Ограничения по использованию земель

Правила и особенности ограничения права частной собственности на землю

Ограничения по использованию земель

Право собственности в гражданском законодательстве предоставляет его обладателю наиболее широкие возможности и полномочия относительно распоряжения имуществом, в частности, земельным участком.

Но, несмотря на это, в некоторых случаях даже право собственности может быть ограничено, если для этого есть соответствующие основания. Далее будут более подробно рассмотрены ситуации, при которых возможно ограничение прав собственности на землю, а также возможные последствия данных действий.

Законодательство

Для начала необходимо определиться с тем, что представляет собой ограничение прав собственности, установленное на земельный участок.

Так, под данным термином понимается установление в официальном порядке в отношении данного объекта недвижимости запретов на осуществление на нем определенных действий (ведения отдельных видов деятельности), требований о воздержании в их совершении или, напротив, установлении необходимости в них.

Главным законодательным регулятором в земельной сфере в РФ является специальный нормативно-правовой документ — Земельный кодекс РФ. В нем освещаются основные вопросы, которые касаются владения и распоряжения земельными участками, а также другие вопросы, связанные с данным объектом недвижимости.

Стоит учесть, что перечень возможных ограничений, которые приводятся в данной статье, вовсе не является исчерпывающим. Отдельные их виды могут устанавливаться другими статьями из Земельного кодекса РФ и федеральными ли региональными нормативно-правовыми актами.

В частности, это делается в следующих целях:

  • сохранить природные объекты и памятники культуры;
  • обеспечить охрану жизни и здоровья людей;
  • создать необходимые условия для нормального ведения хозяйственной и других видов деятельности;
  • предоставить возможность безопасно использовать промышленные, транспортные или другие коммуникации.

Полномочия относительно официального установления ограничений на участок предоставляются представителям органов исполнительной власти или местным органам (то есть администрации конкретного населенного пункта). Документально это закрепляется путем издания соответствующего постановления.

В отдельных случаях они могут быть установлены на основании решения суда (например, это касается сервитута). Однако в любом из этих случаев примененное к участку ограничение должно пройти процедуру государственной регистрации, после окончания которой оно вступит в законную силу.

Установление ограничений может носить как срочный, так и бессрочный характер. В первом случае оно прекращает свое действие, когда истекает установленный срок, а во втором — когда пропадают основания для его установления или уполномоченным органом издается соответствующее решение.

Также возможно его оспаривание собственником недвижимости (но только в судебном порядке), вследствие чего его действие также может быть прекращено.

Стоит учесть, что установление ограничений происходит в отношении не собственника или землевладельца, а относительно конкретного земельного участка. Это означает, что даже при переходе прав собственности от одного субъекта к другому они все равно сохраняют свое действие.

Виды и особенности

Возможность установления ограничений на земельный участок связана, прежде всего, с тем, что данный объект недвижимости является довольно специфическим и подлежит особой охране и контролю со стороны государства.

Все эти факторы приводят к тому, что на порядок использования земли может оказывать влияние большое количество законодательных документов, в том числе, и в вопросах установления на нее некоторых ограничений.

Рассматривая ограничения прав собственности на земельные участки, необходимо уделить особое внимание, в первую очередь, тем из них, что установлены Земельным кодексом, а именно указанной выше ст. 56 ЗК РФ. В ч. 2 данной статьи приводятся следующие виды ограничений:

  • установление особых условий использования земель и ведения режима хозяйственной деятельности в зонах, которые относятся к категории охранных или санитарно-защитных;
  • применение особых условий застройки земельного участка или его освоения в соответствии с согласованным проектом, а также строительства или ремонта автомобильной дороги или ее части (это относится к ситуациям, когда земля находится в муниципальной или государственной собственности);
  • установление особых условий в отношении охраны окружающей среды, в частности, животного или растительного мира, исторических, культурных или природных памятников, археологических объектов, сохранения естественной среды обитания и путей миграции диких животных;
  • прочие ограничения, предусмотренные в Земельном кодексе РФ или отдельных нормативно-правовых актах.

