Объектом специального правового режима являются

Понятие и состав земель специального назначения, характеристика правового режима

Объектом специального правового режима являются

Особенности правового режима отдельных видов земель специального назначения.

Вопрос № 1.

Глава 16 ЗК РФ.

Статья 87 ЗК РФ определяет земли специального назначения как земли, расположенные за границами населенных пунктов, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ.

Это самостоятельная категория в соответствии со ст. 7 ЗК РФ. В соответствии с п. 4 ст. 84 ЗК в федеральной собственности располагаются объекты атомной энергетики, федеральной энергетической системы и иные объекты, отнесенные к ведению РФ в соответствии со ст. 71 К РФ.

Земли этой категории классифицируются на:

1. Земли промышленности.

2. Земли энергетики.

3. Земли транспорта.

4. Земли связи, радиовещания, телевидения, информатики.

5. Для обеспечения космической деятельности.

6. Земли обороны и безопасности.

Общие характеристики видового режима отражены в статьях 80-83 ЗК РФ, а особенности отражены в специальных НПА.

Общие черты земель специального назначения:

1. Выполняют функцию пространственного базиса, т.е. они предназначены для размещения объектов различных отраслей экономики РФ и эксплуатации этих объектов. Эти объекты не являются землями сельскохозяйственного назначения, плодородие для этих земель важным не является.

2. Земли специального назначения не являются единым массивом. Задачей является рациональное использование земель для обеспечения сохранности более ценных земель.

3. В качестве субъектов прежде всего выступают юридические лица и индивидуальные предприниматели. Граждане выступают в качестве вторичных землепользователей. Например, работники транспорта имеют право на получение служебного земельного надела.

4. Нормирование земель осуществляется при предоставлении земельных участков на основании утвержденных норм отвода, либо в соответствии с проектно-технической документацией.

5. Перевод земельных участков из состава этой категории осуществляется без ограничений, кроме случаев, предусмотренных пп. 2,3 ст.

9 ФЗ № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» – перевод земельных участков, загрязненных или застроенных зданиями, строениями, сооружениями, подлежащими сносу, допускается при наличии утвержденного проекта рекультивации.

Аналогичное правило предусмотрено для перевода земельных участков с нарушенным почвенным слоем, который осуществляется только после восстановления нарушенных земель в соответствии с утвержденным проектом рекультивации за исключением случаев, когда такой перевод инициируется органами государственной власти или МСУ.

6. В состав земель специального назначения включаются охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования.

Эти зоны устанавливаются для обеспечения безопасности населения (например, санитарно-промышленные зоны предприятий обязательно устанавливать как элемент правового режима).

Второй целью является обеспечение нормального функционирования эксплуатации объектов транспорта, телевидения и иных объектов на этих землях. Земельные участки, которые находятся на этой территории, в этих зонах, не изымаются у собственников, землевладельцев, землепользователей.

Однако в границах этих участках устанавливается особый режим, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, несовместимые с целями установления этих зон (например, рядом с газопроводом нельзя проводить взрывные работы, разводить костер и т.д.).

7. Порядок использования земель специального назначения и установления особых зон определяется в отношении федеральных земель Правительством РФ, в отношении земель субъектов РФ – органами исполнительной власти субъектов, в отношении муниципальных земель – органами МСУ.

Правовой режим земель специального назначения – это установленный законодательством порядок должного поведения субъектов земельных правоотношений, направленный на обеспечение рационального использования земель данной категории, экологической безопасности населения, реализацию специальных задач организаций различных отраслей экономики, безопасную и эффективную эксплуатацию их объектов.

Согласно ст. 88 ЗК РФ землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций, эксплуатации объектов промышленности и права на которые у участников земельных отношений возникли по основаниям, предусмотренным действующим законодательством.

На данных землях размещаются промышленные объекты, промышленные здания и сооружения, их промышленные объекты, средства внутризаводского транспорта, объекты инженерных коммуникаций, складские и иные вспомогательные подсобные помещения.

Именно промышленные объекты являются источниками повышенной опасности с точки зрения экологических требований, поэтому правовой режим данных земель включает в себя нормы экологической безопасности.

Весь хозяйственный процесс подразделяется на три этапа:

1. Доэксплуатационный (размещение объекта, проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию).

