Общая характеристика земель населенных пунктов

Понятие земель населенных пунктов и их границ

Общая характеристика земель населенных пунктов
Энциклопедия МИП » Земельное право » Категории земель » Понятие земель населенных пунктов и их границ

Земли населенных пунктов – сравнительно новое название территории, на которой располагаются жилые дома, объекты недвижимости, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность проживающего на этих землях населения.

В Земельном кодексе РФ четко определено понятие и состав земель населенных пунктов. Согласно требованиям данного нормативно-правового акта под землями населенных пунктов подразумеваются участки земли, которые используются и, соответственно, предназначаются, для застройки и развития населенных пунктов.

Любое развитие и расширение населенного пункта подразумевает под собой возникновение разнообразных земельных отношений, которые напрямую связаны с процедурой проведения изъятия участков, прочих связанных с данными процедурами действий, имеющих юридическое значение.

В соответствии с положениями, урегулированными земельным законодательством, получается, что в качестве основания для установления земель населений является факт наличия границы участка земли. Причем характерно, что данная граница в обязательном порядке должна быть установлена таким образом, чтобы отделять земли поселений от прочих земель, относящихся к другим категориям.

Основное целевое назначение подобных земельных участков заключается в том, что они используются в качестве отдельной территории, предназначенной для размещения на ней:

  • разнообразных строений, по большей части жилых домов, пригодных для постоянного круглогодичного проживания;
  • сооружений и строений, предназначенных для обеспечения возможности жизнедеятельности всех граждан, проживающих в данном поселении.

В отличие от прочих земель, земель поселений, как правило, очень мало. А для их увеличения требуется осуществить изменение границ данного населенного пункта. Увеличение границ – это достаточно сложный и трудоемкий процесс, который требует большого количества времени и затрат.

Именно по этой причине большинство населений предпочитают заниматься не увеличением границ, а проводить уплотнительные застройки.

Правовой режим земель населенных пунктов

Земли населенных пунктов – сравнительно новое название территории, на которой располагаются жилые дома, объекты недвижимости, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность проживающего на этих землях населения. Ранее данные участки носили название «земли поселений», ведь вплоть до принятия Земельного кодекса РФ во всех градостроительных нормативно-правовых актах города и населенными пункты называли поселениями.

Согласно текущему законодательству, к населенным пунктам относятся:

  • города;
  • поселки;
  • села;
  • станицы;
  • стойбища;
  • заимки.

Все данные населенные пункты, в свою очередь, подразделяются на десять различных групп, в зависимости от численности проживающего населения.

Однако данные требования шли в разрез с прочими нормативно-правовыми актами федерального уровня, которые определяли понятие населенных пунктов по-другому. Подобные разногласия на законодательном уровне существовали вплоть до вступления в силу Земельного кодекса РФ.

Таким образом, согласно требованиям земельного законодательства, под городскими поселениями подразумевается город или поселок, в котором власть осуществляется на местах через органы местного самоуправления.

На данный момент сельские поселения объединяют территориально в один населенный пункт, в которых самоуправление также осуществляется на местах через специально выбранные для этих целей органы местного самоуправления.

Соответственно, на основании земельного законодательства населенные пункты могут включать в себя несколько городских и сельских поселений, объединенных одной общей территорией.

Понятие границ населенных пунктов

Границы городских, сельских населенных пунктов рассматриваются в Земельном кодексе России в качестве отдельного понятия. Согласно положением данного нормативно-правового акта границы городских, сельских населенных пунктов представляют собой специальные границы, которые позволяют отделить населенные пункты от прочих земель, которым присвоена иная категория.

Согласно федеральным нормативно-правовым актам границы городских или сельских поселений никаким образом не могут пересекать границы прочих муниципальным образований.

Кроме того, в земельном законодательстве четко установлено требование, согласно которому границы населенных пунктов не могут не только пересекать границы муниципальных образований, но и каким-либо образом выходить за них.

Также границы населенных пунктов устанавливаются таким образом, чтобы не пересекать земельные участки, выделенные для пользования и ведения сельского хозяйства, физическим или юридическим лицам, организациям, действующим для удовлетворения нужд государства и отдельно взятых субъектов государства.

