Объединение фермерских хозяйств

18-04-2019 Зачем фермерам кооперация

Объединение фермерских хозяйств

Сельское хозяйство спасет кооперация. В этом уверены чиновники, депутаты, представители науки и различных аграрных объединений.

Не уверены только фермеры, которые не спешат объединяться, несмотря на приятные бонусы в виде господдержки и налаживания сбыта. Их смущает возвращение в прошлое, общая ответственность и туманные перспективы.

Возможно ли в будущем, личным подсобным и небольшим фермерским хозяйствам выжить без кооперации?

Объединяйся или проиграешь

Смена приоритетов в российском сельском хозяйстве заставила многих заговорить о забытой когда-то кооперации. В мае прошлого года Президент Владимир Путин обозначил основные задачи «на будущее развитии России». Среди всего прочего была упомянута сельхозкооперация.

«Формирование эффективной системы разделения труда и производственной кооперации … в целях увеличения объема торговли…» стало одним из основных постулатов развития сельского хозяйства в России. При этом все сразу вспомнили о том, что, с одной стороны, сама система кооперации нам не чужда и знакома, чуть ли, не с царских времен.

С другой, Европа и Америка уже давно строят свою аграрную политику именно на объединении фермеров.

По словам председателя координационного совета Ассоциации сельхозпроизводителей, переработчиков и торговли «Енисейский стандарт» и по совместительству идеолога ТМ «Село Родное» (сельскохозяйственный сбытовой кооператив «Полезные продукты») Игоря Домнина, сегодня конкурентоспособности в АПК можно добиться только за счет кооперации. «Никак иначе. Сфера АПК специфичная – там большое количество переделов – вся цепочка от поля до прилавка. Плюс к этому, широкая география сельхозактивов, значимая роль логистики и очень высокая капитализация. Встает вопрос: в состоянии ли все эти задачи решить одно предприятие? Вряд ли», – поясняет г-н Домнин.

При этом конкурентоспособность здесь считается не менее важной, чем налаживание сбыта. «Условно говоря, – отмечает Игорь Домнин. – Розница может сколько угодно ради родных красноярцев напрягаться, делать наценку всего 2%, но при этом, если есть агропроизводство с неэффективными подходами, которое имеет высокую себестоимость – вряд ли такой продукт найдет место на полках».

Сбыть всё

Тем не менее, на полки супермаркетов, особенно крупных региональных и федеральных сетей, хочется попасть многим местным производителям. И это самый очевидный плюс кооперации. С небольшими сельхозкомпаниями, а тем более, отдельными фермерами, сетям работать неинтересно.

Председатель сельскохозяйственного потребительского перерабатывающего кооператива «Хороший», руководитель «Енисейского мясокомбината» Владимир Беккер вспоминает, что два года его предприятие безрезультатно завоевывало сетевой рынок Красноярска: «Вообще очень тяжело ведутся переговоры с сетями. Они просят дешевый товар с большим сроком годности.

Натуральный продукт этого не приемлет…А сетям нужен недорогой товар, который лежит полгода и никто не заморачивается как его продать».

В итоге, чтобы решить проблему с реализацией, Владимир Беккер создал в Енисейске небольшой кооператив. А уже в этом году его предприятие стало сотрудничать скооперативом «Полезные продукты» и вести переговоры с  «Командором» о поставке туда колбас «Енисейского мясокомбината» под брендом «Село Родное».

У самих «Полезных продуктов» («Село Родное») еще более впечатляющий опыт работы с сетями. Им удалось на полках «Командора» потеснить двух молочных гигантов – Danone и Вимм Билль Данн. Здесь сыграли роль несколько факторов, в том числе, маркетинг и продвижение. Это еще один плюс кооперации.

По словам председателя совета директоров ОАО «Молоко» (входит в «Енисейский стандарт», «Полезные продукты», на его заводе создано семь кооперативов по сбору сырого молока) Александра Девяшина, кооперация должна вкладываться в маркетинг, продвижение продуктов своих членов. «Когда мы начинали, то обеспечивали работу кооператива за счет взносов.

Сейчас кооператив работает на самоокупаемости. Более того, он создает собственный ресурс для маркетинга», – отмечает г-н Девяшин.

Еще одна сбытовая проблема, которую в Красноярском крае может решить только кооперация, это выход на ёмкие рынки госзаказа и северного завоза. Эти сегменты всегда были интересны фермерам и сельхозпроизводителям. Однако порог вхождения – неподъёмно высок, и освоить эти ниши отдельным игрокам – нереально.