2. Эксплуатационная стадия (включает в себя деятельность, связанную с экологической паспортизацией предприятий, получением разрешений на выбросы, сбросы, размещение отходов.

3. Размещение утилизации отходов.

Экологические требования при размещении объекта предусмотрены статьями с 34 по 38 Закона об охране окружающей среды:

· При размещении объекта должны учитываться требования экологической безопасности населения, охраны здоровья населения, мероприятия по охране природы, мероприятия по охране природы, рационального использования природных ресурсов и их воспроизводства, оздоровление окружающей среды.

· При предоставлении земельного участка должны учитываться как ближайшие, так и отдаленные экологические, демографические, экономические перспективы. Экологическая емкость территории – определенная территория может выдержать только определенную антропогенную нагрузку.

Определение места строительства осуществляется с учетом требований ЗК РФ (ст. 30-32 ЗК РФ), санитарного законодательства, экологического законодательства и зависит от класса опасности предприятия, степени вредных выбросов этого предприятия.

Например, предприятия 1 и 2 класса опасности могут строиться и размещаться только за пределами городов (нефтеперерабатывающие предприятия, химические комбинаты, некоторые предприятия добывающей промышленности и т.д.).

Порядок установления функционирования санитарно-защитных зон утвержден Постановлением Главного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года № 74в ред. От 10.04.2008 года – утвержден САНПИН 2.2.1/2.1.1. 1200-03.В соответствии с п. 2.1.

этого САНПИНа санитарно-защитная зона (СЗЗ) устанавливается в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

По своему функциональному назначению СЗЗ является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Критерием определения размера зоны является не превышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимой концентрации) вредных веществ в атмосферном воздухе и ПДУ (предельно допустимый уровень) воздействия на атмосферный воздух. Все предприятия с опасным производством обязаны отделять промышленные объекты от территорий жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, санаториев и т.д. Для промышленных объектов 1 класса опасности СЗЗ устанавливается в 1 тысячу метров, 2 класс – 500 метров, 3 класс – 300 метров, 4 класса – 100 метров, 5 класса – 50 метров.

Земли энергетики.

Ст.

89 ЗК РФ определяет земли энергетики как земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций, эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных правоотношений по основаниям, предусмотренным ЗК, федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ. В этой статье говорится и о целях предоставления земельных участков. Земельные участки предоставляются для:

1. Размещения, установки электростанций.

2. Для размещения объектов электросетевого хозяйства (ЛЭП).

Существует три вида электростанций: Гидроэлектростанции (ГЭС), теплоэлектростанции (ТЭС), Атомные электростанции (АЭС).

Положительным для ГЭС является то, что в результате работы этих станций получается дешевая электроэнергия, при работе ГЭС происходит экономия не возобновляемых природных ресурсов.

Отрицательным является то, что при строительстве ГЭС необходимо затопление огромных массивов земель для создания водохранилищ, в результате происходит создание огромных водохранилищ, созданных на лесных землях, землях с/х назначения и т.д.

Правила создания, строения и проектирования ГЭС предусмотрены в п. 3 ст. 40 ФЗ «Об охране окружающей среды». При размещении проектировании ГЭС необходимо учитывать реальную потребность региона в электроэнергии, ландшафт, обеспечивать сохранность природных ресурсов и т.д.

Специальные требования функционирования ГЭС предусмотрены в ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.

1997 года – обязательным условием функционирования этих объектов является наличие декларации безопасности гидротехнического сооружения, которая содержит сведения о соответствии объекта критериям безопасности.

Декларация является основанием для внесения ГЭС в Российский регистр гидротехнических сооружений.

ТЭС для РФ считаются основными источниками электроэнергии, но при этом существуют две большие экологические: уничтожение не возобновляемых природных ресурсов (уголь, газ, нефть и т.д.), а также загрязнение окружающей среды, т.к. в результате деятельности ТЭС происходит загрязнение.

Закон предусматривает правила размещения, строительства и проектирования ТЭС, существует требование оснащения ТЭС высококачественными, чувствительными фильтрами, существуют и требования по использованию безопасных видов топлива и безопасного размещения отходов.