Конкретные виды ограничений могут быть условно разделены на две основные группы:

Общие

Они вызваны обязанностью землепользователей придерживаться определенных правил: природоохранных, санитарных, ветеринарных и прочих, которые устанавливаются на законодательном уровне (как на федеральном, так и на региональном).

Их примером могут быть:

  • запрет на выращивание на всей территории РФ растений, из которых добываются различные наркотические вещества (если на это нет соответствующего разрешения);
  • запрет на деление земельного участка;
  • требование использовать земельные ресурсы рационально;
  • право на преимущественную покупку земельного участка определенным кругом лиц;
  • запрет на возведение на нем построек (зданий, сооружений) или посадку растительности (деревьев, кустов);
  • обязанность по передаче его по наследству конкретным субъектам;
  • ограничения оборотоспособности земельных участков, установленные в ст. 27 ЗК РФ (ограничение и изъятие земли из оборота).

Специальные

В этом случае ограничения могут быть вызваны особенностями месторасположения земельного участка или некоторыми другими дополнительными факторами.

Примером их может быть:

  • сервитут — представляет собой право ограниченного использования субъектом чужого земельного участка для достижения определенных целей (например, прогонять через участок скот, проходить через него самому, проводить определенные объекты коммуникаций и т. п.);
  • резервирование земельного надела под определенные нужны государственных федеральных или региональных органов власти (в частности, при этом собственник может столкнуться с трудностями при его застройке или осуществлении других действий, которые могут привести к удорожанию земли);
  • осуществление государственного контроля над деятельностью собственников земли, а также ее владельцев или пользователей.

При этом выделяют следующие их группы:

  1. Конституционно-правовые. Сюда включается требование относительно обязательного соблюдения при установлении ограничений на землю положений Конституции. В частности, эти обременения не должны нарушать законных прав и свобод гражданина.
  2. Градостроительные. Данная группа возможных ограничений закрепляется в Градостроительном кодексе РФ и специальной градостроительной документации, которая разрабатывается местными органами власти.
  3. Земельно-правовые. Эти ограничения могут быть связаны с соблюдением интересов объектов специального назначения (связи, транспорта), резервированием земли или изъятием ее из оборота.
  4. Эколого-правовые. Данная группа ограничений является наиболее распространенной и включает в себя запрет на причинение ущерба окружающей среде: природе, человеку, растительному и животному миру.

Для применения ограничений, входящих в любую из перечисленных групп, обязательно должны иметься весомые основания. В частности, они должны быть закреплены в том кодексе или законе, которым предусматривается возможность установления того или иного ограничения.

Возмещение возможного ущерба

Поскольку установление любого рода ограничений в отношении земельного участка в большинстве случаев несет для его собственника определенные неудобства, логичным является предоставление для него возможности получения за это определенного возмещения.

Например, при установлении сервитута собственник имеет право затребовать от его обладателя определенной платы за пользование участком.

Размер этой платы может быть определен сторонами или же установлен сторонним органом (в частности, судом).

Стоит учесть, что данная сумма, как правило, невысокая, поскольку ее размер должен быть соизмерим возможному ущербу (точных требований или критериев ее установления в законодательстве нет).

В ст. 57 ЗК РФ установлено, что в случае ограничения прав собственности на земельный участок причиненные в результате этого убытки подлежат возмещению в полном объеме. При расчете убытков во внимание принимается та стоимость земли, которая была установлена на предшествующий установлению ограничения день.

Получить данные средства могут собственники земельного надела, его владельцы или пользователи (в зависимости от того, на каких правах участок принадлежит им).

Таким образом, можно отметить, что возможность установления ограничений на земельный участок в отношении его собственника допускается действующим законодательством только при наличии на это соответствующих и весьма весомых оснований.