Правовой режим, установленный для границ городских и населенных пунктов

На уровне федерального земельного законодательства устанавливаются определенные особенности, которые распространяются только на границы земель населенных пунктов, к которым относятся городские и сельские поселения.

Согласно требованиям законодательства, в частности, Земельного кодекса РФ и соответствующим нормативно-правовым актам федерального уровня, установление границ городских и сельских поселений должно осуществляться таким образом, чтобы:

  • Они не пересекали установленных границ муниципальных образований;
  • Они не выходили за установленные границы муниципальных образований, то есть земли городских поселений, располагающихся на территории одного субъекта государства, ни в коем случае не должны выходить за пределы данной установленной границы.
  • Они не должны пересекать границы земельных участков, которые были предоставлены в постоянное или временное пользование индивидуальным предпринимателям, организациям или простым гражданам. Границы населенных пунктов не должны пересекать границы участков, которые были предоставлены организациям, действующим от имени государства, в целях удовлетворения федеральных и муниципальных нужд.

Некоторые специалисты в области земельного права склоняются к мнению о том, что в качестве основной из особенностей населенных пунктов выступает урегулированное законодательством условие о том, что данные ограничения предназначаются не только для территориально-пространственного действия установленных на территории государства правовых норм, но и позволяют определить пространственные границы определенного географического объекта.

Следовательно, при помощи границ происходит индивидуализация земель населенных пунктов в качестве отдельной категории земель.

На законодательном уровне устанавливается еще одна особенность границ поселений: согласно требованиям земельного законодательства, границы поселений ни в коем случае не должны пересекать установленные границы участков, которые были предоставлены гражданам или юридическим лицам для ведения на них хозяйственной деятельности или индивидуального строительства.

Если границы поселения были установлены еще до предоставления участка земли гражданину или организации, на законодательном уровне допускается отнесение участка сразу к нескольким категориям в индивидуальном порядке.

Предоставляемое другое жилое помещение (на основании ст 86 ЖК РФ) должно быть в пределах данного населенного пункта что это значит: в пределах области, города, или района города?,

Татьяна04.07.2018 13:57

Добрый день! Согласно ст. 89 ЖК РФ, жилье, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 — 88 жилищного кодекса, должно находиться в границах данного населенного пункта, т.е. в черте города.

Дубровина Светлана Борисовна11.08.2018 16:37

Задать дополнительный вопрос

Да,действительно, под населенным пунктом понимается населенное место (поселение), первичная единица расселения людей в пределах одного застроенного земельного участка (город, поселок, поселок городского типа, село).

Царюк Владимир Ростиславович12.08.2018 20:00

Задать дополнительный вопрос

Источник: https://advokat-malov.ru/kategorii-zemel/ponyatie-zemel-naselennyh-punktov-i-ih-granic.html

Общая характеристика земель населенных пунктов и их правового режима. Особенности управления землями населенных пунктов

Общая характеристика земель населенных пунктов

⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 44Следующая ⇒

Самая многочисленная часть населения в РФ сосредоточена в населенных пунктах (ранее — поселениях).

Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских населенных пунктов.

Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют данную категорию земель от земель иных категорий и не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

Порядок использования земель населенных пунктов определяется в соответствии с зонированием их территорий. Территория населенного пункта в пределах его административных границ делится на территориальные зоны.

Выделяются два связанных признака, по которым земли могут быть отнесены к данной категории:

1) использование (или предназначение) земель для застройки и развития городских и сельских поселений;

2) отделение этих земель чертой поселения от земель других категорий.

Земли населенных пунктов являются единственной категорией земель в Российской Федерации, границы которой можно четко определить на основании закона.

Вся территория населенного пункта подлежит разделению только на территориальные зоны.

Правила землепользования и застройки — нормативные правовые акты, которые устанавливают порядок осуществления градостроительной деятельности на территориях поселений и разрабатываются, утверждаются и реализуются органами местного самоуправления.

Исключение из этого правила составляют лишь города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург, для которых данные правила утверждаются законами этих городов — субъектов РФ.