В АЭС опасно все! АЭС, являясь опасными источниками, функционируют на основании общих требований МАГАТЭ – АЭС не могут размещаться на территориях с большой концентрацией населения, а также в курортных, рекреационных зонах, сейсмически опасных, а также вблизи крупных водоемов. Кроме того, МАГАТЭ требует обеспечить экологическую надежность атомных реакторов. П. 4 ст. 40 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает конкретные требования:

1. Охрана окружающей среды от радиационного воздействия.

2. Соблюдение норм и нормативов технологического процесса.

3. Государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии и обеспечение мер полной радиационной безопасности окружающей среды и населения.

4. Подготовка и поддержание квалификации работников таких станций.

Размещение АЭС возможно только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. В ФЗ от 21.11.

1995 года «Об использовании атомной энергии», в котором предусматривается, что федеральные органы исполнительной власти принимают решения о месте размещения ядерных установок, находящихся в федеральной собственности или имеющих межрегиональное значение, проводят государственную экологическую экспертизу и принимают решения о размещении таких объектов. Для АЭС должны быть санитарно-защитные зоны и зоны наблюдения в целях обеспечения безопасности населения и окружающей среды. Их размеры определяются в соответствии с нормами и правилами в области использования атомной энергии и согласовываются с органами государственного Санэпиднадзора. В санитарных зонах запрещается размещение жилых зданий, детских учреждений, лечебно-оздоровительных и т.д., а в зоне наблюдения ведется наблюдение за радиационным уровнем.

Источник: https://infopedia.su/6x1545.html

Понятие и правовой режим объектов гражданских прав; виды объектов

Объектом специального правового режима являются

Понятие, виды и правовой режим объектов гражданских прав. Законодатель признает объект элементом правоотношения, определяющим его содержание и форму защиты при нарушении субъективных прав.

Назначение объекта – удовлетворение законных интересов субъектов, при этом для отдельных объектов законодателем установлен свой правовой режим – т.е.

порядок их использования субъектами, который определяет допус­тимые способы и пределы распоряжения объектом – при переходе самого объекта (п.1 ст.

129), прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации либо их материальных носителей (п.4 ст. 129) от одного лица к другому.

С учетом специфики правового режима в ст.

128 выделены виды объектов: вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги; иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги,имущественные права; результаты работ и оказание услуг;охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

Свободно обращающиеся объекты группируют в зависимости от юридических свойств, определяющих специфику их оборота.

Выделяют объекты материальные и нематериальные; среди материальных – вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, и иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права; среди вещей – движимые и недвижимые, делимые и неделимые, простые и сложные, главные вещи и их принадлежности, потребляемые и непотребляемые, имущественные комплексы и т.д. Выделение объектов по правовому режиму определяет пределы осуществления субъективных прав, момент перехода прав от одного лица к другому, действие сделки на весь объект либо его составную часть, форму защиты при нарушении субъективного права и т.д.

В случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта лицу, ограничения таких прав и обременения имущества подлежат госрегистрации.

Эти права на имущество возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения записи в госреестр; иное может быть установлено только законом (п. п. 1 и 2 ст. 8.1. ГК).

Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке (п. 6 ст. 8.1. ГК).

Правовой режим недвижимого имущества. В целях обеспечения стабильности гражданского оборота ст. 131 ГК устанавливает необходимость гос. регистрации вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновения, перехода и прекращения. Кроме ГК особый правовой режим недвижимости определен в ФЗ-122 от 21.07.1997 г.

«О государ­ственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». К недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в т.ч. здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

К недвижимым вещам относятся также подлежащие госрегистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. Итак, вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абз. 1 п. 1 ст.

130 ГК), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абз. 2 п. 1 ст. 130 ГК). Регистрация недвижимости – юрид. акт признания иподтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на него.

Проводится в Едином госреестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) по установленной ФЗ-122 системе записей о правах, которая основана на кадастровом и техническом учете объекта недвижимости. Это позволяет однозначно выделить объект недвижимостииз числа иных объектов под своим учетным номером.

Введено две формы регистрации: 1) регистрация прав (обременений) на недвижимость – удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав; 2) регистрация сделок с недвижимым имуществом – удостоверяется путем совершения специальной регистрационной надписи в тексте договора.

Законодатель признает объект элементом правоотношения, определяющим его содержание и форму защиты при нарушении субъективных прав.