При этом конкретный перечень возможных ограничений нигде в нормативно-правовых актах не закреплен, поэтому при возникновении необходимости может быть расширен дополнительными пунктами. Однако собственник недвижимости имеет право в такой ситуации требовать определенной компенсации в виде возмещения ущерба, причиненного ему в результате этого.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/sobstvennost/ogranichenie-prava-sobstvennosti.html

Ограничения в использовании земельного участка

Ограничения по использованию земель

Определяясь с выбором земельного участка под строительство следует знать, что даже став собственником участка нельзя использовать его по своему усмотрению, как вздумается.

Действующим законодательством установлены ограничения в использовании земельных участков, которые обязательны для землепользователей.

Указанные ограничения можно условно разделить на две группы: градостроительные регламенты и зоны с особыми условиями использования.

Градостроительные регламенты

Градостроительный регламент – устанавливаемый органами местного самоуправления правовой режим земельных участков в пределах границ соответствующей территориальной зоны и определяющий виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Иными славами органы местного самоуправления своими нормативными актами делят территорию города, поселка на территориальные зоны в определенных границах, в пределах которых устанавливаются обязательные для исполнения правила использования земельных участков:

  • земельные участки должны быть определенных размеров, 
  • определяется этажность застройки, 
  • виды застройки (жилое, производственное, административно-хазяйственное назначение).

И если планируемый к строительству объект не будет соответствовать данным правилам, то органы местного самоуправления просто откажут в выдаче разрешения на строительство или в предоставлении земельного участка для целей, не соответствующих регламенту.

Градостроительные регламенты устанавливаются в местном нормативном акте – правилах землепользования и застройки. В настоящее время не во всех городах и поселках утверждены такие правила, но законодатель принуждает это сделать в ближайшее время.

Кстати, по закону, если после установления регламентов находящийся в определенной территориальной зоне объект недвижимости не соответствует такому регламенту (например жилой дом находится в производственной зоне), то собственник такого объекта не имеет право реконструировать такой объект или перестраивать его, если после такой реконструкции или строительства объект не изменит свое назначение на соответствующее регламенту.

Зоны с особыми условиями использования

Зоны с особыми условиями использования территорий – это зоны, определяемые расчетами по правилам, установленным нормативными актами, в пределах которых установлены ограничения в использовании земельных участков, в том числе запрет на строительство определенных объектов или полный запрет на строительство.

Устанавливаются следующие зоны с особыми условиями использования территории:

  1. зоны, выделенные для обеспечения правового режима охраны и эксплуатации объектов культурного наследия Российской Федерации;
  2. санитарно-защитные зоны;
  3. санитарные разрывы от автозаправочных станций;
  4. санитарные разрывы от высоковольтных линий электропередач;
  5. санитарные разрывы от магистральных газопроводов до элементов застройки;
  6. водоохранные зоны;
  7. 1-ый пояс санитарной охраны источников питьевого водоснабжения;
  8. 2-ой пояс санитарной охраны источников питьевого водоснабжения;
  9. 3-ий пояс санитарной охраны источников питьевого водоснабжения;
  10. санитарные разрывы от железной дороги до жилой застройки;
  11. придорожная полоса автомобильной дороги федерального значения;
  12. зоны ограничения застройки от передающих радиотехнических объектов;
  13. зоны нахождения месторождений общераспространённых полезных ископаемых;
  14. зоны ограничений застройки по горно-геологическим условиям, в том числе:
    • зоны запрета на строительство зданий и сооружений;
    • зоны застройки на основании сравнения вариантов технико-экономических расчётов;
    • зоны застройки не выше 3 этажей.
  15. зона затопления паводком 1%-й обеспеченности;
  16. зона подтопления грунтовыми водами;
  17. зона отработанных карьеров строительных материалов.

Рассмотрим для примера некоторые из устанавливаемых зон.

