Определение зу

Земельный участок. К вопросу о разграничении понятий земля и земельный участок

Определение зу

Участок земли — это имущество недвижимое, некая территория определенной площади и статуса, имеющая конкретное месторасположение и назначение. Образование участка соответствует статье 11.2 в ЗК РФ, который также регламентирует создание искусственных земельных участков.

Участки бывают:

  1. Делимыми – при разделении сохраняет свои основные свойства, образуя отдельный самостоятельный участок. Ранее мы упоминали о том, как разделить ЗУ на 2 и более участка. Ознакомиться с этим материалом можно в этой статье. Также вы можете узнать, как разделить общую долевую собственность на ЗУ в другой нашей статье.
  2. Неделимыми, теряющими свои свойства в случае разделения.

Является ли ЗУ недвижимым имуществом? Земельный участок является вещью или недвижимостью. Это согласовывается со статьей 130 ГК РФ. К нему относятся любые дома, сооружения, прилегающие на его земле без возможности перемещения.

Чтобы получить статус недвижимого имущества необходимо оформить ЗУ в собственность: зарегистрировать земельный надел в ЕГРН и присвоить ему уникальный кадастровый номер.

Особенности правового положения в Земельном кодексе РФ

Любое юридическое лицо и каждый гражданин имеет право на бесплатное предоставление ЗУ, которое находится в государственной собственности и если выставлено в свободную продажу. Для регулирования подобных сделок с целью защиты территорий от «расхвата», существуют государственная, муниципальная и частная собственность.

Для того чтобы безвозмездно от государства получить участок надо встать в очередь на получение ЗУ.

Всем, кто имеет иностранное гражданство, а также лицам без гражданства запрещено приобретать в стране земли сельхозназначения по причине их первостепенной важности (ст.3 ФЗ от 24.07.2002 года №101-ФЗ). Также для них закрыта возможность покупки участков, примыкающих к внешним границам.

Различают следующие права пользования земельными участками:

  • бессрочное или пожизненное;
  • безвозмездное срочное;
  • пожизненное наследуемое владение;
  • сервитут;
  • аренда.

Ограничения в оборотоспособности

Понятие оборотоспособности земельных участков означает их свойство, выражающееся в способности (или возможности) свободного отчуждения или перехода от одного лица к другому на основаниях универсального правопреемства (например, наследования) или каким-то другим способом (сделка по отчуждению).

А ограничения оборотоспособности означают, что по каким-то причинам этот земельный участок подлежит ограничению в использовании или полному его изъятию из оборота.

Участки земли, попавшие под ограничения, не могут быть предметом сделок по предоставлению в частую собственность.

К ним относятся:

  • участки, являющиеся частью особо охраняемой природной территории;
  • земли лесного фонда;
  • земельные участки, являющиеся муниципальной (государственной) собственностью, в пределах которых имеются водные объекты;
  • переданные под нужды связи или оборонную промышленность;
  • другие.

Полный перечень земельных участков, имеющих ограничения в обороте, представлен в статье 27 Земельного кодекса РФ.

Часть ЗУ: это что такое? Понятие и признаки

Частью считается некоторая площадь основного земельного надела, способная выделиться в полноценный участок, став самостоятельным объектом имущественных отношений (ФЗ от 18.06.2011 г. № 78-ФЗ).

Часть нельзя продать или представить в качестве залога в кредитных учреждениях. Но допустимо ее арендовать на основе соответствующего договора аренды: к нему прикрепляют кадастровый паспорт, в котором указана арендуемая часть земли.

При оформлении в собственность часть земли сначала выделяют, а затем оформляют как объект недвижимости.

При использовании части земли одним или несколькими лицами имеет место сервитут, при оформлении которого не требуются регистрация и постановка на кадастровый учет. Между сторонами заключается договор, содержащий следующие пункты:

  • сведения о предмете и сторонах соглашения;
  • цели для установления сервитута;
  • границы;
  • стоимость оплаты.

При обременении сервитутом собственник земли вправе требовать денежную компенсацию за право пользования частью его надела.

Отмечают следующие признаки, позволяющие использовать земельный участок как объект имущественных отношений:

  1. Наличие обязательного номера кадастра.
  2. Площадь участка.
  3. Координаты объекта.
  4. Основное назначение земель.
  5. Определение существующих границ.

Если вашу часть земли незаконно захватили, тогда вам следует обратиться к главе местной администрации и написать заявление о самозахвате. Подробный алгоритм действий для собственника ЗУ описан здесь. Если же вы захватили чужую землю, тогда стоит знать как узаконить самовольное занятие ЗУ.