Состав земель поселений и зонирование территорий. В состав земель поселений могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:

1.жилым;

2.общественно-деловым;

3.производственным;

4.инженерных и транспортных инфраструктур;

5.рекреационным;

6.сельскохозяйственного использования;

7.специального назначения;

8.военных объектов;

9.иным территориальным зонам.

Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если:

1.виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования;

2.их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.

Земельные участки в населенных пунктах могут быть изъяты, в том числе и путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд в целях застройки в соответствии с генеральными планами населенного пункта или города федерального значения, правилами застройки и землепользования.

В случаях сноса жилых помещений (домов), находящихся в собственности граждан, в связи с изъятием земельных участков для государственных, муниципальных или общественных нужд указанным гражданам, членам их семей, а также другим гражданам, постоянно проживающим в этих домах, предоставляются квартиры, согласно нормам, установленным действующим законодательством.

Кроме того, собственникам домов по их выбору может выплачиваться стоимость сносимых сооружений, а отдельные дома, подлежащие сносу, если это представляется возможным, могут быть перенесены и восстановлены на новом месте.

Наличие большого количества (по площади) зон общего пользования является одной из отличительных черт земель населенных пунктов. Эти зоны заняты площадями, улицами, бульварами, скверами, набережными, закрытыми водоемами и пляжами. Все граждане имеют право беспрепятственно пользоваться указанными зонами, которые приватизации не подлежат.

В ст. 85 ЗК РФ упоминаются зоны с особым режимом — это зоны специального назначения и военных объектов.

Данные зоны определяются органами исполнительной власти РФ или субъектов РФ по согласованию с органами местного самоуправления населенного пункта.

Особенностью указанных территориальных зон является их ограниченный допуск в отношении большинства граждан.

Исключением являются сервитутный, установленные для организаций, выполняющих задачи эксплуатации, государственного (муниципального) контроля, а также правоохранительные органы в части выполнения отдельных, предусмотренных законами действий.

Земельные участки в населенных пунктах могут предоставляться на праве общей собственности нескольким субъектам, таковым, как совладельцы одного жилого дома и квартир в нем, принадлежащим на праве частной собственности.

Так, в соответствии с ЖК РФ, созданные товарищества собственников жилья, для краткости ТСЖ, могут приобретать или арендовать земельные участки, находящиеся под строением, включая придомовую территорию. Данная земля используется для благоустройства придомовой территории, строительства детских площадок, дополнительных объектов сервиса, гаражей и других объектов.

Как видно из вышесказанного, особая функция возложена на органы местного самоуправления, районные и поселковые администрации.

В основе их деятельности заложены прямые федеральные нормы, содержащиеся в Градостроительном кодексе РФ, которые предписывают органам местного самоуправления планировать развитие населенного пункта, в том числе пресекать случаи незаконного строительства, «самозахвата» земель, уделять большое внимание благоустройству и развитию территориальных зон общего пользования и рекреационного назначения, заниматься охраной зон, относящихся к особо ценным и охраняемым.

Свои особенности имеет и предоставление земельных участков в населенных пунктах. Так, например, города Москва и Санкт-Петербург имеют свои отдельные законы, предусматривающие и регламентирующие данную процедуру.

Учитывая высокую стоимость земельных участков в данных субъектах, а также многовековые исторические аспекты, земельные участки в свободную продажу практически не предоставляются для физических лиц.

Юридические лица имеют право покупать, а чаще всего арендовать такие земельные участки преимущественно для жилищного строительства с соблюдением соответствующих градостроительных, архитектурных, экологических и иных правил и регламентов.

Земельные участки подлежат продаже только через процедуру проводимого открытого аукциона, при этом в ЗК РФ перечисляются необходимые для участия в аукционе документы, основания отказа в допуске на торги, порядок признания победителя, случаи признания аукциона несостоявшимся, содержание протокола о проведении аукциона. Расширительное толкование указанных выше условий не допускается.

Альтернативой и наиболее часто встречающейся формой землепользования является аренда.