Зоны для объектов культурного наследния

Зоны, выделенные для обеспечения правового режима охраны и эксплуатации объектов культурного наследия Российской Федерации

В пределах данной зоны особый порядок использования: деятельность должна осуществляться при условии обеспечения сохранности объектов культурного наследия и всех ценных градоформирующих объектов, в соответствии с проектом зон охраны, разрабатываемом органом охраны объектов культурного наследия, а до разработки такого проекта – при условии получения согласия такого органа охраны.

Поскольку мало где разработаны проекты зоны охраны, во всяких таких случаях строительства на территории расположения культурных объектов, в том числе, в случае сноса или реконструкции архитектурного памятника, предварительно нужно будет получить письменное согласие местного органа охраны памятников культуры.

Санитарно-защитные зоны

Организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, отделяются санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.

В пределах санитарно-защитной зоны запрещено строительство жилья,а также запрещены отдельные виды деятельности. Даже если жилой дом будет построен на собственном земельном участке и оформлен в упрощенном порядке, то существует риск, что владелец объекта, образующего санзону, может обратиться в суд с иском о сносе такого дома.

Аналогична ситуация с другими вышеперечисленными зонами. Строительство в пределах установленных зон либо запрещено, либо связано с определенными ограничениями или согласованиями.

Источник: http://stroynedvizhka.ru/zemelnie-uchastki/ogranicheniya-v-ispolzovanii-zemelnogo-uchastka/

Ограничения в использовании земель. Право земельного сервитута

Ограничения по использованию земель

При разработке проекта отвода и вообще проектов землеустройства и проектов организации землеустройства часто возникают ситуации, когда надо устанавливать ограничения по использованию.

Ограничения предусматриваются в объеме, предусмотренным законом или договором.

Согласно классификатору, могут быть установлены следующие ограничения:

1)  правовые

2)  экологические

3)  агротехнические

4)  специальные

Ограничения могут быть обусловлены особым правовым режимом территории, требованиями экологической защиты земель, сохранением плодородия почв и охраны окружающей среды.

К землям с особыми условиями использования на территории, которых устанавливаются ограничения, относятся:

1) охранные зоны;

2) зоны санитарной охраны;

3) санитарно-защитные зоны;

4) зоны особого режима использования земель.

Охранные зоны – это такие зоны с особыми условиями использования земельных участков, которые создаются вокруг особо ценных экологических объектов, историко-ландшафтных и историко-культурных заповедников, вокруг объектов культурного наследия, вокруг гидрометеостанций и других объектов.

Цель таких охранных зон – обеспечение защиты объектов и предупреждения негативного влияния на них в результате человеческой деятельности. В случаях необходимости охранные зоны могут устраиваться на территориях, примыкающих к участкам национальных природных парков, региональных ландшафтных парков, памятников природы, ботанических садов, парки-памятники садово-паркового искусства и т. д.

Размеры охранных зон определяются согласно их целевому назначению на основе специального обследования ландшафтов и хозяйственной деятельности на примыкающей территории.

Режимы охранных зон территории и объектов природно-заповедного фонда определяются и с учетом характера хозяйственной деятельности на близлежащих территориях и на основе оценки его влияния на окружающую среду.

В охранных зонах не допускается строительство промышленных и других объектов; развитие хозяйственной деятельности, которая приводит к отрицательному влиянию на территорию (на основе экологической экспертизы).

Решение утверждается гос. органами об установлении этих режимов.

Правовая база для установления таких зон: Постановление Кабмина Украины, законы Украины (о транспорте, о водоохране, природных ресурсах) и другие нормативно-технические документы, которые утверждаются в соответствующем законодательном порядке.

В охранных зонах и объектах экологического значения – объекты реперной сети – наиболее строгий режим (станции, посты, пункты наблюдения за водным режимом).

