Особый режим земель

Чем определяются правовые режимы земель

Особый режим земель

Термин «правовой режим земель» применяется с целью выявить характер общественных отношений по вопросам земли. Чем определяется правовой режим земель? Земельные законы определяют его в виде прав собственности на землю, управления и охраны земель и наступления ответственности за правонарушения в данной сфере.

Разновидности земельного регулирования

Общий правовой режим включает в себя всю совокупность наделов государства и устанавливает земельный правопорядок. Земля служит основой жизнедеятельности людей, важнейшим природным объектом, недвижимым имуществом, предметом права собственности.

При ее использовании следует руководствоваться природоохранительными принципами, беречь способность быть средством производства в сельской и лесной сфере и служить основой хозяйствования.

Земельный массив имеет различные природные качества и свойства (плодородие, наличие воды и лесов, полезных ископаемых).

Понятие правового режима территорий относится к его различным типам:

Свойства общего правового режимаСвойства особого правового режимаСвойства специального правового режимаСвойства смешанного правового режима
Включение всех земель РФВключение отдельных видов земельВключение конкретных, определенных земельных участковВключение земель разного назначения

Особым правовым режимом регулируются виды территорий:

  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • поселенческие (расположены населенные пункты);
  • общепромышленные (расположение предприятий, транспортных магистралей, линий связи, энергетических объектов);
  • земли под особой охраной (нахождение оборонных объектов);
  • лесной фонд;
  • водный фонд;
  • запасные.

Нет иерархии в подчинении одних территорий другими.

Как определить правовой режим

Деление земельного массива на категории — главный способ в определении правового режимного регулирования. Земельные участки отличаются разным качеством, природными характеристиками, экономическим и социальным значением.

Категорией территории считается наличие приблизительно одинаковых делянок исходя из их природного, хозяйственного, общественного и экологического значения. Наделы разной категории должны использоваться согласно назначению. Законодательно разрешен их перевод из одной целевой группы в другую.

Переход земель по категориям осуществляется соответственно нормативным актам.

Указанное понятие позволяет установить границы, нормы по охране, использованию конкретных категорий земельной территории, использовать их постоянно или временно, применять различные функции по управлению ими.

Уточнение и детализация правового режима территорий проводится с помощью территориального зонирования, предусмотренного земельными и градостроительными кодексами.

Населенные пункты

Территорию мест проживания утверждает местное самоуправление, учитывая административные границы.

В состав таких земель входят зоны жилого, общественного и производственного назначения, инженерная и транспортная инфраструктура, сельскохозяйственные, подсобные (садоводство), рекреационные участки, военные объекты и прочее.

Применительно к жилищному строительству установлены требования, которые определяют размер участка, высоту и этажность зданий. Особые условия применяют, когда сооружаются аэропорты, проводится историческая застройка.

Принцип зонирования используется по отношению к охраняемым участкам (национальным природным паркам). На них может функционировать множество различных зон:

  • заповедной (наиболее охраняемых);
  • пояса познавательного туризма;
  • рекреационной зоны;
  • исторических и культурных объектов;
  • зоны по обслуживанию клиентов.

Особо отмечено районирование по экологическим параметрам. Неопределенным остается назначение территории запаса.

Запретительные меры

Санкцией за правонарушения в земельном законодательстве является принудительное лишение права на землю. Применение санкций зависит от того, к какому виду относится территория.

Для земельного надела, который является личным владением, названное наказание не может быть применено.

При вхождении участка в состав сельскохозяйственных или историко-культурных земель возможно изъятие в принудительном порядке.

Ограничения в правах

Ограничение в полномочиях, правах, связанных с пользованием участком — один из способов определения их правового режима. Сужение прав регулируется нормами Земельного кодекса и другими нормативными актами. Необходимость таких мер объясняется общественными интересами:

  • создание условий при пользовании землей и занятий хозяйством в охранной, санитарно-защитной зоне, для защиты окружающей среды, исторических и культурных памяток;
  • требования по сбережению плодородия грунта, условий расселения животных;
  • застраивание и осваивание пространства.

Ограничением считается запрещение некоторых форм деятельности или отказ от совершения обусловленного действия.