Председатель сельскохозяйственного комплексного потребительского кооператива «Агрофедерация» Сергей Матяш говорит, что создание этого проекта во многом объясняется именно интересом к этим рынкам сбыта. «Сегодня госзаказ стал рассадником подделок. Всё, что поставляется в школы, детские сады, больницы на 90% контрафакт.

Поэтому важно поставлять туда качественную продукцию местных производителей, которые несут ответственность за то, что они делают. Еще один сегмент – это северный завоз. Этот рынок мы совсем потеряли. Туда практически ничего из краевых продуктов питания не завозится. Мы в этом направлении уже начали работу. Договорились с основными участниками рынка в Норильске и Дудинке.

Сейчас планируется заключение контрактов. Мы надеемся, что уйдет туда от 6 до 7 тысяч тонн продуктов питания, произведенных краевыми производителями», – рассказывает Сергей Матяш.

Кооперация дело добровольное…

Государство, в свою очередь, поддерживает кооперативное движение и сулит фермерам, создающим подобные объединения, много всего интересного.

В частности, по словам заместителя министра сельского хозяйства и торговли Красноярского края Оксаны Дивногорцевой, в 2019 году субсидиарная господдержка краевых сельскохозяйственных кооперативов из федерального и краевого бюджетов может достигнуть 24 миллионов рублей.

«Сегодня есть федеральный проект, участниками которого стал Красноярский край, – «Развитие системы фермерства и сельской кооперации».

В данном случае речь идет о кооперации именно как о потребительской кооперации – инструменте, который акцентирует внимание и объединяет малые и средние формы хозяйствования…

Именно в рамках этого национального и теперь регионального проекта есть значительные меры господдержки для сельскохозяйственных кооперативов края», – поясняет г-жа Дивногорцева.

Заместитель министра рассказала о трёх новых мерах господдержки. Так, возможно возмещение им части затрат, связанных с приобретением имущества, в целях последующей передачи этого имущества в собственность членов данного кооператива. Это может  быть техника, оборудование, скот, посадочные материалы.

Также законодатель предполагает возмещать сельскохозяйственным кооперативам приобретение техники и оборудования, которое будет использоваться этим кооперативам для оказания услуг своим членам (для переработки сырья, производимого членами кооператива, для вспашки земель) и мобильных торговых объектов.

Третье мероприятие – возмещение затрат на покупку сырья.

При этом Оксана Дивногорцева добавляет: «Однозначно, кооперация – это дело добровольное, но мы все прекрасно понимаем, что бесплатный сыр только в мышеловке. Если бюджет хочет предоставить вам какие-то средства, он, безусловно, что-то хочет получить взамен. В данном случае «взамен» – это как раз вовлечение в члены кооперативов новых фермеров, ведущих личные подсобные хозяйства».

Делим всё пополам

Обещания государства и успешный опыт коллег не мотивируют фермеров к объединению. Скорее даже, наоборот. По данным краевого профильного министерства, на 10 апреля 2019 года в реестре состоит 59 сельскохозяйственных потребительских кооперативов. В начале этого года их было 62.

В январе 2017 года – 76, а в 2016 – 81. Любопытно, что в 2016 году в реестр вступило два новых кооператива, а 12 вышло из него. В 2018 году появился один участник этого рынка, при этом 15 кооперативов свернули свою деятельность.

Получается, фермеры не спешат вступать в кооперативы, организовывать новые объединения.

Заместитель председателя Законодательного Собрания Красноярского края, председатель комитета по делам села и агропромышленной политике Сергей Зяблов считает, что, скорее всего многие фермеры не понимают и боятся кооперации. «Сила в объединении – не могут они этого понять. Каждый держится за своё… А так, создали бы кооператив, нашли бы председателя.

Он бы уже решал все сбытовые и логистические вопросы, а им бы осталось только поставлять свою продукцию. Это уже какое-то движение вперед. Но не хотят. Здесь бы, сейчас, собрались десять фермеров и сказали: «Сергей Филиппович, помогите нам, как кооперативу, организовать переработку, дайте контакты тех, с кем можно выстроить партнерские отношения».

Ни одного нет!», – сетует депутат.