Источник: https://tbti.ru/zemlya/zemelnyj-uchastok-yavlyaetsya-veshchyu.html

1.1. Понятие (определение) зу

Определение зу

Ст.

68 ЗК РФ: ЗУвкл-т в себя мер-я по изуч-ю сост-ияземель, планир-ю и орг-ии рац исп-ияземель и их охр,описаниюместопол-ия и (или) устан-ю на мест-тигр-ц объектов Зу,орг-ии рац исп-ия граж-ми и ЮЛ зем уч дляосущ-ия с/х производства, а также поорг-ии тер-ии, исп-ых общинами коренныхмалоч-ых народов Сев, Сиб и ДВ РФ.Документы, подготовленные в рез-тепроведения ЗУ исп-ся при осущ-иимониторинга земель.

Зу– это соц-экон процесс и сис-ма мер-ийпо орг-ции исп-я и охраны з-ль, орг-ции ирегул-я ЗВ, ЗП и спец.фондов з-ль, устр-вутерр-ии с/х предп-ий и КХ, созд-ю благопр.экол. среды и улучш-ю прир. ландшафтов.

Зу –это сис-ма гос.мер-ий по орг-ции полного,рац и эфф-го исп-я ЗР страны, образ-ю исоверш-ю ЗП, орг-ции терр-ии и повышениюкультуры плодор-я в СХП. (Кирюхин)

Зу– это сис-ма гос мер-ий по орг-ции рацисп-я и охране з-ль, созд-ю благопр-й эколситуации и улучш-е прир ландшафтов(Волков)

Меропр.:- Эконом-ие(разработка и эконом-е обоснов-е проектныхреш-й); – Правовые(юр. Обосн-е, согл. и утв-е проект. реш-й);- Техн-ие(съёмки, выч. Sгеод. работы); – СистемаЗУ действий;- СистемаЗУ докум-ии(схемы и проекты орг-ии, исп-ия и охрземель; проекты ВХЗ, МХЗ).

Цель ЗУ(const)– рац исп и охр зем, орг-ия терр-й ипроизв-ва в соотв-ии с сущ-ими зем отн-ми.

Задачи ЗУ(меняются в зав-сти от этапа разв-яобщ-ва) – орг-ия рац исп земель во всехотраслях нархоза; создание усл-йподдержания устойчивых ландшафтов иохр земель; реализация зем политикигос-ва путем перерасп-ия земель по формамсобст-ти, формир-ия рац системы ЗП-ия;опред-е перспектив исп-ия и охр зем;обр-е новых и упор-е сущ-х з.у.; подготовкаЗУ документ-ии необх-й для принятияуполном органами гос власти и м.с. решенийпо УЗР; получ инф-ии о кол-ом и кач-омсост зем; разработка меропр-й по сохр-юи повыш-ю прир-х ландш-ов, восстан-юплод-ия почв, рекульт наруш зем иземлеванию малопрод-х зем, защ зем отэрозии…; проведение ВХЗ-ой орг терр-й

Ст. 30.п1 Предост-е з. у. для строит-ва из земель,находящихся в гос или мун С осущ-ся спроведением работ по их формир-ю: 1) безпредвар-го соглас-я мест размещ-я объек-в;2) с предвар-м согл-м.

30.2 Предост-ние в Сбез предв согласования мест размещ-яобъектов осущ-ся исключ-но на торгахкроме случаев, в пункте 2.1:

30.2.1 З.у в мун С, илиз.у.

, гос С на j-йне разграничена и j-йне предоставлен в польз-е и (или) вовладение гр-нам или ЮЛ, предост-ся длястроит-ва в границах застроеннойтерритории, в отношении которой приняторешение о развитии, без проведенияторгов лицу, с которым заключен договоро развитии застроенной терр-рии. Этотз.у. по выбору лица, предост-ся бесплатнов С или в аренду. Размер ар. платы за него в размере зем налога.

ОМС или исп органгос вл суб РФ определяет тех усл-яподключения объектов к сетяминженерно-тех-го обеспечения, плату заподключение и принимает решение опредост-нии указанного з.у.

Решение о предост-нииз.у. – основание проведения его госкад-ого учета.

30.2.2. Предост-епольз-лю недр з/у, необх-х для веденияработ, связанных с польз-м недрами, изз-ль, находящихся в гос или мун собст-ти,в аренду осущ-ся без проведения торгов(конкурсов, аукционов). Порядок расчетаразмера арен.платы за указанные з/уопр-ся Прав-вом РФ

30.3 Предост-ние з.у.для строит-ва спредв соглас-еммест размещения об-ов осущ-ся в аренду,а гос и мун учреж-м, казен-м предпр-м,органам гос вл и ОМС, – в П(Б)П, религ-морг-ям – в БСП на срок строит-ва зд-й.

