Особенности сельскохозяйственного землепользования
Особенности сельскохозяйственных землепользований
Санкт-Петербургский Государственный Аграрный Университет
Кафедра земельных отношений и кадастра
Факультет землеустройства
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«Особенности сельскохозяйственных землепользований»
Выполнила: студентка гр. 8431
Терентьева Я.
Руководитель: проф., д. э. н. Шишов Д.А.
г. Пушкин
2011 г.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Формирование многоукладной системы сельскохозяйственного землепользования………………………………………………………….5
Глава 2. Особенности сельскохозяйственных землепользований………9
§ 1. Крестьянское хозяйство………………………………………………9
§ 2. Личное подсобное хозяйство…………………………………………13
§ 3. Садоводства, огородничества и дачные объединения………………14
Глава 3. Основные концепции Федеральных Законов о сельскохозяйственных землепользованиях…………………………………………………………17
§ 1.Концепция Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»…………………………………………………………………..17
§ 2. Концепция Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» ……………………………………………………………………………….19
§ 3. Концепция Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»………………………..22
Заключение…………………………………………………………………..24
Список используемой литературы…………………………………………25
Введение
Актуальность темы исследования.
В России большое значение имеет развитие крестьянских хозяйств, личных подсобных хозяйств, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, в пользовании которых находится огромные площади пахотных земель.
Это означает, что защита их интересов, правовое регулирование отношений, связанных с деятельностью садоводов, огородников и дачников, а также государственная поддержка имеют большое значение и должны находиться в сфере повышенного внимания государства.
В действительности проблемы объединений по-прежнему продолжают оставаться без должного внимания со стороны государства, на что все чаще обращают внимание специалисты в области различных отраслей права.
С момента вступления в силу Федеральных законов №66-ФЗ, №74-ФЗ, №112-ФЗ до настоящего времени были приняты и введены в действие многие законодательные акты Российской Федерации, затрагивающие вопросы по поводу поддержки государством данные организации.
Кроме того, социально-экономические и юридические процессы, связанные с переходом страны на рыночную экономику, требуют других по сравнению с прежним периодом подходов к коллективной и индивидуальной деятельности граждан, организации и управлению их объединений.Законодательство, регулирующее деятельность сельскохозяйственных объединений граждан содержит противоречивые нормы, что приводит к неопределенности их правового положения и не способствует их эффективному участию в гражданском обороте. Существующие пробелы российского законодательства, отсутствие единых научных подходов к пониманию правовой природы таких форм объединений граждан существенно затрудняют развитие мелкотоварного производства.
Действующее законодательство, регулирующее правоотношения с их участием нуждается в дальнейшем совершенствовании и обновлении.
Разрешаются следующие задачи исследования:
– изучить правовую природу сельскохозяйственных землепользований граждан и их место в системе юридических лиц в Российской Федерации;
– проанализировать законодательство о крестьянских (фермерских) хозяйствах, о личных подсобных хозяйствах, о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан;
– исследовать понятие учредителей и членов сельскохозяйственных объединений граждан;
– исследовать актуальные проблемы в существующем нормативном правовом регулировании организации деятельности объединений.
Глава 1. Формирование многоукладной системы сельскохозяйственного землепользования
Проблемы землеустройства, формирования землевладений и земле-пользовании, а также организации их территории органически связаны с развитием сельского хозяйства на многоукладной основе. Несмотря на то, что развитие многоукладное в аграрном секторе экономики признано в качестве генеральной линии аграрной и земельной реформ, в это понятие нередко вкладывается различное содержание.
В широком смысле понятие уклада ассоциируется с общественно-экономическим строем, с господствующими в обществе формами собст-венности на землю и основные средства производства, а в конечном счете с политической системой государства. Общественно-экономический уклад определяется как целостная система производственных отношений
определенного типа, образующая общественную форму производства.
В более узком значении многоукладность связывают с системой производственных отношений, различными типами хозяйств, основанных на многообразии форм собственности и методов хозяйствования на земле. В официальных документах и статистических материалах обычно выделяют три уклада.
