Отказ в регистрации договора аренды земельного участка

Содержание

Регистрация договора аренды земельного участка, расторжение договора, сроки и условия регистрации, причины отказа, стоимость госпошлины | Жилищный консультант

Отказ в регистрации договора аренды земельного участка

Понятие приобретения в аренду участка земли подразумевает его предоставление во временное пользование любому лицу или организации на возмездной основе путем заключения определенного договора с его последующей регистрацией. Посмотреть и скачать образец документа можно здесь: [Договор аренды земельного участка].

Порядок регистрации договора аренды на земельный участок

Договор аренды земельного участка обязательно регистрируется при условии, что он был заключен на срок более одного года. После прохождения всех обязательных процедур, в том числе заключения договора аренды земельного участка необходимо обратиться отделение в Росреестра по месту расположения участка земли для прохождения процедуры засвидетельствования.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: +7 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно. Позвоните и решите свою проблему. Это быстро и удобно.

Допустимыми для обращений по вопросу регистрации считаются также визиты в государственную службу кадастровой регистрации или Многофункциональный центр, относящийся к вашему месту жительства.

Действия государственных регистраторов по отношению к фиксации сделки в перечисленных структурах практически не различаются. Поэтому выбирать место проведения регистрации можно исходя из фактора личного удобства.

Регистрация договора аренды земельного участка осуществляется:

  1. Посредством очного визита в местный филиал Росреестра или Кадастровой палаты.
  2. С помощью отправки документов на портал Росреестра через электронный журнал регистрации.
  3. Через личный визит в Многофункциональный центр.
  4. Посредством адресации документов по почте. Обязательным условием является предварительное засвидетельствование пакета документов у нотариуса, а также присутствие в письме описи содержимого вложения.
  5. С помощью заявления на выездную регистрацию агентами учреждения (при наличии данного сервиса).

Госпошлина за регистрацию договора аренды земельного участка составляет:

  • 2 000 рублей для физических лиц;
  • 22 000 рублей для юридических лиц.

Платежные реквизиты для составления квитанции можно найти на сервисе rosreestr.ru.

Обязательная регистрация в случае отсутствия каких-либо препятствий осуществляется в срок не позднее 18 календарных дней с момента приема документов.

Список необходимых документов

Основные документы для регистрации договора аренды земельного участка:

  1. заявление арендатора;
  2. кадастровый паспорт;
  3. план-схема участка (если требуется с описанием границ, которые подлежат межеванию);
  4. засвидетельствованная нотариусом копия паспорта физического лица;
  5. выписка из госреестра юридических лиц, засвидетельствованные нотариусом копии учредительных документов юридического лица;
  6. положительное решение местного органа самоуправления о предоставлении земли, согласованное по установленному регламенту (если требуется);
  7. технический паспорт имеющихся на участке построек и документ, подтверждающий право собственности (при наличии таковых сооружений);
  8. справка о наличии/отсутствии коммуникаций;
  9. справка об отсутствии обременений, наложенных на участок;
  10. засвидетельствованная нотариально копия свидетельства о смерти и справка о праве на наследство, если земля приобретается в порядке наследования;
  11. акт, анализирующий стоимость участка;
  12. расчет взносов по уплате аренды;
  13. квитанция о покрытии госпошлины.

В каких случаях и какие дополнительные документы могут потребоваться?

  • В случае визирования договора представителями сторон необходимы документы, указывающие на их полномочия.
  • В случае фиксирования договора на часть земельного участка необходимо предоставить оригинал и копию документа о кадастровой регистрации, где отражена данная часть.
  • Предварительное утверждение предполагаемого места возведения объекта, если планируется строительство.

Основные нюансы

Отказ в регистрации договора аренды земельного участка может быть дан по следующим причинам:

  1. Наличие каких-либо несоответствий и отклонений в предоставленных документах.
  2. Предоставлен не полный перечень документов.
  3. Имеются разногласия между заявленными и уже зарегистрированными правами.
  4. Данный земельный участок не был оформлен в кадастровой службе.
  5. Отсутствие в органе местного самоуправления документа или необходимых данных для получения регистрации.

Причины приостановления государственной регистрации.

  • Сомнения у представителя регистрирующего органа в подлинности и достоверности предоставленных документов.
  • Отсутствие отклика при необходимости совершения межведомственного запроса.
  • Заявление о приостановке или расторжении сделки при побуждении к этому у одной из сторон.
  • Решение суда о запрете регистрационных действий.

Заключение

  1. Заключенные договором отношения могут быть долгосрочными, конкретный срок рассматривается в самом тексте договора. Он может иметь неопределенный срок, но не более 49 лет.

  2. Расторжение зарегистрированного договора возможно, если нарушено хотя бы одно условие или норма законодательства или же по желанию любой из сторон, которая заранее предупреждает о данном намерении за месяц.

    Договор может прекратить свое действие и при условии изменения основных качественных показателей участка, в том числе в случае его непригодности для дальнейшей эксплуатации.

  3. Если требуется внести изменения в договор, составляется соответствующее заявление, которое обрабатывается в течение 20 дней. После чего может быть создано дополнительное соглашение к договору.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по регистрации договора аренды земельного участка

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Анатолий. В процессе оформления регистрации договора или в последующем возможно отчуждение участка в землепользование третьему лицу?