30.4 Порядокпредост-я з.у. для строит-ва безпред соглас-я:1) *проведение работ по формир-ю з.у.

:подг-ка док-в, содер-х необх-мые дляосущ-я ГКУчета свед-я о з/у, осущ-е ГКУчета;*опред-ние разреш исп-ия; *опред-ние техусловий подключ-я объектов к сетяминж-технич обесп-я и платы за подкл-е;*принятие реш-я о проведении торгов илипредост-нии з/у без торгов; *публикациясообщ-я о проведении торгов или приемезаявлений о предоставлении без торгов;2) утратил силу; 3) проведение торгов илипредост-ние в аренду без торгов наосновании заяв-я гр-на или ЮЛ.Передача з/у в аренду без проведенияторгов допус-ся при условии предвар-йи заблаговрем-ой публикации сообщ-я оналичии предлагаемых для такой передачиз/у в случае, если имеется 1 заявка; 4)подписание протокола о рез-тах торговили дог-ра аренды.

30.5 Порядокпредост-я з.у. спредв соглас-ем:1) выбор з.у. и принятие решения о предвсоглас-нии; 2) проведение работ по формир-юз.у.; 3) утр-л силу; 4) принятие реш-я опредост-нии з.у. для строит-ва.

30.7 Решение испоргана гос вл или ОМС о предост-нии з.у. для строит-ва или протокол о результатахторгов является основанием: 1) гос рег-цииправа П(Б)П; 2) закл-я договора куп-проди гос рег-ции права С;3)закл-я дог-ра ар-дыз.у. и гос рег-ции дог-ра.

30.8 Реш-е о предост-нии(об отказе) з.у. выдается заяв-лю в7дней.Реш-е об отказе м.б. обжаловано всуд

Предв соглас-е непроводится при размещении объекта вгор или сел поселении в соот-вии сградостр документацией о застройке иПЗЗ и в случае предост-я з.у. для нуждс/х произв-ва или з.у. из состава земельЛФ либо гр-ну для ИЖС, ЛПХ.

Иностранцам, лицамбез граж-ва и ин ЮЛ з.у. для строит-вамогут предоставляться в порядке,установленном статьей.

АО, 100% акций j-гопринадл-т РФ, управ-щей компании, в случаепривлечения их для создания ОН в границахособой экономич-ой зоны, з.у. предост-сябез торгов и предв соглас-я мест размещ-ятаких объектов.

Ст 30.1.Особ-сти предос-я з.у. для ЖС из гос илимун С 1.Такие з.у. предост-ся в С, в аренду,в БСП без предв соглас-я места размещ-яобъекта. 2 Продажа таких з.у. осущ-ся нааукционах. 3 Предост-е таких з.у. в арендуможет осущ-ся на основании заявлениягр-на.

В 2 недели исп органгос вл или ОМС может принять реш-е опроведении аукциона по продаже либоопуб-ть сообщение о приеме заявлений опредост-нии в аренду такого з.у., разместитьсообщ-е о их приеме на офиц сайте.

Ст 30.2. Особ-стипредост-я з.у. для их комплексногоосвоения в целях ЖС из земель в гос илимун С 1)Такие з.у. предос-тся в аренду безпредв соглас-я места размещ-я объекта.2)Предост-е в аренду осущ-ся на аукционе.Арендатор такого з.у имеет исключитправо приобрести его в С или в аренду.

Ст 31.Выбор з.у. для строительства 1)Гр-н илиЮЛ обращ-ся в исп орган гос вл или ОМС сзаяв-ем о выборе з.у. и предв-ном соглас-нии.Где д.б. указано назначение объекта,предполагаемое место размещ-я, обоснованиеразмера з.у., испрашиваемое право наз.у. 2)ОМС обесп-ет выбор з.у. на основедок-тов ГЗК и ЗУ с учетом экол, градостри др условий. Необх-мая инф-ция о з.у.

предост-ся бесплатно в 2 недели со днязапроса от ОМС. 3)Органы МСУ гор-х или с/п информ-т населениео возможном или предстоящем предост-ииз/у для строит-ва. Гр-не,общест, религ-е орг-ции, имеют правоучаст-вать в решении вопросов изъятия.Предост-ние з.у. в местах проживаниямалочисл-ых народов для целей, несвязанных с их традиц деятельностьюпроводится на референдумах.