Запрещается в таких зонах:

– строительство и размещение любых зданий и сооружений;

– стоянок автомобильного и водного транспорта и др. механизмов;

– сооружение оросительных и осушительных систем;

– выполнение горных, взрывных, монтажных и других работ, вызывающих нарушение почвы;

– добыча полезных ископаемых;

– высаживание деревьев и кустарников;

– свалки мусора;

– расположение кладбища;

– бросать якоря;

– дноуглубительные и землечерпательные работы;

– выделять участки для вылова рыбы.

Охранные зоны железных дорог. Для обеспечения сохранения прочности и стойкости сооружений, сохранности устройств и других объектов ж/д транспорта.

Охранные зоны автодорог. Запрещается:

– строительство жилых домов и хозяйственных сооружений;

– сливать отработанные смазочные масла на землю или дорожное покрытие;

(ограничение в зависимости от категории дороги и колеблется от 100 до 35м от края проезжей части)

– мыть транспортные средства;

– портить оснащенные места стоянок, повреждать зеленые насаждения.

Охранные зоны вдоль электрических сетей устанавливаются вдоль воздушных ЛЭП в виде земельного участка и воздушного пространства, ограниченных условными вертикальными плоскостями по обе стороны от крайних проводов на расстоянии от 2 до 40м в зависимости от напряжения ЛЭП. Для трансформаторных подстанций охранная зона устанавливается по периметру. Вдоль подземных и подводных кабелей – 1м или более.

Запрещаются любые действия, приводящие к нарушению нормального функционирования ЛЭП (по правилам охраны электросетей).

Зоны санитарной охраны создаются для санитарно-эпидемиологической защиты уязвимых экологических или рекреационных объектов. Основанием для определения таких зон является закон о питьевой воде и водоснабжении. Зоны санитарной охраны централизованного водоснабжения делятся на 3 пояса особого режима, они входят в состав водоохранных зон.

Первый – пояс сурового режима (территория размещения водозабора, площадка водопроводных сооружений или водопроводный канал). Второй и третий – пояс ограничений и наблюдений (включает территорию, отведенную для обеспечения охраны объектов центрального питьевого водоснабжения, хозяйственная и другая деятельность ограничивается).

Такое же подразделение имеют зоны курортов.

Санитарно-защитные зоны создаются с целью обособления территории жилой застройки от экологически опасных объектов. Такие зоны предназначены для минимизации следствий действия этих объектов. Создаются вокруг объектов, являющихся источниками выделения вредных веществ, запахов, повышенного уровня шума, вибрации, электромагнитных полей и излучений и т. п.

Важной особенностью таких объектов является то, что в их границах запрещается строительство жилых объектов и объектов, связанных с постоянным проживанием там людей.

Если вследствие нарушения установленных границ и режима зоны возникает необходимость в отселении жителей, такие вопросы решаются органами исполнительной власти и местного самоуправления и финансируются из бюджетных средств.

Зоны особого режима использования. Этот режим распространяется на земли, предоставленные для потребности обороны государства.

В их состав входят земли под военными объектами, также пограничная полоса и контролируемый пограничный район. Режимы использования определены постановлением Кабмина «О пограничном режиме».

С/х районирование в пограничной полосе (и др.) проводится в соответствии с согласованием с погранвойсками.

Право земельного сервитута

Статья 98. права земельного сервитута

1. Право земельного сервитута – это право собственника или землепользователя земельного участка на ограниченное платное или бесплатное пользование чужим земельным участком (участками).

2. Земельные сервитуты могут быть постоянными и срочными.

3. Установление земельного сервитута не ведет к лишению собственника земельного участка, относительно которого установлен земельный сервитут, прав владения, пользования и распоряжения им.

4. Земельный сервитут осуществляется способом, наименее обременительным для собственника земельного участка, относительно которого он установлен.