С ним соглашается глава Бирилюсского района Вячеслав Лукша. К числу тормозящих факторов он относит сибирский менталитет. «Здесь каждый сам себе хозяин – «это мой дом, мой двор, моя корова». Переломить ситуацию сложно. Особенно у тех фермеров, которым сейчас 50-60 лет. В кооперацию их не затащить. Акцент надо делать именно на молодых», – отмечает г-н Лукша.

Останавливает фермеров, возможно, еще и тот факт, что при слове «кооперация» они вспоминают негативный советский опыт. «Многие, не без основания, помнят старое утверждение – где колхоз, там голодуха», – поясняет председатель Ассоциации К(ф)Х и сельхозкооперативов Красноярского края Андрей Болсуновский.

Кроме того, не всегда просто складываются отношения внутри кооператива между его членами. По словам Владимира Беккера, в кооперации должны активно принимать участие все участники кооператива. «В нашем случае – мы собрались, поговорили, за счет взносов начали приобретать оборудование.

На этом крестьяне поняли, что их задача закончилась. Начали активно выращивать скотину и требовать от меня как от председателя увеличивать объемы продаж.

Поэтому я бы посоветовал перед созданием такого объединения очень внимательно подходить к выбору пайщиков», – делится опытом руководитель «Енисейского мясокомбината».

С ним соглашается председатель правления старейшего кооператива региона – Крайпотребсоюза Валентина Ивлева: «Кооперация жизнеспособная вещь. Но у нас ответственность членов низкая. Если кооператив создается нужно понимать ответственность лежит на всех его членах».

Бывают и другие ситуации, когда отдельным членам кооператива становится тесно в рамках объединения, хочется самостоятельности. Так из «Полезных продуктов» в свое время вышел «Племзавод «Таежный» (ТМ «Исток»).

Игорь Домнин: «В данном случае предприятие делало свободный выбор и добровольно входило в кооператив, четко понимая, что им это даст. У «Истока» своя известная марка и они решили работать самостоятельно. И, я думаю, наверное, правильно сделали. Не должно быть такого: все срочно входят в кооперативы.

Сегодня много других разнообразных форм деятельности и каждый должен осознать, что ему нужно. Кооператив требует определенной открытости и прозрачности. По большому счету, работа под одной маркой – это колоссальная ответственность. В идеале это самостоятельный и взаимный контроль. Последнее – самое болезненное.

Ты должен в любой момент в свой цех впустить технологов и показать, как работаешь. Это не всегда приятно. Тут много нюансов, поэтому я всем кооператив прописать не могу».

И, тем не менее, несмотря на «нюансы» со временем в кооперативы придется вступить всем фермерам. «Сейчас серьезно не хватает разъясняющей политики, потому что у нас большое количество фермеров – 2 876 работающих хозяйств, но отношение к объединению, кооперации у них пока достаточно осторожное. На самом деле, это плохо.

Судя по федеральной политике, если и будет поддержка малых форм хозяйствования на селе, то она будет проводиться как раз через такие формы, как кооперативы. Поэтому дело ближайших двух лет — объединение фермеров в кооперативы.

Если создать 200-300 кооперативов, то у нас будут фермеры с собственной продукцией, за качество которой не будет стыдно», – заключает Андрей Болсуновский.

Другой вопрос, будет ли работать кооперация из-под палки.

Виктория Мельникова

Источник: КрасФермер.

Источник: https://www.krasfermer.ru/content/zachem-fermeram-kooperaciya

Объединение крестьянских (фермерских) хозяйств с целью повышения экономической устойчивости

Объединение фермерских хозяйств

Ряд зарубежных ученых, в частности Касл Э., Брекер М., Нелсо А. считают, что в современном мире практически нет изолированного крестьянина. Он везде идет в кооперацию: в одиночку действовать невозможно. Так, что фермерство в наших условиях – это вовсе не альтернатива крупному общественному хозяйству, не конфронтация форм, а сочетание их и взаимное дополнение.[1, c.301]

Совершенно очевидно, что при выборе форм собственности и хозяйствования нельзя не учитывать сложившуюся экономическую и технологическую структуру производства со всей много­гранностью.

И надо признать, что преобладание таких форм собственности как коллективная, кооперативная, акционерная – сейчас реальность.

Рассматривая будущее фермерских хозяйств, важно исходить из предпосылок их становления и эффективного развития.