Во-первых, крупные высокотоварные сельскохозяйственные
предприятия, имеющие общественный характер производства, основанные как на государственной, так и на кооперативной формах собственности на землю, и другие средства производства, широко использующие наемный труд акционеров и посторонних лиц. Во-вторых, мелкотоварное крестьянское (фермерское) хозяйство.
Оно основано, как правило, на семейной кооперации и может использовать как собственные, так и арендованные земельные угодья. В-третьих, это подсобное сельское хозяйство населения. К этой категории относится не только приусадебное хозяйство сельских жителей, но также садоводческие и огороднические товарищества горожан.
[7, стр. 180]
Нас больше интересуют последние два уклады и входящие в них виды сельскохозяйственных землепользований.Фермерский секторвключает крестьянские и фермерские хозяйства. Между первыми и вторыми трудно провести четкую грань. Предполагается, что крестьянские хозяйства представляют по преимуществу узкосемейную кооперацию и имеют потребительский характер. Фермерские хозяйства
в большей степени используют наемный труд и отличаются более высокой специализацией и товарностью. Фермерский сектор создается на основе безвозмездной передачи крестьянам (фермерам) земли и имущества. Земля может быть передана во владение, собственность, постоянное или временное
пользование. Крестьяне (фермеры) имеют также право на аренду земли, находящейся в государственной, муниципальной или частной собственности. В соответствии с законодательством государство оказывает фермерскому сектору политическую, экономическую и социальную поддержку. Вмешательство в хозяйственную деятельность крестьянина со стороны государственных органов запрещено по закону.
Мелкотоварный секторвключает индивидуальное сельскохо-зяйственное производство, имущество и произведенная продукция которых принадлежит гражданам на правах собственности. В мелкотоварном секторе функционируют индивидуальные семейные предприятия, личные подсобные хозяйства, садоводы и огородники, члены животноводческих товариществ и т. д.
Личные подсобные хозяйства являются экономически самостоятельной равноправной формой. Они могут вступать в договорные отношения с предприятиями и и организации сельскохозяйственной продукции или иных видов предпри-нимательской деятельности. Они могут носить не только подсобный характер, но и являться основной (единственной) формой занятости населения.
[7, стр. 187]
Перечисленные виды сельскохозяйственных землепользований закреплены в следующих законах:
Источник: https://www.stud24.ru/land-low/osobennosti-selskohozyajstvennyh-zemlepolzovanij/277153-826439-page1.html
1.4 Особенности образования землепользований сельскохозяйственного назначения
Образование и упорядочение землепользований сельскохозяйственного назначения осуществляется в разных природных и социально – экономических условиях.
Результатом образования землепользований сельскохозяйственного назначения должно быть повышение эффективности сельскохозяйственного производства и использования земли, обеспечение ее охраны, снижение затрат и потерь, улучшение социальных условий в сельском хозяйстве.
К землепользованиям сельскохозяйственного назначения относятся пахотные, луговые, залежные и земли под постоянными культурами.
Так, данное хозяйство является самостоятельным типом товарного аграрного предприятия.
Которое имеет рабочую силу, технику и финансы, хозяйство имеет право юридического лица и может быть представлена отдельному гражданину либо группе лиц, которые совместно осуществляют производство, переработку и реализацию производственной сельскохозяйственной продукции.
На размер и размещение хозяйства оказывает влияние его специализация, наличие и состояние жилых и производственных построек, а также объектов социальной инфраструктуры.