Назначение объекта – удовлетворение законных интересов субъектов, при этом для отдельных объектов законодателем установлен свой правовой режим – т.е.

порядок их использования субъектами, который определяет допус­тимые способы и пределы распоряжения объектом.

С учетом специфики правового режима в ст.

128 выделены виды объектов:

1) вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги;

2) иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги,имущественные права;

3) результаты работ и оказание услуг;

4) охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность);

5) нематериальные блага.

Свободно обращающиеся объекты группируют в зависимости от юридических свойств, определяющих специфику их оборота.

Выделение объектов по правовому режиму определяет пределы осуществления субъективных прав, момент перехода прав от одного лица к другому, действие сделки на весь объект либо его составную часть, форму защиты при нарушении субъективного права и т.д.

1) Материальные

a. Вещи

§ Движимые

§ Недвижимые

§ Делимые

§ Неделимые

§ Простые

§ Сложные

§ Главные

§ Их принадлежности

§ Потребляемые

§ Непотребляемые

b. Иное имущество

2) Нематериальные

Правовой режим недвижимого имущества. В целях обеспечения стабильности гражданского оборота ст. 131 ГК устанавливает необходимость гос.

регистрации вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновения, перехода и прекращения. Кроме ГК особый правовой режим недвижимости определен в ФЗ-122 от 21.07.1997 г.

«О государ­ственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

К недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в т.ч.

здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие госрегистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания.

Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Итак, вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абз. 1 п. 1 ст. 130 ГК), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абз. 2 п. 1 ст. 130 ГК).

Регистрация недвижимости – юрид. акт признания иподтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на него.

Проводится в Едином госреестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП).

Это позволяет однозначно выделить объект недвижимости из числа иных объектов под своим учетным номером.

Введено две формы регистрации: 1) регистрация прав (обременений) на недвижимость – удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав;

2) регистрация сделок с недвижимым имуществом – удостоверяется путем совершения специальной регистрационной надписи в тексте договора.

Источник: https://cyberpedia.su/12x4eeb.html

Понятие и общая характеристика правового режима земель

Объектом специального правового режима являются

Земельные ресурсы – вся земля (т.е. вся территория) в пределах определенных границ. Земельные ресурсы Российской Федерации – это вся ее территория, т.е. вся земля (включая водопокрытую) в пределах государственных границ страны.

Хотя отдельные части земельных ресурсов в каждый конкретный момент могут быть объектами собственности и пользования различных субъектов, в целом они являются единым природным объектом.

И как таковые они обладают различными природными качествами и свойствами, представляющими народнохозяйственный интерес (почвенным плодородием, лесопокрытостью, водопокрытостью, содержанием полезных ископаемых и т.п.), которые в связи с этим целесообразно использовать определенным образом.

Под понятием «правовой режим земель» можно понимать установленную законом систему общественных отношений по использованию отдельных частей земельных ресурсов.

Иначе, правовой режим земель — установленный законом порядок государственного регулирования использования и охраны земли, обеспеченный мерами предупреждения правонарушений и установленной ответственности за их совершение.

5.1.1 Виды правового режима земель:

1. общий (присущий всему составу земель Российской Федерации). Объектом общего правового режима является весь состав земель Российской Федерации в пределах ее государственных границ.

Общий правовой режим можно подразделить на обычный и пограничный, поскольку в пограничных районах страны действует общий режим государственной границы, а на границах землепользовании (угодий) могут вводиться ограничения в режиме использования их в интересах других лиц.

2. особый (присущий отдельным категориям земель). Объектом особого правового режима являются земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, транспорта и иного назначения; земли особо охраняемых территорий; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

3. специальный (конкретный – присущий конкретным земельным участкам).

Особый правовой режим категорий земель носит общий характер и применяется в полной мере только там, где его действие не изменяется действием специального режима земельного участка, входящего в данную категорию земель.

Так, категория «земли сельскохозяйственного назначения» используется для нужд сельского хозяйства, однако, если нужды конкретного сельхозпредприятия выразятся в прокладке железнодорожного подъездного пути на сельхозземлях, то используется режим земель транспорта.

5.1.2 Элементы правового режима земель:

1.определение границ его распространения (наличие объекта – категории земель или земельного участия).