Статья 99. Виды права земельного сервитута

Собственники или землепользователи земельных участков могут требовать установления следующих земельных сервитутов: а) право прохода и проезда на велосипеде; б) право проезда на транспортном средстве по имеющейся дороге; в) право прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи, трубопроводов, других линейных коммуникаций; г) право прокладывать на свой земельный участок водопровод из чужого природного водоема или через чужой земельный участок; ґ) право отвода воды со своего земельного участка на соседний или через соседний земельный участок; д) право забора воды из природного водоема, расположенного на соседнем земельном участке, и право прохода к природному водоему; е) право поить свой скот из природного водоема, расположенного на соседнем земельном участке, и право прогона скота к природному водоему; є) право прогона скота по имеющейся дороге; ж) право установления строительных лесов и складирования строительных материалов с целью ремонта строений и сооружений; з) др. земельные сервитуты.

С одной стороны, право земельного сервитута расширяет право лица, у которого появляется возможность использовать чужой участок, с другой – ограничивает право собственника (пользователя).

Постоянный сервитут обеспечивает их владельцам возможность непрерывного использования земельного участка, на котором установлен сервитут (право провести водопровод).

Непостоянный сервитут – не могут осуществляться непрерывно (право прохода, проезда, прогона скота). Но юридически этим правом можно воспользоваться в любое время.

Сервитут бывает сельский (дорожные, водные и прочие) и городской (право установления строительных лесов, право складирования материала с целью ремонта зданий и сооружений, право прохода и проезда, запрета строительства определенных сооружений и др.).

Ограничения в использовании земель. Право земельного сервитута. – 3.0 5 7 votes

Источник: http://kadastrua.ru/stati/897-ogranicheniya-v-ispolzovanii-zemel-pravo-zemelnogo-servituta.html

Земельный участок попал в зону с особыми условиями использования: можно ли потребовать его выкупить?

Ограничения по использованию земель

В августе 2018 года в Земельном кодексе появилась глава, регулирующая зоны с особыми условиями использования территории. С этого момента закон позволяет собственникам земли и строений, попавших в такую зону, потребовать их выкупа. Как это сделать на практике? Что делать собственникам недвижимости, если они потребовали выкупа и получили отказ?

Павел Лобачев,

ведущий юрист Land Law Firm / Содружество Земельных Юристов

Охранные, санитарно-защитные, а также иные зоны с особыми условиям использования территории (ЗОУИТ) предусмотрены законодательством уже давно. Однако систематизировали их совсем недавно. В частности, закрытый перечень ЗОУИТ (теперь их 28) появился в Земельном кодексе только 3 августа 2018 года (Федеральный закон от 03.08.2018 № 342-ФЗ).

ПРИЗНАКИ ЗОУИТ:

  • распространяется на определенную ограниченную территорию
  • предусматривает специальный правовой режим, ограничивающий использование земельных участков и недвижимости, попавших в нее
  • устанавливается в связи с размещением особого объекта природного или искусственного происхождения
  • устанавливается с определенной целью: защиты жизни и здоровья граждан, безопасной эксплуатации объектов, охраны окружающей среды

В отношении каждой из зон Правительство должно принять постановление, которое зафиксирует порядок ее установления и изменения, ограничения, которые эти зоны устанавливают, и т.п. Но на сегодняшний день постановления приняты в отношении далеко не всех ЗОУИТ. Поэтому в ряде случаев руководствоваться приходится ранее действовавшим законодательством.

Ограничения из-за ЗОУИТ

Основная специфика таких зон заключается в ограничениях, которые они накладывают на земельные участки и строения, попадающие в эту зону. Ограничения условно можно разделить на два вида:

  • связанные со строительством (строительство запрещено вовсе / запрещено строительство определенных объектов / строительство допускается по согласованию с лицом, в интересах которого установлена ЗОУИТ);
  • запрещающие использование земельного участка или определенные виды деятельности (например, в охранной зоне железной дороги нельзя проводить земельные работы).

Появление ЗОУИТ практически всегда влечет негативные последствия для владельцев земли и недвижимости, попавших в такую зону.