Расчет площади хозяйства может выполняться аналитическим способом с использованием математических формул в зависимости от природной зоны расположения хозяйства и его специализации. При размещении участка для ведения сельского хозяйства необходимо учитывать интересы фермера и интересы землепользователя, из земель которого производится отвод, и выполнение следующих требований:– соблюдение интересов сельского хозяйства в целом и отдельных землепользователей;
– учет существующего устройства и состояния территории ;
– земельный участок следует отводить единым массивом компактной формы, правильной конфигурации, без дробления контуров сельскохозяйственных земель;
– максимальное использование ранее произведенных капиталовложений на строительство производственных ,культурно-бытовых и других зданий;
– учет размещения назначения населенного пункта, возможное размещение и расширение усадебных хозяйств, которые должны быть выгодно расположены относительно массивов сельскохозяйственных земель;
– формирование землепользований в виде компактного массива нерасчлененного искусственными и естественными преградами ;
– обеспечение наименьшей протяженности землепользований на равнинной относительно однородной территории , проектируя их правильной формы ,близкой к прямоугольнику;
– при формировании землепользований из нескольких обособленных участков, обеспечение минимальной удаленности их друг от друга и удобной связи между ними;
– не дробить границами нескольких хозяйств крупные контура пахотных и улучшенных луговых земель;
– создание при размещении землепользования его границ благоприятных условий для последующей внутрихозяйственной организации территории и охраны земель;
– создание территориальных условий для обеспечения хозяйственных коммуникаций;
– для обеспечения компактности в состав землепользований необходимо включать сельскохозяйственные и не сельскохозяйственные виды земель, которые расположены на данной территории.
Подсобные хозяйства промышленных организаций предназначены для обеспечения рабочих и служащих этих предприятий сельскохозяйственной продукции. Для создания подсобные хозяйства промышленных организаций из числа специалистов несельскохозяйственных предприятия создается комиссия, которая готовит технико-экономическое обоснование.
В нем определяется специализация подсобного хозяйства промышленных организаций. Объем и виды произведенной продукции, размер капиталовложений на образование подсобного хозяйства промышленных организаций, а также размер убытков. Причиненных землепользователю, из земель которого производился отвод земель.
Технико-экономическое обоснование обсуждается в коллективе несельскохозяйственного предприятия и затем в компетентный совет депутатов подается ходатайство о предоставлении земельного участка. Одним из направлений в земельной политике Республики Беларусь является обеспечение потребностей граждан в коллективных садах и огородах.
Площадь садоводческого товарищества определяется аналитическим способом. При размещении садоводческого товарищества необходимо учитывать следующие требования:
– желательно выделять земли единым массивом правильной конфигурации, совмещая границы участка с искусственными и естественными рубежами;
– при размещении земельного участка должны учитываться интересы садоводческого товарищества и землепользователя, из земель которого производится отвод;
– по природным свойствам земельный участок должен быть пригоден для использования его в тех целях, для которых он предоставляется;
-земельный участок должен иметь индивидуальный подъезд, который связывал бы земельный участок с дорогами общего пользования и населенным пунктом.
Граждане, желающие получить земельные участки для ведения коллективного садоводства, подают заявление в исполком, который организует собрание этих граждан. На общем собрании составляется список членов садоводческого товарищества и его устав.
Списки и устав утверждаются районным исполнительным комитетом, который принимает решение об образовании садоводческого товарищества. Далее на общем собрании членов садоводческого товарищества избираются его правление и председатель, который готовит ходатайство в райисполком о предоставлении земельного участка.
Данный вопрос согласуется с землепользователем, из земель которого намечается отвод, исполкомом, на территории которого размещается отводимый земельной участок, начальником землеустроительной службы района, инженером-землеустроителем, участником процесса землеустройства, который в натуре осматривает варианты размещения землепользования садоводческого товарищества. Далее составляется акт выбора земельного участка, который утверждается решением районного исполнительного комитета.
Земельный участок садоводческого товарищества состоит из земель общего пользования и наделов членов садоводческого товарищества. Садоводческое товарищество как юридическое лицо получает свидетельство регистрации только на земли общего пользования.Крестьянские (фермерские хозяйства) являются самостоятельным типом аграрного товарного сельскохозяйственного предприятия, владеющего основными средствами производства, включающие землю, трудовые ресурсы.
Оно является юридическим лицом и может быть представлено отдельными гражданами, семьей, группой лиц, осуществляющих производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции путем использования имеющихся земельных участков.
Источник: https://studfile.net/preview/5612791/page:5/