Поэтому в РФ выделяются категории земель, на которых устанавливается общий правовой режим с учетом специфики каждой земельной категории, и земельные угодья с правовым режимом, конкретизирующим общий режим применительно к особенностям данных земельных угодий.

Например, на землях поселений действует режим застройки земель жилыми и иными помещениями, являющийся общим для всей этой земельной категории; на земельных же участках, являющихся землями общего пользования, применяется особый режим застройки, выражающийся в возведении только тех строений и сооружений, которые соответствуют целевому назначению этих угодий и не противоречат ему.

2.порядок государственного регулирования использования земель,в котором можно выделить следующие аспекты:

2.1 органы, осуществляющие это регулирование – государственные органы общей и специальной компетенции.

Так, ЗК относит государственные органы представительной и органы исполнительной власти, а также органы местного самоуправления к числу органов общей компетенции в области регулирования земельных отношений, а Государственный комитет по земельной политике и его органы на местах, Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ к органам специальной компетенции.

2.2 формы регулирования земельных отношений на конкретных землях. В законе выделяются следующие формы регулирования:

– установление правил получения земель в использование на правах собственности, землевладения, землепользования и аренды, правил осуществления этого использования и правил прекращения или приостановления такого использования.

– контролирование отдельных видов деятельности лиц, использующих землю, по осуществлению хозяйствования на данной земле. Например, контроль за строительством, которое осуществляется по согласованию с землеустроительными, архитектурно-градостроительными, пожарными, санитарными и природоохранительными органами;

– вмешательство в эту деятельность при наличии определенных фактов и государственных потребностей.

Например, органы Комитета по земельным ресурсам и землеустройству привлекают к ответственности лиц, виновных в нарушении земельного законодательства; земельные участки могут быть изъяты (выкуплены) для государственных или муниципальных нужд; права лиц, использующих землю, могут быть ограничены в интересах других лиц в случаях, предусмотренных законодательством.

3.наличие круга субъектов земельных правоотношений, обязанных соблюдать установленные правила земельного режима. Их можно подразделить на следующие группы:

3.1 лица, использующие землю на праве собственности, землевладения, землепользования и аренды, круг правомочий которых различен в зависимости от оснований использования.

Например, если собственники земель обладают всеми правомочиями, предусмотренными ЗК РФ, то землевладельцы лишены некоторых прав, предусмотренных этим кодексом.

Конкретные права землевладельцев и землепользователей по использованию земельных участков, устанавливаются договором, по которому получен земельный участок;

3.2 лица, не использующие данный земельный участок, но в силу своей предусмотренной законом деятельности обязанные соблюдать правовой режим земель. Так, по пахотным землям как сельскохозяйственным угодьям и произрастающим на них посевам запрещается проезд, складирование материалов и другие действия, допустимые в других местах (дороги, свалки мусора и т. п.).

4.содержание прав и обязанностей субъектов земельных правоотношений, участвующих в сфере действия правового режима тех или иных земель. Эти права и обязанности зависят от:

4.1 объекта земельно-правового режима. Так, на землях рекреационного назначения запрещается уставная и иная деятельность граждан и юридических лиц, препятствующая использованию этих земель по их целевому назначению;

4.2от субъектов земельных правоотношений, находящихся в сфере действия земельно-правового режима. Например, иностранным гражданам и юридическим лицам, а также лицам без гражданства не могут предоставляться в аренду земельные участки, входящие в состав земель особо охраняемых территорий;

4.3от особенностей правового режима категорий земель и земельных угодий.

Так, в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп, в случаях, предусмотренных законодательством, допускается традиционное экстенсивное природопользование, не вызывающее антропогенной трансформации охраняемых природных комплексов, т.е. допускается на этих землях режим, отличный от режима иных земельных угодий, которые должны использоваться эффективно;

4.4от обстановки в данной местности, возникающей на данный конкретный момент. Так, в местностях, объявленных в установленном порядке зонами чрезвычайной экологической ситуации, ограничиваются отдельные виды землепользования и природопользования, а на земельных массивах, объявленных зонами экологического бедствия, ограничиваются все виды природопользования.

5. наличие эффективного правового механизма, обеспечивающего охрану правового режима использования земель от нарушений, которые выражаются в следующем:

5.1наличие мер юридической ответственности за нарушения правового режима.