Ответ: Здравствуйте, Анатолий. Согласно 22 статье Земельного кодекса России, арендатор имеет на это юридическое право при договоренности с арендодателем. Третье лицо в свою очередь несет все обязательства, накладываемые на арендатора.

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов:

  • Договор аренды земельного участка

Вам будут полезны следующие статьи

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: +7 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно. Позвоните и решите свою проблему. Это быстро и удобно.

Источник: http://estate-advisor.ru/arenda/chastnye-sluchai-arendy-kvartiry/registraciya-dogovora-arendy-zemelnogo-uchastka/

Отказ в государственной регистрации договора аренды земельного участка

Отказ в регистрации договора аренды земельного участка

Первый Столичный Юридический Центр

Телефон: +7 (495) 776-13-39, +7 (985) 776 13 39

Вопрос: Решением регистрирующего органа организации отказано в государственной регистрации договора аренды земельного участка из муниципальной собственности под жилищное строительство со ссылкой на то, что организацией не представлены документы, подтверждающие соблюдение законодательства, а именно — подтверждающие проведение аукциона. Правомерно ли данное решение регистрирующего органа?

Ответ: Если не имеют место случаи, установленные пп. 5 п. 1 ст. 24, п. 2.1 ст. 30 и п. 27 ст. 38.

1 Земельного кодекса РФ, решение регистрирующего органа, которым организации отказано в государственной регистрации договора аренды земельного участка из муниципальной собственности под жилищное строительство со ссылкой на то, что организацией не представлены документы, подтверждающие соблюдение законодательства, а именно — подтверждающие проведение аукциона, правомерно. В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон N 122-ФЗ) основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Как указано в п. 1 ст.

20 Закона N 122-ФЗ, в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с Законом N 122-ФЗ; с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания; лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества; лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий; правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества; правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие Закона N 122-ФЗ перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие Закона N 122-ФЗ сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами; осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с п. 1.2 данной статьи, п. 5 ст. 25.2, п. 2 ст. 25.3 Закона N 122-ФЗ. В силу п. 1 ст. 30.1 ЗК РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных пп. 5 п. 1 ст. 24, — в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта. Согласно п. 2 ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных пп. 5 п. 1 ст. 24, п. 2.1 ст. 30 и п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ. Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства урегулирован ст. 38.1 ЗК РФ. На основании п. 1 ст. 38.1 ЗК РФ аукцион по продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого земельного участка для жилищного строительства (за исключением индивидуального и малоэтажного жилищного строительства) проводится только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, в случае, если определены разрешенное использование такого земельного участка, основанные на результатах инженерных изысканий параметры разрешенного строительства объекта капитального строительства, а также технические условия подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение. Исходя из п. 23 ст. 38.1 ЗК РФ организатор аукциона ведет протокол аукциона, в котором фиксируется последнее предложение о цене приобретаемого в собственность земельного участка или о размере арендной платы. Пунктом 24 ст. 38.1 ЗК РФ установлено, что результаты аукционов оформляются протоколом, который подписывается организатором аукциона и победителем аукциона в день проведения аукциона. Протокол о результатах аукциона составляется в двух экземплярах, один из которых передается победителю аукциона, а второй остается у организатора аукциона.

В протоколе также указываются: 1) предмет аукциона, в том числе сведения о местоположении, о площади, о границах, об обременениях земельного участка, об ограничениях его использования, о кадастровом номере, о разрешенном использовании земельного участка, об основанных на результатах инженерных изысканий параметрах разрешенного использования объекта капитального строительства и о технических условиях подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, а также о плате за подключение; 2) победитель аукциона; 3) цена приобретаемого в собственность земельного участка или размер арендной платы. Как следует из изложенных норм, за исключением случаев, установленных пп. 5 п. 1 ст. 24, п. 2.1 ст. 30 и п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ, для заключения договора аренды земельного участка из муниципальной собственности под жилищное строительство необходимо проведение аукциона. Соответственно, если не имеют место случаи, установленные пп. 5 п. 1 ст. 24, п. 2.1 ст. 30 и п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ, для государственной регистрации такого договора необходимо представление документов, подтверждающих проведение аукциона. В случае непредставления таких документов в государственной регистрации соответствующего договора аренды земельного участка должно быть отказано. Судебная практика подтверждает правомерность подобных выводов. Как отмечено в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 27.06.2011 N А63-9832/2010, заключение договора аренды для осуществления жилищного строительства на земельном участке, предоставленном в обход установленной процедуры, недопустимо в силу п. п. 1 и 2 ст. 30.1 ЗК РФ (аналогичная правовая позиция изложена в Определении ВАС РФ от 17.08.2010 N ВАС-7249/10, Постановлениях ФАС Поволжского округа от 10.11.2009 N А55-5677/2009, ФАС Северо-Западного округа от 28.10.2010 N А66-505/2010, ФАС Уральского округа от 25.11.2010 N Ф09-9836/10-С6).