По общему правилу, вопросы аренды являются договорными. Но применительно к землям населенных пунктов, в большинстве случаев, требуется обязательное согласование режимов землепользования заинтересованными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

Следует еще остановиться на выполнении отдельных условий, именуемых градостроительными регламентами (правилами, требованиями).

Согласно ЗК РФ, для каждой территориальной зоны градостроительный регламент устанавливается индивидуально. Учитываются особенности расположения и развития соответствующей территориальной зоны, возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, природоохранного и иного назначения).

Для земельных участков, расположенных в одной территориальной зоне, устанавливается единый градостроительный регламент. Он определяет основу правового режима земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений и сооружений.

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 18; Нарушение авторских прав

⇐ Предыдущая10111213141516171819Следующая ⇒

Источник: https://lektsii.com/1-89775.html

51. Понятие и общая характеристика земель населенных пунктов

Общая характеристика земель населенных пунктов

1.Землями населенных пунктов признаютсяземли, используемые и предназначенныедля застройки и развития населенныхпунктов.

2.Границы городских, сельских населенныхпунктов отделяют земли населенныхпунктов от земель иных категорий. Границыгородских, сельских населенных пунктовне могут пересекать границы муниципальныхобразований или выходить за их границы,а также пересекать границы земельныхучастков, предоставленных гражданамили юридическим лицам.

1.Установлением или изменением границнаселенных пунктов является:

1)утверждение или изменение генеральногоплана городского округа, поселения,отображающего границы населенныхпунктов, расположенных в границахсоответствующего муниципальногообразования;

2)утверждение или изменение схемытерриториального планированиямуниципального района, отображающейграницы сельских населенных пунктов,расположенных за пределами границпоселений (на межселенных территориях).

2.Утверждение изменения границ городовфедерального значения Москвы иСанкт-Петербурга осуществляется порешению Совета Федерации ФедеральногоСобрания Российской Федерации.

3.Включение земельных участков в границынаселенных пунктов не влечет за собойпрекращение прав собственников земельныхучастков, землепользователей,землевладельцев и арендаторов земельныхучастков.

1.В состав земель населенных пунктовмогут входить земельные участки,отнесенные в соответствии сградостроительными регламентами кследующим территориальным зонам:

1)жилым;

2)общественно-деловым;

3)производственным;

4)инженерных и транспортных инфраструктур;

5)рекреационным;

6)сельскохозяйственного использования;

7)специального назначения;

8)военных объектов;

9)иным территориальным зонам.

2.Границы территориальных зон должныотвечать требованиям принадлежностикаждого земельного участка только кодной зоне.

Правиламиземлепользования и застройкиустанавливается градостроительныйрегламент для каждой территориальнойзоны индивидуально, с учетом особенностейее расположения и развития, а такжевозможности территориального сочетанияразличных видов использования земельныхучастков (жилого, общественно-делового,производственного, рекреационного ииных видов использования земельныхучастков).

Дляземельных участков, расположенных вграницах одной территориальной зоны,устанавливается единый градостроительныйрегламент. Градостроительный регламенттерриториальной зоны определяет основуправового режима земельных участков,равно как всего, что находится над и подповерхностью земельных участков ииспользуется в процессе застройки ипоследующей эксплуатации зданий,строений, сооружений.

3.Градостроительные регламенты обязательныдля исполнения всеми собственникамиземельных участков, землепользователями,землевладельцами и арендаторамиземельных участков независимо от формсобственности и иных прав на земельныеучастки.

Указанныелица могут использовать земельныеучастки в соответствии с любымпредусмотренным градостроительнымрегламентом для каждой территориальнойзоны видом разрешенного использования.

4.Земельный участок и прочно связанныес ним объекты недвижимости не соответствуютустановленному градостроительномурегламенту территориальных зон в случае,если:

видыих использования не входят в переченьвидов разрешенного использования;

ихразмеры не соответствуют предельнымзначениям, установленным градостроительнымрегламентом.

Указанныеземельные участки и прочно связанныес ними объекты недвижимости могутиспользоваться без установления срокаприведения их в соответствие сградостроительным регламентом, заисключением случаев, если их использованиеопасно для жизни и здоровья людей,окружающей среды, памятников историии культуры.