Цель ограничительных мер — доминирующее гарантирование интересов по установлению высокоэффективного, разумного землепользования, охране природы и здоровья людей, безопасности, защиты страны. Ограничивающей мерой служит получение доступа на чужой надел для обслуживания определенного объекта.

Ограничение относится лишь к праву пользования, но не касается права собственности (владения и распоряжения). Законодательно не определены ограничения по распоряжению участком, даже если ограничены права на него. Решения по данному вопросу принимаются государственными и местными исполнительными органами, судебными постановлениями на бессрочный или установленный срок.

Важный момент: ограничивающие меры по праву на землю должны быть зарегистрированы согласно закону.

Лицу, права которого подверглись ограничению, дается право обжалования решения в суде. Если собственником участка были понесены убытки, должна быть осуществлена компенсация нанесенного ущерба.

Следует разграничивать термины «ограничение» и «обременение». Главное отличие состоит в распространении ограничения на имущественные права, предмет обременения — само имущество. Последнее включает в себя сервитут, ипотеку, аренду, арест имущества и т. п.

Особенности особого и специального правового режима

Определенные территории подчиняются особому правовому режиму. Отличительная черта проявляется в том, что его введение обуславливается общественной пользой на той или иной области, включающей землю, принадлежащую к разным категориям (района, города).

Данный порядок не является одинаковым, он может отличаться большей жесткостью, ограничивать ведение экономической деятельности, других управленческих функций.

Чаще всего определение особого режима относится к местности, где осуществляется лечение, оздоровление, то есть находится в курортной зоне.

Специальным режимом наделены территории, на которых осуществляется традиционное природопользование потомственных немногочисленных народностей, проживающих на Севере, Дальнем Востоке, в Сибири.

В этих регионах охраняются населенные пункты, земельные делянки и водоемы, охотничьи угодья.

Здесь предусмотрено пользование участками различной категории для проведения традиционного хозяйства, занятий промыслами.

К другому показательному образцу относят природную территорию, окружающую озеро Байкал. Специальным законодательным актом установлено деление на зоны по экологическим факторам. Выделяют:

  • центральную экологическую часть;
  • буферную экологическую зону;
  • экологический участок под атмосферным влиянием.

Природоохранное контрольное районирование предусмотрено для различных категорий земель по административным распоряжениям. Поставлена задача – установить определенные ограничения при ведении работ, использовании территории для защиты уникального природного водоема.

К подобным районам относят особую экономическую зону. Она создана для того, чтобы развивать промышленность, проводить мутные процедуры в свободном таможенном (определенном) поясе. Названные территории создаются для развития обрабатывающей промышленности, высоких технологий, продвижения туристического бизнеса, создания оздоровительной, курортной базы, системы портов и транспорта.

Закон предусматривает создание игорных зон в районах Алтайского, Краснодарского, Приморского края, Калининградской области, Крыма. Создавая подобные территории участки, государство не предоставляет их для владения и пользования гражданам, юридическим лицам.

Следует заметить, что земля здесь используется с применением определенного титула и закреплением отличий в содержании права на нее. Аграрные наделы даются исключительно в виде аренды.

Деление территории по категориям соответственно целевому назначению многие годы применяется в земельном законодательстве.

Дифференциация правового режима выражается в порядке его использования и охраны, что обеспечивает многообразие форм использования земли.

Источник: https://ZaZemlyu.ru/zemelnoe-pravo/pravovye-rezhimy.html

Природоохранные зоны: законодательство и ограничения по строительству

Особый режим земель

Определение, ограничения и возможное использование природоохранных зон регламентируется ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» с принятыми 16 июля 2019 г. изменениями и дополнениями.

Согласно действующего нормативного акта, к этой категории относятся земельные и водные участки и воздушное пространство над ними, где расположены объекты с особым культурным, рекреационным, научным или оздоровительным значением.

Категории особо охраняемых объектов и зон

В зависимости от назначения и важности для государства все объекты делятся на несколько категорий (Ст. 94, глава XXVII Земельного Кодекса РФ).

1.    Особо охраняемые территории. Включаются земли курортов и историко-культурного значения, природоохранные и рекреационные территории. Порядок перевода в статус таких земель определен Правительством на основе действующих ФЗ. Использование их в других целях строго ограничивается или полностью запрещается ЗК РФ.