Самостоятельные крестьянские хозяйства – единственная база для развития вертикальной кооперации. Наряду с агропромышленной интеграцией система фермерских кооперативов втягивает, интегрирует разрозненных, ав- тономизированных сельхозпроизводителей в экономику страны и мировое хозяйство.[2, c.167]

Следует отметить то, что в настоящее время существуют проблемы, как при создании, так и в процессе осуществления деятельности сельскохозяйственных кооперативов: острый дефицит трудовых ресурсов (особенно в сельской местности), способных взять на себя руководство кооперативами; нет материально — технического обеспечения (складские и производственные помещения, оборудование, транспорт, технологические линии, получение целевых кредитов, выделение земельных участков для строительства базы и др.).

Исследование процессов кооперации в сельскохозяйственном секторе как среди КФХ, так и среди других сельхозпроизводителей показало, что здесь можно выделить три основных направления.

Первое направление — кооперирование сельскохозяйственных субъектов по производству продукции: по возделыванию трудоемких культур, по откорму и выращиванию скота и др. Это производственная кооперация, где пайщики и трудовой коллектив одни и те же люди.

Второе направление — кооперирование в сфере материально- технического обслуживания.

Такая форма кооперации может получить распространение из-за отсутствия финансовых и материальных средств и неразвитости сферы обслуживания.

Первое и второе направление могут иметь смешанный характер, так как цель этих коопераций – производство сельскохозяйственной продукции, то в чистом виде выделение их крайне затруднено.

Третье направление — создание крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, малыми предприятиями и личными подсобными хозяйствами кооперативов на основе объединения денежных средств и материально-технических ресурсов по переработке и реализации продукции.

Важной по организационно-экономическому значению в деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств и других форм хозяйствования была и остается закупочно-сбытовая кооперация, предполагающая переработку сельскохозяйственной продукции.

Когда производство налажено и получена товарная продукция, перед производителем встает задача своевременной и выгодной её реализации. Непосредственным производителям, разумеется, некогда заниматься операциями по сбыту продукции, тем более её переработкой.

Поэтому товаропроизводители стремятся к организации кооперативного сбыта сельскохозяйственной продукции, обеспечивая тем самым дополнительные доходы.

Важной особенностью этого направления в формировании закупочно- сбытовых кооперативов с переработкой сельскохозяйственной продукции является то, что крестьянские (фермерские) хозяйства на свои средства создают перерабатывающее кооперативное предприятие, придавая ему функции по закупкам сырья и реализации готовой продукции. Структура такого кооператива поедставляется на блок-схеме 1.

Выбор этой модели кооператива обеспечивает товаропроизводителям своевременный сбыт, транспортировку и быструю переработку продукции.При высокой технической оснащённости кооператива возможна глубокая переработка сырья, что повышает эффективность кооперативной организации.[3, c.

128,131] Создание специализированных служб в кооперативе (маркетинговой, транспортной, закупочно-сбытовой и др.) позволяет сократить затраты и потери сырьевых ресурсов, сохранить качество продукции. Особенностью такого кооператива является то, что его производственная  база  слагается  из  юридически  самостоятельных  хозяйств.

   Совместная же кооперативная собственность (транспортная, маркетинговая и иные службы) создается одновременно или постепенно на средства пайщиков.[4]

В связи с тем, что в процессе кооперирования формируется производственная структура интегрированного производства, в которой имеются два основных блока – производство сырья и его переработка, а при необходимости и третий блок – торговля, необходимо определить не только место

Блок-схема 1. Структура и механизм деятельности закупочно-сбытового кооператива с организацией переработки сельскохозяйственной продукции

и роль каждого хозяйствующего субъекта, но и механизм их взаимоотношений, которые должны обеспечивать кооперирующимся субъектам равные возможности получения выгод от совместной кооперативной деятельности и создавать условия для эффективного развития сырьевой базы и перерабатывающего производства.

По нашему мнению, основными направлениями развития кооперации крестьянских хозяйств на современном этапе должны стать:

  • совместное использование техники и обработка земли, ведение животноводства;
  • переработка, хранение и сбыт продукции; материально-техническое обеспечение; инженерно-технологическое обслуживание; кредитование и страхование.

Необходимо ускорение создания фермерских кооперативов по совместному использованию техники и обработке земли на основе добровольного объединения хозяйств, прежде всего мелких, расположенных в достаточной близости друг от друга. Большое значение имеет создание кооперативных машинно-технологических станций и пунктов проката сложной и специализированной техники.