В случае изъятия,в том числе путем выкупа, з.у. к акту овыборе прилагаются расчеты убытков.Решение о предв соглас-нии местаразмещения объекта – основание решенияо предост-нии з.у. для строит-ва и действуетв течение 3 лет.

Ст 32.Принятие реш-я о предост-ии з.у. длястроит-ва

Решение о предвсоглас-нии и проект границ – осн-еустан-я границ на местности и его ГКУчета.

Исп орган гос влили ОМС на осн-ии заявл-я гр-на или ЮЛ икад пасп-та з/у в 2 нед прин-т реш-е опред-ии.

Ст 49Изъятие,вт.ч путем выкупа з/у для гос или мун нуждосущ-ся в исключ-х случаях, связанныхс:

1) вып-м м/ународныхобяз-тв РФ; 2)размещ-м след объектов госили мун значения при отсутствии дрвариантов их размещения: об-ты фед-х ирегион энерг-их систем; об-ты исп-нияатомной энергии;об-ты обороны ибезопасности; об-ты фед (рег) транспорта,путей сообщения, информатики и связи;об-ты, обесп-щие космическую деят-сть;об-ты, обесп-щие статус и защиту Гос-границы РФ; линейные об-ты фед и регзначения; об-ты электро-, газо-, тепло- иводоснабжения мун значения; а/дорогифед, рег или межмун, местного значения;3)иными обст-вами.

Источник: https://studfile.net/preview/2781795/

Статья 11.1. Понятие земельного участка

Определение зу

Новая редакция Ст. 11.1 ЗК РФ

Утратила силу с 1 марта 2015 г.

Комментарий к Статье 11.1 ЗК РФ

Правило комментируемой статьи представляет собой единственное на данный момент законодательное определение земельного участка, которое отражает его технические свойства как объекта кадастровой и землеустроительной деятельности.

Во всех остальных случаях, используя понятие “земельный участок”, законодатель либо уточняет эти же свойства (ранее учтенный, многоконтурный, смежный), либо говорит исключительно о юридической составляющей (лесной участок, участок в составе особо охраняемых природных территорий и т.д.). Законодатель в ст. 11.1 ЗК сделал акцент на таком родовом признаке, как “границы”.

Вместе с этим необходимо учитывать, что “земельный участок” – емкое понятие, включающее в себя технические (землеустроительные, кадастровые) и юридические свойства как разновидности недвижимого имущества, как объекта гражданского оборота.

Более широкие определения конструкции “земельный участок” приводятся в научных исследованиях и пособиях , однако внимание федерального законодателя они на себя пока еще не обратили. Причина этого кроется в громоздкости определений, в попытках выйти далеко за пределы главного родового признака земельного участка.——————————–

Крассов О.И. Юридическое понятие “земельный участок” // Экологическое право. 2004. N 2. С. 12 – 17; Он же: Земельный участок – основа понятийного аппарата земельного права // Экологическое право. 2011. N 4. С. 4 – 12; Митягин К.С. Понятие “земельный участок” // Законодательство. 2007. N 5; СПС “Гарант”.

Возможно, одна из причин “невосприимчивости” законодателя к ученым дефинициям заключается в размытости его конструкции (в статье О.И. Крассова 2004 года мы так и не нашли итоговой дефиниции “земельный участок”), либо в их тяжеловесности, в попытках объять все возможные свойства земельного участка.

Вот, к примеру, как раскрывает в своей статье это понятие К.С.

Митягин: “Земельный участок – обеспечивающее возможность удовлетворения собственных (частных) интересов участников гражданского (имущественного) оборота материальное благо, права на которое подлежат обязательной государственной регистрации, с возможностью его использования только в соответствии с определенным целевым назначением и установленными законодательством ограничениями путем хозяйствования управомоченного субъекта в пространстве, ограниченном замкнутой территориальной границей, проходящей по естественному рельефу земли, описанной и удостоверенной в установленном законом порядке”. Более ясным и удобным для практического руководства является, на наш взгляд, определение земельного участка, которое дает в своей монографии С.А. Чаркин: “это часть поверхности земли, характеризующаяся наличием площади, границ, кадастрового номера и целевого назначения, параметры и виды разрешенного использования которой, включая все то, что находится над и под ее поверхностью, определяется правилами землепользования и застройки и (или) иными нормативными правовыми актами (Чаркин С.А. Земельные правоотношения как межотраслевая правовая категория: Монография. М.: Юрайт, 2012. С. 122). Однако и это (“доктринальное”, по словам автора) определение перегружено элементами из области градостроительных, а также природоресурсных отношений.