Вслучаях, если использование несоответствующих градостроительномурегламенту земельных участков и прочносвязанных с ними объектов недвижимостиопасно для жизни или здоровья человека,для окружающей среды, объектов культурногонаследия (памятников истории и культуры),в соответствии с федеральными законамиможет быть наложен запрет на использованиетаких объектов.

Реконструкциясуществующих объектов недвижимости, атакже строительство новых объектовнедвижимости, прочно связанных суказанными земельными участками, могутосуществляться только в соответствиис установленными градостроительнымирегламентами.

5.Земельные участки в составе жилых зонпредназначены для застройки жилымизданиями, а также объектами культурно-бытовогои иного назначения. Жилые зоны могутпредназначаться для индивидуальнойжилой застройки, малоэтажной смешаннойжилой застройки, среднеэтажной смешаннойжилой застройки и многоэтажной жилойзастройки, а также иных видов застройкисогласно градостроительным регламентам.

6.Земельные участки в составеобщественно-деловых зон предназначеныдля застройки административнымизданиями, объектами образовательного,культурно-бытового, социальногоназначения и иными предназначеннымидля общественного использованияобъектами согласно градостроительнымрегламентам.

7.Земельные участки в составе производственныхзон предназначены для застройкипромышленными, коммунально-складскими,иными предназначенными для этих целейпроизводственными объектами согласноградостроительным регламентам.

8.Земельные участки в составе зон инженернойи транспортной инфраструктур предназначеныдля застройки объектами железнодорожного,автомобильного, речного, морского,воздушного и трубопроводного транспорта,связи, инженерной инфраструктуры, атакже объектами иного назначениясогласно градостроительным регламентам.

9.Земельные участки в составе рекреационныхзон, в том числе земельные участки,занятые городскими лесами, скверами,парками, городскими садами, прудами,озерами, водохранилищами, используютсядля отдыха граждан и туризма.

10.В пределах границ населенных пунктовмогут выделяться зоны особо охраняемыхтерриторий, в которые включаютсяземельные участки, имеющие особоеприродоохранное, научное, историко-культурное,эстетическое, рекреационное, оздоровительноеи иное особо ценное значение.

Земельныеучастки, включенные в состав зон особоохраняемых территорий, используются всоответствии с требованиями, установленнымистатьями 94 – 100 настоящего Кодекса.

Земельныеучастки, на которых находятся объекты,не являющиеся памятниками истории икультуры, но расположенные в границахзон охраны памятников истории и культуры,используются в соответствии сградостроительными регламентами,установленными с учетом требованийохраны памятников истории и культуры.

11.

Земельные участки в составе зонсельскохозяйственного использованияв населенных пунктах – земельные участки,занятые пашнями, многолетними насаждениями,а также зданиями, строениями, сооружениямисельскохозяйственного назначения, -используются в целях ведениясельскохозяйственного производствадо момента изменения вида их использованияв соответствии с генеральными планаминаселенных пунктов и правиламиземлепользования и застройки.

12.Земельные участки общего пользования,занятые площадями, улицами, проездами,автомобильными дорогами, набережными,скверами, бульварами, водными объектами,пляжами и другими объектами, могутвключаться в состав различныхтерриториальных зон и не подлежатприватизации.

1.В состав пригородных зон могут включатьсяземли, находящиеся за границами населенныхпунктов, составляющие с городом единуюсоциальную, природную и хозяйственнуютерриторию и не входящие в состав земельиных поселений.

2.В пригородных зонах выделяются территориисельскохозяйственного производства,зоны отдыха населения, резервные землидля развития города.

3.Границы и правовой режим пригородныхзон, за исключением пригородных зонгородов федерального значения Москвыи Санкт-Петербурга, утверждаются иизменяются законами субъектов РоссийскойФедерации.

4.Границы и правовой режим пригородныхзон городов федерального значенияМосквы и Санкт-Петербурга утверждаютсяи изменяются федеральными законами.

Источник: https://studfile.net/preview/2042329/page:34/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.