На основе кооперации усилится взаимодействие коллективных хозяйств с крестьянскими хозяйствами по совместному использованию имеющихся производственных мощностей по обслуживанию и ремонту сельскохозяйственной техники, оборудования, обеспечению горюче -смазочными материалами, семенами, хранению, переработке продукции и другим направлениям хозяйственной деятельности. В настоящее время, важно создавать кооперативы по материально-техническому обеспечению и агросервисному обслуживанию крестьянских хозяйств, совместному использованию объектов производственной инфраструктуры.

Необходимо ускоренными темпами продолжать процесс преобразования предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции и агросервису в сельскохозяйственные потребительские кооперативы.

Одновременно следует начать активизацию процессов кооперирования по переработке сельскохозяйственной продукции в районах, удаленных от действующих перерабатывающих предприятий, объединение первичных кооперативов в ассоциации и союзы как по отраслевому, так и по территориальному принципам.[5, c.35-39]

На наш взгляд, следует сформировать систему сельских кредитных кооперативов, ориентированных на сельскохозяйственных товаропроизводителей и граждан, проживающих на данной территории.

Они могут стать источником первоначального капитала для малого предпринимательства на селе.

Для этого необходимо разработать и принять нормативные документы, обеспечивающие правовые и экономические основы создания и деятельности сельских кредитных кооперативов и их союзов.

Первоначально создаются кредитные кооперативы как общества взаимного кредитования на основе объединения средств их членов.

По мере налаживания их деятельности они перейдут к привлечению средств населения и других инвесторов и превратятся в ссудо-сберегательные коопера­тивы.

Кредитные кооперативы совместно с сельскохозяйственными производственными и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами при участии других сельскохозяйственных товаропроизводителей могут создавать сельские кооперативные банки.

Большое значение на повышения устойчивости развития крестьянских (фермерских) хозяйств имеет разработка и внедрение механизма залога земель. Важно дать импульс развитию кооперации крестьянских хозяйств.

Необходимо начать работу по созданию сельских обществ взаимного страхования и их союзов, которым следует оказать стартовую государственную поддержку, в частности, финансово-кредитную и инвестиционную поддержку крестьянских хозяйств и кооперативов.

Система финансово-кредитного и инвестиционного обеспечения крестьянских хозяйств и кооперативов должна быть направлена на создание условий для развития и укрепления их материально-технической базы, производственной и социальной инфраструктуры, повышение эффективности и доходности производства.

Очень важно осуществить переход от уравнительного распределения средств государственной поддержки крестьянским хозяйствам и кооперативам к адресному, преимущественно на конкурсной основе. Приоритет следует отдавать тем, кто обеспечивает устойчивую работу, целевое и эффективное использование выделенных средств.

Большое значение для дальнейшего развития крестьянских (фермерских) хозяйств имеет их информационно-консультативное обслуживание и научное обеспечение, обучение и повышение квалификации фермеров.

Для обеспечения потребностей крестьянских хозяйств, кооперативов и дру­гих сельскохозяйственных товаропроизводителей в информации и консультационных услугах необходимо создать единую информационно-консультативную службу, включающую в себя отраслевые и региональные центры с сетью участковых консультантов, а также соответствующие подразделения в органах государственного управления агропромышленным комплексом. Информационно – консультативная служба должна оказывать помощь в освоении достижений науки и техники, прогрессивных технологий производства, в области маркетинга, экономики кооперации, социальной и юридической защиты.[6, c.44]

Сельскохозяйственные научно-исследовательские учреждения расширят исследования экономических, правовых, технологических и социальных проблем ведения крестьянских хозяйств и развития сельскохозяйственной кооперации должны разработать оптимальные модели крестьянских хозяйств и кооперативов различной специализации производства с учетом природно-экономических зон. Важно расширить подготовку и повышение профессиональной квалификации фермеров и работников кооперативов, включая кредитные и страховые. В учебные программы сельскохо­зяйственных учебных заведений должны вводиться специальные курсы по проблемам сельскохозяйственной кооперации. Необходимо наладить практику стажировки фермеров и преподавателей сельскохозяйственных учебных заведений в лучших отечественных крестьянских хозяйствах и кооперативах, а также за рубежом.