Это объекты общенационального значения, могут находиться в муниципальной или государственной собственности. В исключительных случаях допускается включение в такие территории земель, находящихся в собственности физических и юридических лиц.
2.    Земли природоохранного значения. Имеют не столь жесткие ограничения, как вышеописанные.

К ним относится водоохранные территории водоемов и рек, районы нерестилищ рыб, леса с защитными функциями, пастбища и противоэрозионные полосы.
3.    Рекреационные земли – участки, предназначенные для отдыха, туризма или спортивных занятий. На них строятся базы отдыха, спортивные сооружения, пансионаты, кемпинги, парки и лесопарки.

Особый правовой режим пользования запрещает их выкупать, изымать и продавать. Использование может делаться лишь по согласию собственников или землепользователей, допускается на основе сервитутов. Законодательство запрещает строительство любых объектов, не отвечающих целевому первоначальному назначению.
4.    Историко-культурные зоны.

К ним относятся некоторые кладбища, земли под памятниками и архитектурными зданиями, объекты археологического значения. В зависимости от расположения и конкретного назначения могут разрешаться отдельные виды производства строительных работ, сельскохозяйственная деятельность запрещается.
5.    Особо ценные земельные участки.

На их собственников возлагаются обязанности по их поддержанию в первозданном виде, сведения обязательно указываются в земельном кадастре и при регистрации прав на недвижимость. К ним относятся редкие природные ландшафты, геологические образования, ареалы обитания животных или растений из Красной книги РФ.
6.    Земли лесного и водного фонда.

Используют для восстановления вырубленных или уничтоженных пожарами лесов, для строительства гидротехнических сооружений, Обеспечивающих питьевой водой населенные пункты. Правовые отношения регулируются профильными постановлениями, соответствующими кодексами и нормативными актами.

Порядок перевода природоохранных территорий в другую категорию прописан Федеральным законом и не может изменяться по решению местных органов или отдельных министерств.

Ограничения по строительству в природоохранных зонах

Каждый потенциальный застройщик должен понимать разницу между особо охраняемой природной территорией (ООПТ) и природоохранной зоной. В первой категорически запрещены все виды строительных работ, исключая необходимые случаи в целях государственной безопасности. Во втором случае перечень и жесткость ограничений зависит от степени защиты и технических характеристик возводимых объектов.

Природоохранные участки должны обозначаться специальными информационными табличками, устанавливают их владельцы, в том числе и физические и юридические лица. На них допускаются отдельные виды хозяйственной деятельности с учетом законодательных актов и решений органов местного самоуправления. Свои требования выдвигают Гражданский, Водный и Лесной кодексы РФ.

В большинстве случаев в этих пределах не запрещают проектирование, реконструкцию и строительство жилых и хозяйственных объектов при условии, что все они предусматривают наличие очистных и иных сооружений, обеспечивающих сохранность этих зон. Как обязательное условие нужно согласование с санитарно-эпидемиологическими службами.

Некоторые муниципальные советы устанавливают свои ограничения по ведению хозяйственной и иной деятельности в природоохранных зонах.

Застройщики должны получать разрешения и от них, для этого требуется предоставить для ознакомления проект и всю документацию.

При несоблюдении режимов поведения в таких зонах на застройщиков может подаваться иск в судебные инстанции, решение зависит от умения сторон доказывать свою правоту.

Встречаются случаи, когда местные власти выводят некоторые земельные участки из границ природоохранной зоны. Перед началом строительных работ застройщик должен самостоятельно проверить законность таких решений.

Дело в том, что изменения границ зон можно делать только с согласования с федеральными организациями, при его отсутствии может быть возвращен первоначальный статус со всеми вытекающими ограничительными последствиями.

Местные власти свои действия должны согласовывать с:

•    соответствующим федеральным органом по охране окружающей среды;
•    соответствующим федеральным органом в области государственной безопасности;

Согласованию с вышестоящими федеральными органами подлежат и решения местных исполкомов по созданию природоохранных зон. Муниципальным властям запрещено самовольно менять назначение земли в границах населенных пунктов.