Защита интересов собственника

Чтобы компенсировать собственнику земли и недвижимости, попавших в ЗОУИТ, негативные последствия, закон предусмотрел два механизма.

Первый механизм — возмещение убытков (ст. 57.1 ЗК РФ):

  • связанных со сносом недвижимости, приведением ее параметров в соответствие с ограничениями, с переездом;
  • связанных с изменением стоимости имущества;
  • возникших из-за невозможности исполнять обязательства перед третьими лицами.

Убытки можно было потребовать и до изменений в Земельном кодексе, однако широкого распространения этот механизм не получил.

Второй механизм – выкуп земельного участка (п. 7,8 ст. 107 ЗК РФ) — появился в августе 2018 года:

  • собственник вправе потребовать от лица или органа, в чью пользу установлена ЗОУИТ, выкупа недвижимости. Цена выкупа определяется на дату до установления ЗОУИТ;
  • если недвижимость принадлежит лицу на каком-то ином праве, правообладатель может потребовать возмещения за прекращение прав.

Условия для выкупа

Условия для выкупа отличаются в зависимости от того, когда появилась ЗОУИТ.

Если ЗОУИТ появилась после вступления в силу поправок в ЗК РФ (после 03.08.2018), условия для выкупа следующие (п. 7, 8 ст. 107 ЗК РФ):

  • земельный участок и недвижимость на нем – в собственности;
  • появление ЗОУИТ делает невозможным использование земли и недвижимости в соответствии с их разрешенным использованием;
  • объект не является самовольной постройкой;
  • требование заявляет правообладатель участка;
  • убытки в связи с установлением ЗОУИТ не возмещались.

Требование о выкупе можно направить не позже чем через 5 лет со дня, когда ЗОУИТ установили или правообладатель об этом узнал.

Потребовать выкупа можно и в том случае, если ЗОУИТ установили до изменений в ЗК РФ (до 03.08.2018). В этом случае условия для выкупа следующие (ч. 25 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ):

  • земельный участок и недвижимость на нем приобретены до появления ЗОУИТ либо в правоустанавливающих документах не было информации о ней;
  • объект не является самовольной постройкой;
  • убытки в связи с установлением ЗОУИТ не возмещались;
  • использование земельного участка или недвижимости на нем невозможно из-за того, что они находятся в границах ЗОУИТ, указанной в ч. 27 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ.

На заметку

Последнее условие для выкупа недвижимости в ЗОУИТ, установленной до 03.08.2018, допускает два варианта толкования:

      1. право требовать выкупа могут только те правообладатели, которые должны привести объекты в соответствие с ЗОУИТ;
      2. право требовать выкупа возможно в любом случае, если ЗОУИТ установлена до 1 января 2022 года и сведения о ней есть в ЕГРН.

Судебная практика, пусть пока незначительная, в большей степени склоняется ко второму подходу (Решение АС Московской области от 26.02.2020 по делу № А41-89627/19).

Процедура выкупа

Порядок заключения соглашения о выкупе должно установить Правительство (п. 10 ст. 107 ЗК РФ). Однако на сегодняшний день такого порядка нет. Означает ли отсутствие порядка отсутствие права требовать выкупа? Можно ли попытаться потребовать выкупа в такой ситуации?

Правообладатели уже сейчас принимают попытки потребовать выкупа недвижимости, попавшей в ЗОУИТ. Правда, некоторые суды считают, что поскольку порядка выкупа нет, ответчик своим бездействием закон не нарушает (Решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 23.04.2019 по делу № 2а-109/2018).

Возможно, дело здесь в способе защиты: истцы в таких случаях просили суд признать незаконным бездействие ответчика. Павел Лобачев предложил пойти по другому пути.

Источник: https://shortread.ru/zemelnyj-uchastok-popal-v-zonu-s-osobymi-usloviyami-ispolzovaniya-mozhno-li-potrebovat-ego-vykupit/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.