Так, в случае систематического нарушения установленных режимов использования земель право собственности, землевладения, землепользования и аренды на них может быть прекращено; в случае нарушения законодательства, которым установлен тот или иной режим земель, наступает соответствующая юридическая ответственность;

5.2наличие правового механизма, обеспечивающего восстановление нарушенного правового режима земель. Например, сделки с землей, совершенные в нарушение установленного правового режима данной земли, признаются недействительными с момента их совершения;

5.3наличие правового механизма, обеспечивающего предотвращение нарушений земельного режима, т.е. наличие в законодательстве профилактических правовых мер.

Так, в целях предотвращения химического, бактериального, радиоактивного и другого загрязнения почв законом устанавливаются нормативы ПДК в почве, что позволяет предотвратить ущерб, причиняемый земле неизбежными отходами производства.

Предыдущая13141516171819202122232425262728Следующая

Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 4360; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/5-9831.html

Понятие правового режима земель. Его единство и дифференциация

Объектом специального правового режима являются

Земельные ресурсы – вся земля (т.е. вся территория) в пределах определенных границ. Земельные ресурсы Российской Федерации – это вся ее территория, т.е. вся земля (включая водопокрытую) в пределах государственных границ страны.

Хотя отдельные части земельных ресурсов в каждый конкретный момент могут быть объектами собственности и пользования различных субъектов, в целом они являются единым природным объектом.

И как таковые они обладают различными природными качествами и свойствами, представляющими народнохозяйственный интерес (почвенным плодородием, лесопокрытостью, водопокрытостью, содержанием полезных ископаемых и т.п.), которые в связи с этим целесообразно использовать определенным образом.

Под понятием «правовой режим земель» можно понимать установленную законом систему общественных отношений по использованию отдельных частей земельных ресурсов.

Иначе, правовой режим земель — установленный законом порядок государственного регулирования использования и охраны земли, обеспеченный мерами предупреждения правонарушений и установленной ответственности за их совершение.   

Виды правового режима земель:

    1. общий (присущий всему составу земель Российской Федерации);
    2. особенный (особый – присущий отдельным категориям земель);
    3. специальный (конкретный – присущий конкретным земельным участкам).

Элементы правового режима земель:

    • определение границ его распространения (наличие объекта – категории земель или земельного участия);
    • порядок государственного регулирования использования земель;
    • наличие круга субъектов земельных правоотношений, обязанных соблюдать установленные правила земельного режима;
    • содержание прав и обязанностей субъектов земельных правоотношений, участвующих в сфере действия правового режима тех или иных земель;
    • наличие эффективного правового механизма, обеспечивающего охрану правового режима использования земель от нарушений.

Обязательным элементом правового режима является определение границ его распространения, а поэтому в РФ выделяются категории земель, на которых устанавливается общий правовой режим с учетом специфики каждой земельной категории, и земельные угодья с правовым режимом, конкретизирующим общий режим применительно к особенностям данных земельных угодий.

Важным элементом правового режима земель является порядок государственного регулирования использования земель, в котором можно выделить следующие аспекты:

    1. органы, осуществляющие это регулирование: государственные органы общей компетенции и специальной компетенции. Так, ЗК относит государственные органы представительной и органы исполнительной власти, а также органы местного самоуправления к числу органов общей компетенции в области регулирования земельных отношений, а Государственный комитет по земельной политике и его органы на местах, Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ к органам специальной компетенции. 
    2. формы регулирования земельных отношений на конкретных землях: установление правил получения земель в использование на правах собственности, землевладения, землепользования и аренды, правил осуществления этого использования и правил прекращения или приостановления такого использования; контролирование отдельных видов деятельности лиц, использующих землю по осуществлению хозяйствования на данной земле; вмешательство в эту деятельность при наличии определенных фактов и государственных потребностей.                             

Круг субъектов земельых правоотношений, обязанных соблюдать установленные правила земельного режима можно подразделить на следующие группы:

    • лица, использующие землю на праве собственности, землевладения, землепользования и аренды, круг правомочий которых различен в зависимости от оснований использования;
    • лица, не использующие данный земельный участок, но в силу своей предусмотренной законом деятельности обязанные соблюдать правовой режим земель (так, по пахотным землям как сельскохозяйственным угодьям и произрастающим на них посевам запрещается проезд, складирование материалов и другие действия, допустимые в других местах).

