, после чего категории должны были быть отменены и вступало в силу зонирование.

— Зачем?

— Самый важный момент — все должно быть на одной карте и в одном масштабе, чтобы не было задвоенности. У всех министерств свои задачи, каждое использует свой информационный ресурс.

Есть государственный лесной реестр, есть единый государственный реестр недвижимости — они развивались параллельно.

Правительство Московской области — как первопроходец — попробовало их совместить, что в конечном счете привело к необходимости лесной амнистии…

Нужно в переходных положениях написать, что куда попадает при зонировании: садоводство, культурные объекты, лесное хозяйство, сельскохозяйственные земли и т. д., чтобы не оставалось белых пятен.

Нужно будет посмотреть: если орган местного самоуправления включил, например, мелиорированную пашню не в зону сельхозугодий, а в зону жилой застройки — он должен будет ее перезонировать и пашню включить в сельскохозяйственную зону.

Важно, что этот закон заставит всех сказать правду: если у вас по документам пашня, а там давно растут березы или дымит завод, то ее в зону сельхозиспользования включать не нужно. Нужно провести полевые работы на территории и реально оценить: экономически, с природоохранной точки зрения что там происходит.

— Как будет работать этот механизм?

— Очень просто: 98% правил землепользования и застройки, те самые документы зонирования, уже утверждены по всей стране. Если закон будет принят, муниципалитет должен будет сравнить его и свою карту — правильно ли они зонировали территорию — и внести соответствующие изменения.

— За свой счет?

— Когда этот вопрос возник в 2014 году, рассматривалась возможность выделения средств из федерального бюджета и муниципальным образованиям, и субъектам, чтобы сделать все в предусмотренные сроки.

Сейчас это вопрос местного значения: правила землепользования и застройки разрабатываются и утверждаются за счет местного бюджета либо субъектами РФ на основе перераспределение полномочий. Ясно, что муниципалитеты не справятся с этой работой в финансовом плане, поэтому федеральные средства понадобятся. Первоначально речь шла о 10,5 млрд руб.

, теперь нужно заново посчитать, сколько потребуется. Сейчас этот вопрос прорабатывается, когда дело дойдет до внесения законопроекта в правительство, финансовая часть будет согласовываться с Минфином.

— Сами полевые работы будут проводить муниципалитеты?

— В зависимости от того, каких зон это касается. Все вопросы территориального зонирования — это полномочия муниципалитета. Вопросы планирования и использования земель сельхозназначения — это полномочия субъектов.

По мнению Минсельхоза и по мнению субъектов, муниципалитетам не стоит отдавать эти полномочия, должен быть какой-то контроль. А земли лесного фонда находятся исключительно в федеральной собственности — это тема Рослесхоза.

Сейчас границы лесничеств и лесопарков не внесены в полном объеме в ЕГРН, когда это будет сделано, проблема уйдет сама собой — лесничества станут зоной лесного использования.

Если закон будет реализован так, как сейчас предполагается, то после 1 января 2025 года будет не то чтобы красивая картинка, она будет правдивая: станет понятно, как сейчас используются территории. Границы территориальных зон со всеми видами разрешенного использования попадут в ЕГРН, здесь наведется порядок.

— Какие еще изменения планируются в земельном законодательстве?

— Есть еще проблема с правовым режимом земель сельхозназначения: мы до сих пор не знаем, как юридически «превратить» пашню в сенокос. Мы подготовили новый законопроект о землеустройстве, который ответит на эти вопросы, поскольку землеустройство в нынешнем виде — не очень жизнеспособный институт. Эти законодательные инициативы будут идти параллельно.

Еще один законопроект уже принят в первом чтении в октябре, сейчас готовим к нему поправки.

Он касается видов разрешенного использования: кто и как может их менять в рамках градостроительного регламента, куда обращаться, можно ли использовать участок независимо от вида разрешенного использования.

Эти три инициативы: по видам разрешенного использования, по отмене категорий и по землеустройству — должны будут завершить земельную реформу в том, что касается разрешенного использования.

— Что мы увидим, проснувшись 1 января 2025 года?

— Прозрачную картину: отсутствие категорий земель, карты территориального зонирования на территории каждого муниципалитета, в каждой зоне — перечень видов разрешенного использования, причем основанный на том, что реально есть на земле.