Следует также напомнить о том, что действующая дефиниция является в ЗК уже второй по счету. В первоначальном варианте (до 24 октября 2008 г.

) она выглядела следующим образом: земельный участок как объект земельных отношений – часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. С 24 октября 2008 г.

из определения исключили такие признаки, как “почвенный слой” и “описаны и удостоверены в установленном порядке”. В настоящее время, как мы уже указывали, дефиниция “земельный участок” включает единственный родовой признак, присущий только ему – границы.

Почвенный слой таковым являться не может, в том числе и потому, что до сих пор легального определения почвы на уровне федерального закона не дается .

Кроме того, почвенный слой (почва) является элементом природной среды (вторичным, по сравнению с землей – важнейшим компонентом окружающей среды), к тому же понятием неюридическим. Что же касается описания и удостоверения границ “в установленном порядке”, то замена их на “определение” границ отразила не смену одного родового признака на другой (они таковыми и не являются), а изменение требований к документам о межевании, которые необходимы для постановки земельного участка на кадастровый учет .——————————–

До изменения редакции статьи пунктом 4 ст. 5 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 141-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных отношений”. Текст Закона опубликован в “Российской газете” 25 июля 2008 г., вступил в силу 24 октября 2008 г.

На это обратила внимание Е.С. Болтанова. См.: Болтанова Е.С. Основы правового регулирования застройки земель: Монография. М.: РИОР, ИНФРА-М, 2014. С. 63.

До введения в действие ФЗ 221-ФЗ применялись Требования к документам о межевании, необходимым для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет (утв. Приказом Росземкадастра от 02.10.2002 N П/327. Документ опубликован не был). Документом о межевании для государственного кадастрового учета являлось описание земельного участка (п. 3 указанных Требований).

Родовой признак, границы, присущ всем объектам землеустроительных и кадастровых работ (другой вопрос – какие исключения в процессе их определения для тех или иных объектов установил законодатель).

Что же касается видового отличия, то все объекты землеустроительных и кадастровых работ обладают качеством, характерным для понятия “земельный участок”, – границами.

Однако не у всех указанных объектов местоположение границ определено таким же образом, как у земельного участка, и как следствие, для каждого из них подготавливается свой вид проектного документа, а их границы на местности закрепляются своими знаками.

Пункт 3 ч. 1 ст. 7 Закона N 221-ФЗ, по сути, уточняет часть вышеприведенного определения, говоря не просто о границах, а об “описании местоположения границ земельного участка”, что подчеркивает особенности отражения сведений о земельном участке в государственном кадастре недвижимости (далее – ГКН).

В других случаях в этом же Законе и других актах речь идет о характерных точках границ земельного участка (п. 7 ст. 38 Закона N 221-ФЗ), о положении на местности характерных точек границы земельного участка , о проекции границ земельного участка (п. 8 ст. 38 Закона N 221-ФЗ), об уточнении границ земельного участка или о местоположении границ (п. 9 ст.

38 Закона N 221-ФЗ).

Приведенные уточнения объясняются либо разными стадиями образования земельного участка и их документального отражения, либо видом кадастровых работ (образование земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или уточнение местоположения границ существующего), либо точностью и методами определения координат характерных точек границ земельного участка. Наиболее общим элементом дефиниции, родовым понятием без которого не могут существовать ни характерные точки, ни проекции границ, все же являются “границы”. Все остальные элементы, которые включают в понятие “земельный участок” отечественные ученые, – конкретизация его технических и юридических свойств.——————————–

См.: п. 2 Требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, а также контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке (утв. Приказом Минэкономразвития России от 17 августа 2012 года N 518) (далее – Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка).

Определившись с родовым понятием, необходимо четко представлять классификацию видов земельных участков с технической точки зрения. В зависимости от характера границ земельного участка можно выделить следующие три вида.

Первый – земельный участок, состоящий из одной части (участок имеет один контур, который полностью совпадает с его границами; часть земной поверхности в пределах этого контура и является земельным участком) . Таких участков – подавляющее большинство (среди них: приусадебные участки; под зданиями, строениями, сооружениями; полевые участки для ведения ЛПХ).——————————–

Мы бы назвали это идеальной (или первичной) конструкцией земельного участка.

Второй вид – земельный участок, в состав которого входят нескольких обособленных частей (частей участка), не выходящих за пределы контура земельного участка; такой земельный участок называется единым землепользованием . Едиными землепользованиями являются, например, участки в составе земель сельскохозяйственного назначения, которые были приватизированы в соответствии с Указом Президента РФ.——————————–

Такое определение вытекает из содержания абз. 5 п. 1 письма Минэкономразвития от 12 сентября 2013 г. N Д23и-2729 // .