Развитие фермерского самоуправления следует проходить путем объединения крестьянских хозяйств в кооперативы, ассоциации и союзы в целях координации их хозяйственной деятельности, а
также представительства и защиты экономических, социальных и правовых интересов в органах государственной власти всех уровней и местного самоуправления, органах хозяйственного
самоуправления товаропроизводителей агропромышленного комплекса, профсоюзных и других организациях.

Литература

  1. Касл Э., Брекер М., Нелсо А., Эффективное фермерское хозяйствование. М.: Агропромиздат, 1991.С 301-306.
  2. Губин Е.П. Пути формирования аграрно-промышленных объединений. – М.: Экономика, 1966. – 167 с.
  3. Иванов П.Ф. Производственная кооперация в сельском хозяйстве. – М.: Знание, 1975. – 128,131 с.
  4. Закон Республики Казахстан от 21.07.1999 N 450-1 «О сельской потребительской кооперации в Республике Казахстан»
  5. Ниязбекова Р., Бигельдиева З. Рынок земли: проблемы формирования Мысль, 2002. – №1. – С.35-39
  6. Немцов В.Ф. Межхозяйственные и аграрно-промышленные предприятия и производственные объединения. – М.: ВСХИЗО, 1975. – 44 с.

Фамилия автора: С. Имамбекова

Источник: https://articlekz.com/article/9770

Фермеров Подмосковья объединяют в кооперативы

Объединение фермерских хозяйств

В Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Московской области начата комплексная работа по возрождению сельскохозяйственной кооперации. Разрабатываются меры поддержки, стимулирующие участие в кооперативах крестьянских (фермерских) хозяйств, планируется организация сети кооперативных центров сбыта фермерской продукции.

Работа предстоит сложная

В регионе работают около тысячи фермеров и сотни тысяч личных подсобных хозяйств.

У них множество проблем, начиная от закупки техники, семян и удобрений, заканчивая получением кредита для развития, увеличения производства и сбыта продукции, которые каждый решает самостоятельно.

В итоге отдельный товаропроизводитель неизбежно оказывается в проигрыше, принимая те условия, которые навязывает ему торговая сеть, поставщик сырья или коммерческий банк.

Ради повышения качества

Некоторые подмосковные фермеры с осторожностью отнеслись к идее кооперации, но основная часть приняла ее с большим воодушевлением. Поддержал идею и председатель Московского крестьянского союза Николай Соин.

– Кооперироваться надо там, где есть проблемы, – прокомментировал свою позицию Николай Соин. – А проблемы у нас прежде всего в хранении продукции, ее предпродажной подготовке и переработке, а также в реализации, связях с торговыми сетями.

Преодолеть их по силам пока только крупным предприятиям. Более всего объединение сейчас выгодно производителям овощей. С реализацией молока и мяса уже более-менее все наладилось, и запрет на импортную продукцию сыграл здесь на руку нашим производителям.

Овощеводство же – не круглогодичный бизнес, а торговые сети требуют постоянных поставок.

Председатель Московского крестьянского союза уточнил также, что в нашей стране и так развивается кооперация, только «черная». Это целое звено перекупщиков, которые скупают и реализуют продукцию, но уже совсем по другим ценам. Эта кооперация возникает стихийно, потому что в ней есть необходимость. Чтобы этого не происходило, проблемой надо заниматься на государственном уровне.

Нужно будет разобраться с вопросами имущественной ответственности членов кооператива, налогообложением, участием инвесторов. Целью же кооперации должно стать в первую очередь повышение качества продукции, чтобы она могла конкурировать с зарубежными аналогами, удовлетворение потребностей населения и создание условий для устойчивого развития отечественного агропромышленного комплекса.

– На сегодняшний день сельхозкооперация у нас отсутствует вовсе, есть только отдельные примеры объединений, – рассказал Дмитрий Степаненко, министр сельского хозяйства и продовольствия Московской области.

– Мы замахнулись на решение серьезной проблемы, и работа предстоит сложная. Сейчас изучаем лучшие европейские практики.

Одним из примеров для нас является компания «Валио», ее поставщики – более семи тысяч крестьянско-фермерских хозяйств, объединенных в сельхозкооперативы.

Для подмосковных сельскохозяйственных товаропроизводителей особенно остро стоит вопрос реализации. Фермеру тяжело войти в сеть, организовать на постоянной основе системные поставки своей продукции.

Скооперировавшись, можно будет совместить определенное количество одинаковой продукции и доставлять ее через минимальное количество посредников потребителю.