Четвертым элементом правового режима земель является содержание прав и обязанностей субъектов земельных правоотношений, участвующих в сфере действия правового режима тех или иных земель. Эти права и обязанности зависят от:

    1. объекта земельно-правового режима (так, на землях рекреационного назначения запрещается уставная и иная деятельность граждан и юридических лиц, препятствующая использованию этих земель по их целевому назначению);
    2. от субъектов земельных правоотношений, находящихся в сфере действия земельно-правового режима (например, иностранным гражданам и юридическим лицам, а также лицам без гражданства не могут предоставляться в аренду земельные участки, входящие в состав земель особо охраняемых территорий);
    3. от особенностей правового режима категорий земель и земельных угодий (так, в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп в случаях, предусмотренных законодательством, допускается традиционное экстенсивное природопользование, не вызывающее антропогенной трансформации охраняемых природных комплексов, т.е. допускается на этих землях режим, отличный от режима иных земельных угодий, которые должны использоваться эффективно);
    4. от обстановки в данной местности, возникающей на данный конкретный момент (так, в местностях, объявленных в установленном порядке зонами чрезвычайной экологической ситуации, ограничиваются отдельные виды землепользования и природопользования – ст. 58 Закона «Об охране окружающей природной среды»).

Наличие эффективного правового механизма, обеспечивающего охрану правового режима использования земель от нарушений подразумевает наличие:

    • мер юридической ответственности за нарушения правового режима;
    • правового механизма, обеспечивающего восстановление нарушенного правового режима земель;
    • правового механизма, обеспечивающего предотвращение нарушений земельного режима, т.е. наличие в законодательстве профилактических правовых мер.

Единство и дифференциация правового режима земель

Единство и дифференциация правового режима земель заключается в том, что общий и особенный правовые режимы земель действуют в части, не исключаемой действием специального правового режима, и, вместе с тем, специальный правовой режим действует с учетом положений общего земельно-правового режима.

Общий правовой режим земель устанавливается для всех земель Российской Федерации, а особенный –  для определенных категорий земель и местностей. Правовой режим земель, присущий всему составу земель России, разделяется на правовые режимы категорий земель, которые, в свою очередь, разделяются на правовые режимы составляющих категорий земельных угодий.

Например, в местах проживания и деятельности малочисленных народов и этнических групп может быть установлен особый правовой режим использования земель; в целях создания необходимых условий для охраны земель оздоровительного назначения, лечебных природных факторов курортов могут устанавливаться зоны с особыми условиями (режимом) использования (охранные зоны, округа санитарной охраны и другие зоны).

На землях поселений действует режим застройки земель жилыми и иными помещениями, являющийся общим для всей этой земельной категории; на земельных же участках, являющихся землями общего пользования, применяется особый режим застройки, выражающийся в возведении только тех строений и сооружений, которые соответствуют целевому назначению этих угодий и не противоречат ему.

Объектом общего правового режима является весь состав земель Российской Федерации в пределах ее государственных границ. Общий правовой режим можно подразделить на

    • обычный;
    • пограничный (поскольку в пограничных районах страны действует общий режим государственной границы, а на границах землепользовании (угодий) могут вводиться ограничения в режиме использования их в интересах других лиц).

Объектом особого правового режима являются (ст. 7 ЗК РФ):

Особый правовой режим категорий земель носит общий характер и применяется в полной мере только там, где его действие не изменяется действием специального режима земельного участка, входящего в данную категорию земель.

Так, категория «земли сельскохозяйственного назначения» используется для нужд сельского хозяйства, однако, если нужды конкретного сельхозпредприятия выразятся в прокладке железнодорожного подъездного пути на сельхозземлях, то используется режим земель транспорта.

Земельные угодья являются объектом специального правового режима, который действует с учетом требований общего режима земельной категории; Например, на принадлежащей населенным пунктам территории могут находиться земли сельскохозяйственного использования и других населенных пунктов, однако принцип их приоритета, действующий для земель сельскохозяйственного назначения, на территориях поселений ни применяется, поскольку их приоритетной целью является обеспечение городской застройки, осуществляемой в соответствии с генеральными планами и проектами планировки и застройки.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-pravovogo-rezhima-zemel-ego-edinstvo-i-differentsiatsiya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.