Третий вид – многоконтурный земельный участок, часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с действующим законодательством и представляют собой несколько замкнутых контуров; каждый контур границы многоконтурного земельного участка отделяется от других контуров его границы иными земельными участками или землями (т.е. контуры границы многоконтурного земельного участка не имеют общих характерных точек границ) . Чаще всего многоконтурные участки образуются под линейными объектами и их частями.——————————–

Абз. 2 п. 1 и п. 2 письма Минэкономразвития России от 22 декабря 2009 г. N 22409-ИМ/Д23.

Отсутствие накануне аграрных преобразований 90-х гг.

XX каталогов координат точек границ подавляющего числа отведенных ранее земельных участков, а также особенности формирования информационной базы государственного земельного кадастра (ГЗК) и Государственного реестра земель кадастрового района (ГРЗ КР) стали причиной появления “ранее учтенных земельных участков”. К ним относились все участки, кадастровый учет которых был осуществлен (в “старой” терминологии – проведен) до вступления в силу Федерального закона от 2 января 2000 года N 28-ФЗ “О государственном земельном кадастре” , что должно было подчеркнуть непрерывность ведения ГЗК. Сведения об этих участках, полученные из документов, содержащихся в распоряжении земельных комитетов, включались в инвентаризационные описи, а из них – в ГЗК. Правообладатели и сами могли напрямую обращаться в орган кадастрового учета с заявлениями о включении сведений об их участках в ГЗК. В целом же инвентаризация сведений о ранее учтенных участках была неполной . В настоящее время статья 45 Закона N 221-ФЗ сохранила конструкцию “ранее учтенный земельный участок” как разновидность более общей конструкции – “ранее учтенного объекта недвижимости” .——————————–

В настоящее время конструкция “отвод земельного участка” применяется в целях предоставления земельных участков для строительства линейных объектов на землях государственного или муниципального фонда.

СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 149.

См. подробное описание процедур составления описей: Варламов А.А., Гальченко С.А. Земельный кадастр. М.: КолосС, 2007. Т. 3. Государственные регистрация и учет земель. С. 229 – 242.

Государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее – ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” (далее – объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости (п. 1 ст. 45 Закона 221-ФЗ).

Можно выделить три подвида ранее учтенных земельных участков. Первый из них – ранее учтенные земельные участки, границы которых на местности не устанавливались. До настоящего времени они составляют значительную часть из всех известных ГКН земельных участков.

Они не обладают всеми свойствами “земельного участка” (в понимании его в соответствии со ст. 11.1 ЗК) из-за отсутствия характерных точек границ и их местоположения, не говоря уже о значении координат этих точек.

Местоположением каждого такого земельного участка является кадастровый квартал (то есть какой-либо населенный пункт, часть населенного пункта, состоящего из нескольких кадастровых кварталов, квартал в землях сельскохозяйственного назначения, а также квартал на межселенной территории).

Технические свойства такого участка не позволяют в отношении его осуществлять определенные виды кадастровой деятельности (например, раздел; при этом возможен выдел участка из состава земель сельскохозяйственного назначения) и ограничивают его свойства как имущества.

Источник: http://ZKodeksRF.ru/gl-1-1/st-11-1-zk-rf

Право пользования земельным участком, его виды и особенности

Определение зу

Право пользования земельным участком позволяет использовать тот или иной надел по своему усмотрению без выкупа его в собственность.

Право пользования земельным участком — особая форма права, закреплённая в гражданском и земельном законодательстве Российской Федерации (РФ). права пользования подробно изложено в этом документе.

Оно позволяет использовать тот или иной надел по своему усмотрению без выкупа его в собственность.

Какие виды такого права существуют и какие особенности эксплуатации земельных участков следует учесть?

Виды прав пользования земельными участками

Право пользования земельным участком (без подразделения на какие-либо виды) закрепляется в статье 271 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Согласно норме этой статьи под правом пользования следует понимать право использовать тот или иной земельный участок в необходимых целях, но без нарушения действующего законодательства.

Право пользования землей подробно извещается в Земельном Кодексе Российской Федерации. Несмотря на то что расшифровки этого понятия там не содержится, основные виды такого права перечислены в Главе 4 этого нормативного акта.