Мы получим карту зонирования, где для каждой зоны установлен правовой режим земельных участков, и понимание, как его определять.

Все сведения будут внесены в ЕГРН, и любой человек сможет через публичную кадастровую карту или выписку запросить из него информацию.

— То есть весь массив земель РФ к 2025 году будет описан и занесен в ЕГРН?

— Надеемся, что так.

— А какая доля учтена сейчас?

— Сейчас в ЕГРН содержатся сведения о 60 млн земельных участков, из них 47% — без точных границ.

При этом государство не знает, сколько их туда не внесено: документы о правах на землю выдавались с 1922 года, их множество разных видов — «розовые», «голубые» свидетельства, у нас их по цветам принято различать.

Бумажные свидетельства, выданные после вступления в силу закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» 1997 года, особой ценности не представляют — эти права подтверждаются записью в реестре, а вот утрата «розового» свидетельства может быть очень болезненна. Поэтому мы призываем всех граждан: придите и внесите сведения в ЕГРН, уточните границы своих земельных участков. К счастью, они сами постепенно приходят к пониманию, что это нужно сделать, и реестр каждый день пополняется.

— Реально завершить это в установленные сроки?

— По новой «дорожной карте», которую в ноябре утвердил премьер-министр, закон об отмене категорий должен быть внесен в Госдуму в июне 2019 года.

Если он будет принят в 2020 году, то у нас останется пять лет на всю эту работу, это вполне реальный срок. Что нельзя сделать к 2025 году — это обеспечить, чтобы все прибежали со своими документами и внесли сведения в ЕГРН.

У нас заявительный порядок регистрации, вы сами решаете, когда это сделать. Скорее всего, 100% сведений там не будет.

— Отразится ли реформа на собираемости земельного налога?

— Земельный налог никак не привязан к категориям, Налоговый кодекс ориентируется только на виды разрешенного использования при определении ставки, а утверждают ее органы местного самоуправления.

Если говорить о собираемости налога, то большее влияние будет иметь другой законопроект, который касается кадастровой стоимости. Президент сказал, что кадастровая стоимость не может быть выше рыночной — речь идет о том, чтобы эта база также стала более правдивой.

Мы предлагаем установить напрямую в законе перечень критериев, которые должны использоваться при кадастровой оценке.

— А какова судьба законопроекта о едином объекте недвижимости?

— Он внесен в правительство. При доработке из него были исключены нормы, которые позволяют объединить земельный участок с иными объектами, но создать единый объект из нескольких зданий и сооружений будет проще. Это институт достаточно молодой, надо оптимизировать процедуру создания единых объектов, может быть, потом придется вернуться к этому вопросу, чтобы и земельный участок туда попадал.

Интервью подготовила Надежда Краснушкина

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3854101

Новый закон о межевании земельных участков

Новый закон о назначении земельного участка

Межевание, или определение границ земельного участка – необходимая процедура в ряде случаев. К подобным ситуациям относятся притязания соседей на спорную территорию, желание продать или застроить спорный участок. Для разрешения указанных казусов проводятся кадастровые работы, частью которых является межевание земельного участка.

Описание закона

Законодательные органы стремятся урегулировать юридические и экономические решения, возникающие в результате межевания земельных участков. В связи с этим в действительный Земельный Кодекс Федеральным законом N 361-ФЗ внесены существенные поправки, регламентирующие рассматриваемый процесс.

Земельный кодекс Российской Федерации был принят Госдумой 28 сентября, одобрен Советом Федерации 10 октября и вступил в силу 25 октября 2001 года. Вопросы непосредственно межевания и раздела земельных участков рассматриваются в статье 11 ЗК РФ.

Внесённые в неё Федеральным законом 361-ФЗ изменения определяют, что межевание спорного земельного участка является обязательной процедурой при регистрации данной территории в федеральном реестре, как собственности, либо при правомерном совершении каких-либо процедур в отношении уже имевшихся в собственности земельных наделов.

Так же изменения претерпел Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» N 218-ФЗ, принятый 13 июля 2013 года. Данный закон включает в себя ряд положений, регламентирующих условия проведения территориального размежевания.

Межевание представляет собой часть кадастровых работ. Межевой план фиксируется кадастровым инженером после осуществления территориальных замеров. Межевание – незаменимый процесс, других способов точного определения площади наделов, принадлежащих определённому собственнику, Земельным Кодексом не предусмотрено.