Специфические ограничения в водоохранных зонах

Эти земли имеют большое влияние на санитарное состояние водных объектов общего пользования, в связи с этим облагаются более жесткими требованиями. На территории категорически запрещено применение стойких пестицидов и гербицидов, нельзя устраивать скотомогильники и кладбища, возводить объекты промышленного назначения.

Строительство жилых помещений разрешается в случаях:

•    наличия полного комплекса очистных сооружений;•    соблюдения собственником недвижимости существующих санитарных норм;

•    прохождение проектной документацией экологической экспертизы.

Источник: https://kadastr-plan.ru/poleznaya-informatsiya/prirodoohrannye-zony-zakonodatelstvo-i-ogranicheniya-po-stroitelstvu

Земли особо охраняемых территорий и объектов: понятие, состав категории и правовой режим

Особый режим земель

В данной статье рассматривается понятие, состав, правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов.

Понятие категории земель особо охраняемых территорий и объектов

Определение 1

Земли особо охраняемых территорий – это земли, имеющие особенную природоохранную, научную, историко-культурную, эстетическую, рекреационную, оздоровительную и иную ценность, в полном объеме или частично изъятые из хозяйственного использования и оборота согласно постановлениям федеральных органов госвласти, органов власти субъектов России или решениям органов местного управления, для которых установлен особый правовой режим.

Данная категория земель возникла в связи с необходимостью охраны уникальных природных объектов и комплексов, правовое положение которых определяется в экологическом законодательстве.

Выделяют 3 направления охраны окружающей среды:

  • установление экологических требований для отдельных видов хозяйственной и другой деятельности;
  • закрепление правил охраны отдельных природных объектов (воды, леса и пр.);
  • придача особенного эколого-правового статуса охраняемым территориям.

Суть последнего направления состоит в установлении особенного порядка применения и охраны конкретной территории, тонкостей управления ею, финансирования и осуществления специальных экологических мероприятий. Особенный эколого-правовой режим охраны закрепляется при создании 2-х разновидностей территорий:

  • особо охраняемые природные территории (далее – ООПТ);
  • зоны экологического бедствия.

Замечание 1

По отношению к территориям с особенным эколого-правовым статусом в федеральном законе имеется пробел, так как предусмотренное статьей 57 Закона об охране окружающей среды законодательство касаемо зон экологического бедствия пока что отсутствует.

Определение 2

Цель установления особенных стимулов и ограничений по применению и охране данных территорий – это создание дополнительных гарантий достижения ключевой задачи в экологическом законодательстве (обеспечить благоприятное качество окружающей среды).

Иначе говоря, установление особенного эколого-правового режима является обязательным, если общие экологические требования (лимитирование, нормирование) не позволяют успешно разрешить вопрос о сохранении и восстановлении определенных природных объектов в хорошем состоянии.

Соответствующие стимулы и ограничения содержатся в федеральном и региональном законодательстве, а также законах касаемо экологической, земельной, водной и лесной отрасли, о культурном наследии и т.д. Конкретные меры в данном направлении принимаются также и на муниципальном уровне.

Рассматриваемая категория земель возникла из главного принципа земельного законодательства (статья 1 ЗК России), где провозглашается приоритет сохранения особенных ценных земель, земель особо охраняемых территорий и, в соответствии с которым, изменение целевого назначения ценных земель сельхозназначения, земель из лесного фонда, занимаемых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занимаемых объектами культурного наследия, иных особо ценных земель и земель, особо охраняемых территорий для остальных целей, ограничивается либо запрещается в законодательном порядке.

Опиши задание

Субкатегории земель особо охраняемых территорий и объектов

Понятие земель особо охраняемых территорий и объектов неоднородно и включает в себя несколько субкатегорий:

  • ООПТ (включая лечебные оздоровительные местности и курорты);
  • территории природного, рекреационного, исторического, культурного назначения;
  • другие земли, представляющие особую ценность (пункт 2 статьи 94 ЗК России).

Под последним пунктом подразумевается, что перечень не исчерпывающий.

А по этой причине в силу пункта 5 статьи 94 ЗК России Правительство России, органы исполнительной власти субъектов России, органы местного управления могут устанавливать другие разновидности земель особо охраняемых территорий (земли с охраняемыми береговыми линиями, природно-охраняемые ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и пр.).

Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов

В постановлении Правительства России от 26 декабря 2001-го г.

, посвященном особо охраняемым геологическим объектам с научным, культурным, эстетическим, санитарно-оздоровительным и иным значением, устанавливается, что геологические объекты с научным, культурным, эстетическим, санитарно-оздоровительным и иным значением относятся к особо охраняемым геологическим объектам в порядке и на условиях, установленных законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Помимо этого, во множестве субъектов России действуют региональные законы об ООПТ, воспроизводящие вышеназванные и вводящие дополнительные разновидности особо охраняемых территорий. Сюда относятся:

  • территории с охраняемым ландшафтом;
  • памятники ландшафтного искусства;
  • природно-охраняемые объекты городских комплексов (к примеру, городские леса, парки, зеленые зоны в населенных пунктах, памятники садового и паркового искусства и пр.);
  • природные резерваты;
  • геолого-охраняемые объекты;
  • лесные парки;
  • природные эко-тропы;
  • резервные территории;
  • зоны покоя и пр.

Земельные участки из этой категории земель могут изыматься или ограничиваться в гражданском обороте или находиться в свободном обороте при условии соблюдения общих требований, предусматриваемых земельным законодательством.

Вывод 1

Земли, признаваемые государственными природными заповедниками, изъяты из оборота, а земли природных парков, памятников, государственных природных заказников, дендрариев, ботанических садов и некоторые другие категории ООПТ в обороте ограничены.

Если учитывать, что ЗК России распространяет ограничения в обороте как раз на земельные участки в пределах ООПТ, то предположим, что земельные участки, к примеру, рекреационного либо исторического и культурного значения могут отчуждаться и передаваться одним лицом другому, за исключением случаев, указанных в законодательстве. Таким образом, не отчуждаются в частную собственность из государственной собственности земли, на которых находятся особо ценные объекты культурного наследия народов России, объекты, относящиеся к Списку Всемирного наследия, историко-культурные заповедники, объекты археологического наследия (статья 27 ЗК России).

Кроме того, названные объекты составляют только малую долю категории земель особо охраняемых территорий и объектов.

Согласно пункту 2 статьи 98 ЗК России, к землям рекреационного назначения относятся земельные участки с домами отдыха, пансионатами, кемпингами, объектами физической культуры и спорта, туристическими базами, стационарными и палаточными туристско-оздоровительными лагерями, домами рыболова и охотника, детскими туристическими станциями, детскими и спортивными лагерями, другими аналогичными объектами. ЗК России не изымает и не ограничивает эти земли в обороте, а также не противостоит приватизации земельных участков, к примеру, с кемпингами или домами отдыха.

Вывод 2

Аналогичный вывод можно сделать, проанализировав статью 99 ЗК России, которая регламентирует правовой режим земель с историко-культурным назначением.

Если находящиеся в составе данной субкатегории земли объектов культурного наследия российского народа (исторических и культурных памятников), включая объекты археологического наследия, ограничиваются в обороте, а земли, отведенные под военные и гражданские захоронения даже изъяты из оборота, тогда по отношению к третьей разновидности земель этой субкатегории (достопримечательные места, включая места бытования исторических промыслов, производства и ремесел) никаких ограничений и изъятий из оборота не предусматривается.

Если перевести внимание с анализа субкатегорий на анализ оборотоспособности конкретных земельных участков, то становится ясно, что могут отчуждаться по договорам купли-продажи, к примеру, земельные участки, в границах которых расположены природные памятники, но с соблюдением новыми собственниками режима ограничений/обременении по их хозяйственному применению, закрепленному в экологическом законодательстве.

Земли особо охраняемых территорий и объектов, находящихся в публичной собственности, могут состоять в любой категории ООПТ земельных участков, которые принадлежат на праве собственности гражданам и юрлицам (пункт 2 статьи 95 ЗК России).

Последнее возникает при экономии бюджетных средств на выкуп подобных земельных участков для муниципальных и гос. нужд.

Но собственники этих участков ограничены в собственных правомочиях, что обуславливается сохранением режима особой охраны данных территорий.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/zemelnoe-pravo-rossii/zemli-osobo-ohranjaemyh-territorij-i-obektov/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.