К таким видам будут относиться:

  • Аренда земельного участка. Это один из наиболее распространённых прав пользования, когда за эксплуатацию участка арендатор вносит регулярно определённую плату владельцу земли (независимо от того, государство выступает в качестве арендодателя или частное лицо, физическое или юридическое).
  • Постоянное бессрочное пользование по распространенности занимает второе место среди прав пользования земельными участками в современной России. Это право характеризуется предоставлением земель для использования в своих интересах исключительно государством из своих фондов. Предоставляться участок может абсолютно для любых целей, которые не противоречат закону. Максимальный срок использования составляет сорок девять лет, однако уже через год с момента заключения договора использования можно оформить участок в собственность при соблюдении условий использования его по назначению.
  • Безвозмездное срочное пользование. Этот вид права пользования землей распространён не так сильно, однако число тех лиц, которые заключают такие договоры использования, все равно достаточно велико. Срок, на который заключается договор, может составлять от одного года, а предоставить участок может как государство, так и физическое или юридическое лицо.
  • Право пожизненного наследуемого пользования. В настоящее время такое право пользования уже не предоставляется (оно было распространено в советские годы и выступало как единственно возможное право пользования), однако при переходе земельных участков на таком праве ещё возникает, но требует обязательного переоформления в собственность.
  • Право ограниченного пользования земельным участком или сервитут — право пользования чужим земельным участком. Это право устанавливается в том случае, если по каким-то причинам полноценное использование соседнего участка невозможно без наложения соответствующего обременения на тот участок, который находится в более привилегированном положении. Сервитут может быть установлен по договорённости между владельцами участков, а также при вмешательстве государства. Время его установления также рассчитывается исходя из условий необходимости эксплуатации, и может быть ограниченным (такой сервитут называется срочным) или неограниченным (постоянный или бессрочный сервитут).

Субъекты права пользования: какие права и обязанности у них есть?

Как и в любом другом праве, в праве пользования землей существуют объекты пользования и субъекты. Объектами считаются те земельные участки, в отношении которых осуществляется такое пользование. В качестве субъектов следует рассматривать физических и юридических лиц, а также государство, так как именно они осуществляют определённые действия по использованию существующих земель.

У субъектов права пользования существуют свои права и обязанности по отношению друг к другу и к тому объекту, относительно которого такое пользование осуществляется.

Право пользования земельным участком состоит в возможности (права субъектов):

  • Возникновения права собственности на все культурные растения и их семена, произрастающие на конкретном участке, независимо от того, были они посажены данным пользователем или иным человеком;
  • Самостоятельного осуществления всех хозяйственных мероприятий на предоставленном в пользование участке;
  • Использовании в режиме, не противоречащем действующему законодательству, обнаруженные на участке полезные ископаемые, а также находящиеся на его территории водные и лесные массивы;
  • Строительстве различных построек бытового, хозяйственного, социально-культурного или производственного назначения, если такое использование не противоречит целевому назначению конкретного участка;
  • Создании новых водных объектов, осуществлении комплекса мелиоративных мероприятий, направленных на улучшение состояния земель, находящихся на территории конкретного участка;
  • Получении компенсации затрат, вложенных в приведение в надлежащее сельскохозяйственное состояние, в том числе для повышения плодородия земель на данном участке.

Перечисленный список прав не является исчерпывающим и может быть изменён или дополнен условиями договора о праве пользования конкретным участком.

Что касается обязанностей субъектов земельных правоотношений, то к таким обязанностям будут относиться:

  • земельного участка и почв на нем в должном состоянии, в том числе проведение всех необходимых мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия почвенного покрова на конкретном участке;
  • Осуществление использования данного участка только в соответствии с его целевым назначением, в том числе и осуществление только разрешённого строительства на данном участке;
  • Возведение зданий и различных сооружений исключительно с соблюдением необходимых санитарных и строительных норм, что позволит минимизировать тот ущерб, который может быть причинен участку подобной деятельностью;
  • Обеспечивать осуществление свободного прохода и проезда к соседним участкам, а также беспрепятственный доступ к находящимся в зоне расположения лесным и водным объектам, если такое обеспечение относится к ведению пользователя участка;
  • Своевременно вносить плату за использование участка, если наличие такой платы предусмотрено договором пользования;
  • Предоставлять все необходимые сведения об эксплуатации земельного участка в органы субъекта федерации или муниципальной власти, если такие действия утверждены положениями договора, а также сообщать информацию о любых нарушениях состояния участка, независимо от того, по чьей вине произошло такое нарушение.

Перечень данных обязанностей сформирован на основе правоприменительной практики, связанной с правом землепользования. Однако этот перечень не является исчерпывающим и в каждом конкретном случае составления договора пользования может быть расширен путём добавления ещё каких-либо обязательств со стороны пользователя участком.