Межевание является обязательной процедурой для следующих типов земель:

  • Передающихся на постоянное пользование из государственных резервов;
  • Попадающих под распределение ввиду различных обстоятельств;
  • Требующих разделения, объединения или выделения долевой части.

Согласно действительному закону, с 1 января 2018 года купля-продажа, оформление дарственной или наследства в отношении земельных участков без оформления межевых замеров станут невозможными. Поэтому соответствующие положения Земельного кодекса игнорировать не следует.

Важно знать, что бесплатные межевые замеры будут осуществляться только до конца 2017 года на основании «дачной амнистии». Осуществить подобную сделку после указанного срока будет возможно только при наличии рассматриваемого земельного участка в общем реестре.

Деятельность специалистов в сфере кадастра регламентируется Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» N 221-ФЗ, принятым 24 июня 2017 года. Для осуществления процесса межевания кадастровый инженер уполномочен потребовать следующую документацию:

  • Удостоверение личности заявителя либо нотариально заверенный документ представителя его интересов;
  • Подтверждение прав на эксплуатацию земельного участка;
  • Планы и документы, содержащие пограничные замеры площадки.

С указанными специалистами заключается договор на проведение процедуры межевания. Стоит учесть, что в связи с тем, что на данный момент деятельность кадастровых инженеров является вневедомственной, цену за свои услуги они определяют сами.

После заключения соглашения, кадастровый инженер будет действовать согласно следующему плану:

  • Проанализирует предоставленную ему информацию;
  • Явится на указанную территорию с теодолитом или нивелиром;
  • Произведёт общий замер всей площади участка;
  • Определит координаты поворотных точек;
  • Определит земельные границы и согласует их с владельцами соседних земель.

Извещение о желании отказаться от товарищества может быть подано в местную прессу. Хозяева соседних земель и другие члены товарищества должны быть оповещены. Без их личного присутствия процедура межевания не может быть осуществлена.

В случае несогласия соседей, вопрос о размежевании территории решается через суд. Для этого необходимо:

  • Наличие выписки из ЕГРП на рассматриваемый и соседние участки;
  • Чёткая хронологи передачи прав на указанную землю;
  • Наличие документации на линии электропередач и коммуникации.

Межеванию не подлежат территориальные участки, взятые на временное пользование. Межевые замеры проводятся на частных землях.

Последние важные поправки в сфере межевания территориальных были внесены в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 N 218-ФЗ июля 2016 года.Согласно действительным поправкам, положение п. 1 ст.

19 гласит, что граждане имеют право не межевать земельные участки – но только до начала 2018 года.

После указанной даты осуществление межевания будет обязательной процедурой, без которой купля-продажа или передача в наследство неразмежеванной земли станет невозможной.

Изменения коснулись и статьи 22 действительного закона. Текст рассматриваемой статьи с введёнными поправками гласит, что межевой план составляется на основе кадастрового планафиксируемой территории.

План состоит из текстовой и графической частей. Графическая частьпредставляет собой план территории с обозначением границ.

В текстовой части содержится информация об участке, прилегающих строениях и имеющихся ограничениях территории, перечень которых необходим для внесения в общий реестр.

Акт о проведении кадастрового исследования территории преподносится в виде электронного документа, скреплённого электронной подписью кадастрового инженера.

Пункт 4 рассматриваемой статьи утратил силу с 1 января 2017 года в связи с привнесёнными в действительный закон поправками.

Сроки межевания земельного участка по закону

После информирования соседей о желании выхода из товарищества и проведения межевальных работ, согласно действительному закону, требуется подождать 30 дней. В течении этого времени оповещённые граждане выносят вердикт в пользу согласия или отказа в осуществлении указанных операций.

Приблизительная длительность геодезических работ варьируется от 1 до 5 дней. Произведение замеров участка и установление границ зависит от погодных условий и ландшафта измеряемой территории.

После произведения замеров просителю на руки выдаётся заведённое по итогам работ дело. Заказчик должен внести информацию о своей земле в государственный реестр и оформить право собственности. Эта процедура занимает от одного до трёх месяцев, в сложных случаях — до полугода.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/zem-advokat.ru/novyi-zakon-o-mejevanii-zemelnyh-uchastkov-5a7be548c8901042f972a67a

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.