Таким образом, и фермеры получат возможность зарабатывать больше, и покупатели будут приобретать качественный продукт по более низкой цене.

По территориальному принципу

Как пояснил министр, для сельхозпроизводителей планируется создать центры сбыта «Фермер Подмосковья». Фермеров, скорее всего, объединят по территориальному принципу. В кооперативы войдут по нескольку районов северного, южного, восточного и западного направлений области с точками сбыта в близлежащих крупных городах, таких как Химки и Красногорск.

Министр уже дал поручение о создании рабочей группы в Минсельхозпроде Московской области по доработке и реализации проектов «Фермер Подмосковья» и «Развитие сельхозкооперации в Московской области» с обязательным включением в ее состав сотрудников министерства, представителей администраций муниципальных образований, Московского крестьянского союза, а также руководителей сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств Подмосковья.

Первое совещание на эту тему уже состоялось. На нем обсуждались перспективы развития сельскохозяйственной кооперации, особенности и проблемы государственной поддержки представителей малых форм хозяйствования на селе. На федеральном уровне в настоящее время также дорабатывается нормативная база для оказания государственной поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам.

Источник: https://mosregtoday.ru/sel-skoe-hozyaystvo/fermerov-podmoskovya-obedinyayut-v-kooperativy/

КФХ: что это такое и как на нём заработать?

Объединение фермерских хозяйств

Давайте для начала разберемся, что такое КФХ, какие меры поддержки предоставляет государство и какой вид деятельности для него наиболее рентабельный…

Согласно ст.

1 ФЗ “О крестьянском (фермерском) хозяйстве” крестьянское (фермерское) хозяйство – объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

Может показаться, что крестьянское хозяйство является юридическим лицом, но это не так! КФХ осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юр. лица! И может быть создано одним дееспособным физическим лицом! Если крестьянское (фермерское) хозяйство создается несколькими лицами, то они заключают между собой соглашение. В обоих случаях требуется гос. регистрация.

Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России осуществляет поддержку фермеров-предпринимателей.

Фермерские хозяйства могут претендовать на гранты и субсидии от государства.

Министерство сельского хозяйства предоставляет несколько программ для поддержки и стимулирования развития фермерских хозяйств. Самым распространенным видом поддержки является грант.

Грант для начинающего фермера

Этот грант для гражданина, который зарегистрировал КФХ (не более чем 2 года назад). Начинающий фермер может получитьдо 3 000 000 рублейдля разведения крупного рогатого скота;  до 1 500 000 рублейдля других видов деятельности.

На эти деньги можно: купить земельный участок; разработать проектные документы для строительства или реконструкции; купить или отремонтировать складские и производственные здания; построить дорогу; подвести коммуникации; купить животных сельхозтехнику и инвентарь.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Корова#/media/Файл:Koe_in_weiland_bij_Gorssel.JPG

Грант “Агростартап”

Этот грант для предпринимателя, который планирует или начинает бизнес в сельском хозяйстве. Чтобы его получить нужно выиграть в конкурсе стартапов и в течение 30 дней зарегистрировать КФХ.

По “Агростартапу” можно получить до 3 000 000 рублейв одиночку и до 4 000 000 рублейв кооперативе. Деньги выдаются на условиях софинансирования, где 10% – это собственные средства получателя.

Освоить денежные средства нужно в течение 18 месяцев после перевода.

Грант для семейных животноводческих ферм

У претендента на данный грант должна в течение 2 лет быть ферма по разведению животных или птиц с 2 работниками, находящимися в родстве, включая главу КФХ. Требуется личных вложений фермера в имущество не менее 40%, из которых до 20% можно попросить к возмещению из бюджета региона. Новых рабочих мест – не менее 3.

Ферма может получить до 30 000 000 рублей на разведение крупного скота мясного или молочного направления. Для других видов деятельности предусмотрено до 21 600 000 рублей.

Эти деньги можно потратить на разработку строительной документации; модернизацию фермы; постройку или реконструкцию объектов по переработке сырья; покупку оборудования и животных.

Деньги нужно освоить за два года.

Через три года фермер может претендовать на поддержку еще раз.

В 2019 году фермеры получили в качестве грантов и субсидий из федерального бюджета 15 миллиардов рублей, 4 миллиарда из местных бюджетов. Эти деньги пошли на развитие производства около 5 тысячам фермеров.