Если пользоваться участком более 15 лет…

То можно предпринять попытку оформления права собственности на этот участок. Такое право за пользователем закрепляется в статье 234 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Однако в этой же статье содержится норма, в соответствии с которой оформить участок в собственность с использованием такого основания, как приобретательная давность, можно только на основании обращения в суд с исковым заявлением о признании права собственности.

Исковое заявление о признании права собственности на таком условии будет иметь ряд особенностей, которые заключаются в оформлении такого заявления и в определении сторон-участниц процесса:

  • Если говорить о сторонах-участницах процесса, то истцом будет выступать пользователь конкретного земельного участка, а ответчик может быть определён только в том случае, если рассматриваемый участок ранее находился в собственности. Если он принадлежал государству, то ответчика как такового не будет, так как предмета спора тоже не будет.
  • При оформлении иска по основанию признания права собственности отличие будет содержаться в возможном отсутствии ответчика (то есть указание на него может вообще отсутствовать в тексте заявления). Кроме того, в тексте документа при наличии спора должны содержаться требования о разрешении такого спора. В том случае, если предмета спора нет, истец выносит только одно требование — о признании за ним права собственности на рассматриваемый земельный участок.

Как показывает судебная практика, в большинстве случаев такие иски удовлетворяются ввиду отсутствия каких-либо споров по ним.

Особенности получения права пользования землей по решению суда

Наиболее распространёнными случаями признания права пользования землей по решению суда следует считать такие случаи как:

  • Отказ предоставить земельный участок в аренду на праве преимущественного заключения договора;
  • Отказ в предоставлении участка в срочное безвозмездное пользование несмотря на наличие утверждённых законом оснований;
  • Непредоставление возможности заключения договора сервитута на земельный участок с целью обеспечения нормального функционирования того надела, который находится в худшем территориальном расположении.

В том случае, если одно из перечисленных условий было зафиксировано, необходимо обратиться в суд для разрешения возникшего спора.

Оформление права пользования в случае вынесения положительного решения судом по возникшему спору будет осуществляться на основании вступившего в силу решения суда. Происходить эта процедура начнёт не ранее дня, следующего за днём вступления в законную силу вынесенного судебного акта (то есть на одиннадцатый день с момента вынесения такого решения, если оно не было обжаловано).

Что касается регистрации возникшего права, то при ее осуществлении копия решения суда, заверенная нотариусом, должна быть включена в перечень основных документов, которые предоставляются для получения свидетельства, подтверждающего законность возникшего права.

Кроме того, экземпляр судебного решения с отметкой о вступлении его в законную силу должен быть обязательно приложен к тексту договора о праве пользования на земельный участок, а в тексте самого договора должна содержаться ссылка на такое приложение.

Особенности использования земель различных категорий

Для каждого земельного участка, относимого к той или иной категории, есть свой правовой режим использования земель, который не должен противоречить действующему законодательству.

Если говорить о землях, расположенных в городских населенных пунктах, то здесь следует указать такие нюансы:

  • Строгое соответствие всех осуществляемых на земельном участке мероприятий генеральному плану города (если речь идёт об осуществлении строительства);
  • Недопущение нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических норм при осуществлении эксплуатации земельного участка;
  • Согласование проводимых мероприятий экономической целесообразности развития бюджета города (если речь идёт, в том числе, и о коммерческой деятельности на территории участка);
  • Обязательное наличие документов, подтверждающих целевое фактическое пользование земельным участком (например, если он выделен под осуществление индивидуального жилищного строительства (ИЖС), то на нем должно осуществляться только такое строительство).

Кроме того, в каждом муниципальном образовании есть свои требования по использованию предоставленных в пользование земельных участков:

  • Если речь идёт о конкретных землях, которые выделены, например, для ведения личного подсобного хозяйства, то главным требованием к ним будет строгое соблюдение их целевого назначения.
  • При рассмотрении пользования землями, выделенными для создания крестьянского фермерского хозяйства необходимо обязательно соблюсти требование, связанное с использованием участка по прямому назначению. Это означает, что все действия, которые осуществляются на конкретном участке, должны быть направлены на создание такого хозяйства или организацию сельскохозяйственного производства.
  • При выделении в пользование земли, целью которой является осуществление индивидуального жилищного строительства, на таких землях запрещено целями их использования строительство домов этажностью более трёх, в которых может проживать более одной семьи.
  • Если речь идёт о земельном участке, выделенном для ведения личного подсобного хозяйства, то такой участок можно использовать только в своих личных целях. Передача его в аренду или субаренду запрещена условиями договора. Кроме того, организация иной формы ведения сельского хозяйства в данном случае будет считаться незаконной.

Важные моменты

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.