Зам. министра сельского хозяйства РФ на съезде Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельхозкооперативов подчеркнула, что Минсельхоз в 2020 году будет помогать фермерам реализовывать их продукцию, налаживать каналы сбыта и открывать магазины.

Если Вас заинтересовало крестьянское фермерское хозяйство, то наверняка возникнет вопрос: какой вид деятельности для него наиболее экономически выгодный?

Эксперты Россельхозбанка проанализировали статистику Росстата и финансовую отчётность клиентов Банка — крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ) и выяснили, что в тройку по рентабельности для КФХ входят молочное животноводство, мясное скотоводство и выращивание зерновых и масличных культур.

Таким образом, несмотря на нестабильность экономики, институт КФХ при поддержке государства имеет неплохие перспективы. Рациональная организация и устойчивое стимулирование фермерского хозяйства позволит решить социально-экономические проблемы развития как села, так и города.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5e3d6df1f028171317e116ec/kfh-chto-eto-takoe-i-kak-na-nem-zarabotat-5e4cf3a795ed5c05adb324b1

Вопрос: Несколько крестьянских (фермерских) хозяйств хотели бы объединиться, какую организационно-правовую форму предпочесть при объединении?..

Объединение фермерских хозяйств

 Здравствуйте!

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 11.06.

2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.

Статья 20 Федерального закона от 11.06.

2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» предусматривает возможность объединения крестьянских (фермерских) хозяйств, а именно, что фермерские хозяйства в целях координации своей предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов фермерских хозяйств по территориальному и отраслевому признакам, а также могут быть учредителями, участниками, членами коммерческих и некоммерческих организаций.

Названный закон не содержит специальных правил об объединениях фермерских хозяйств, соответственно к порядку их создания и деятельности должны применяться соответствующие положения Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

В частности, ст.

121 Гражданского кодекса РФ допускает возможность объединения в форме ассоциаций или союзов лишь для юридических лиц, и не предоставляет такой возможности индивидуальным предпринимателям и иным гражданам, при этом указанная статья называет две разновидности таких объединений – объединения коммерческих организаций и объединения некоммерческих организаций. Обе разновидности объединений являются некоммерческими организациями.

Поскольку основной целью деятельности фермерского хозяйства является предпринимательская деятельность, на объединения фермерских хозяйств по аналогии с коммерческими организациями должны распространяться правила об объединениях (ассоциациях или союзах) коммерческих организаций. Целью подобных объединений является координация предпринимательской деятельности фермерских хозяйств, а также представление и защита общих имущественных интересов. Созданное фермерскими хозяйствами объединение (ассоциация или союз) будет являться юридическим лицом – некоммерческой организацией и на него будут распространяться соответствующие положения ст. 121 – 123 Гражданского кодекса РФ и регулирующие деятельность ассоциаций и союзов коммерческих организаций нормы Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Это значит, что если по решению фермерских хозяйств-участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) должна быть преобразована в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.

Учредительными документами ассоциации (союза) фермерских хозяйств являются учредительный договор, подписанный ее членами – фермерскими хозяйствами, и утвержденный ими устав.

Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и в порядке, которые предусмотрены учредительными документами ассоциации (союза).

Члены ассоциации (союза) вправе безвозмездно пользоваться ее услугами. При этом каждый член ассоциации (союза) сохраняет свою самостоятельность и вправе по своему усмотрению выйти из ассоциации (союза) по окончании финансового года. В этом случае он несет субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации (союза) пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода.

Член ассоциации (союза) также может быть исключен из нее по решению остающихся участников в случаях и в порядке, установленных учредительными документами ассоциации (союза).

С согласия членов ассоциации (союза) в нее может войти новый участник.

Вступление в ассоциацию (союз) нового участника может быть обусловлено его субсидиарной ответственностью по обязательствам ассоциации (союза), возникшим до его вступления.

Одновременно следует отметить, что эксперт оказывает консультацию, которая носит информационный характер, эксперт не вправе отдавать предпочтение той или иной форме объединения, принимать решение относительно объединения в ту или иную форму фермерским хозяйствам следует самостоятельно.

Настоящая консультационная услуга оказана бесплатно по заданию Министерства промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края в рамках реализации мероприятий долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на 2012-2014 годы», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 04.05.2012 № 282-п.

Источник: https://xn----jtbvjabi6b9c.xn--p1ai/law/2797

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.