Следует отметить, что в деле, рассмотренном ФАС Северо-Кавказского округа, регистрирующий орган до отказа в государственной регистрации приостановил ее в связи с направлением запроса в администрацию муниципального образования о выяснении обстоятельств предоставления земельного участка организации в аренду и предложил организации дополнительно представить: решение (постановление) органа местного самоуправления о проведении торгов (конкурса, аукциона) (два экземпляра) — копии, удостоверенные администрацией; извещение о проведении торгов (конкурса, аукциона), опубликованное не менее чем за 30 дней до проведения аукциона в периодическом печатном издании, — подлинник и копию; заключение независимого оценщика, определяющего начальную цену предмета торгов (конкурса, аукциона) (начальную цену земельного участка или начальную цену размера арендной платы), — подлинник и копию; протокол о результатах торгов (конкурса, аукциона) или документ, подтверждающий, что торги (конкурс, аукцион) признаны несостоявшимися в связи с участием менее двух участников (подлинник и копию), либо документ, подтверждающий заключение договора аренды в преимущественном порядке.

Ю.М.Лермонтов

Первый Столичный Юридический Центр.

Наш e-mail: ur-sdelka@mail.ru

Наши телефоны:

8 (985) 763-90-66 8 (495) 776-13-39

8 (985) 776 13 39

Запись к специалистам на прием осуществляется по указанным выше телефонам. Внимание! Консультация платная.

Право собственности, Судебная практика, Заключение договора

04.03.2012, 4612 просмотров.

Источник: http://ur-sdelka.ru/informatsija/778/

Регистрация договора аренды: порядок, срок, помощь адвоката

Отказ в регистрации договора аренды земельного участка

   В законодательном порядке отношения между участниками договора аренды регулируются статьей 609 ГК РФ.

Государственная регистрация договора аренды представляет собой обращение обеих сторон в специальный орган, где производятся все необходимые процедуры по признанию договора аренды правомерным с точки зрения актуальных законодательных актов обозначаются права и обязанности всех сторон.

ВНИМАНИЕ: наш юрист по договорам знает все правила составления договоров, поможет в представлении Ваших интересов в регистрирующем органе.

Когда необходима государственная регистрация договора аренды?

   Государственной регистрации подлежат все договоры по аренде имущества, для которых участниками сделки установлен срок более года. Соглашения с меньшим сроком рассматриваются в индивидуальном порядке как самими сторонами сделки, так и различными контролирующими органами.

Порядок государственной регистрации аренды

   Сама государственная регистрация договора аренды предполагает прохождение нескольких стадий:

  1. на первоначальном этапе происходит знакомство сторон, обмен требованиями и пожеланиями в устной форме или письменно
  2. составление и подписание договора аренды
  3. участникам процесса предстоит пройти процедуру сбора обязательных документов, входящих в стандартный пакет, который будет предоставлен для самой правовой фиксации факта аренды
  4. регистрация договора в Росреестре посредством обращения в ближайшее отделение многофункционального центра — МФЦ

Документы необходимые для регистрации договора аренды

   К заявлению о проведении необходимой регистрационной услуги прикладываются следующие документы:

  • договор аренды является главным в перечне документов
  • документы, подтверждающие полномочия представителей
  • учредительные документы юридического лица — стороны по сделке
  • свидетельство о правах собственника на землю или недвижимость (в настоящее время данный документ может заменять простая выписка из ЕГРП).
  • различные основания-приложения, на которых базируется свидетельство
  • справка, содержащая сведения о конкретном объекте недвижимого имущества, из государственного кадастра недвижимости будет также уместна к предоставлению при прохождении процедуры государственной регистрации
  • подтверждение оплаты государственной пошлины

   В некоторых случаях, если предстоит нотариальное заверение документа, то необходимо наличие справки о стоимостной оценке базового предмета соглашения.

ПОЛЕЗНО: хотите проверить любую сделку, смотрите видео с советами адвоката

Стоимость и порядок оплаты услуг по регистрации договора

   При регистрации договора аренды необходимо оплатить госпошлину в размере, который установлен подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ и составляет:

  • для физических лиц — 2 000 рублей;
  • для юридических лиц – 22 000 рублей.

ВНИМАНИЕ: налоговым кодексом предусмотрены льготы при оплате госпошлины, а также предусмотрена возможность заплатить госпошлину частично, исходя из количества лиц, обращающихся за регистрацией договора.

Например, если обращаются за регистрацией договора две стороны и обе стороны являются юрлицами, то госпошлина между ними разделяется пополам. Подробно об условиях оплаты можно изучить положения пункта 2 статьи 333.

18 Налогового кодекса РФ, а также изучить информацию на официальных сайтах Росреестра.

   Госпошлина подлежит оплате до обращения с заявлением о регистрации договора аренды. Оплата производится по месту совершения действий по регистрации.

   Оплата госпошлины может быть произведена как в наличной, так и безналичной форме.

   Для осуществления оплаты госпошлины необходимо узнать реквизиты территориального органа Росреестра, по которым должна производиться оплата.

Сроки регистрации договора аренды

Сроки регистрации договора аренды зависят от того, куда были поданы заявления, а именно,

  • ♦ если заявление с документами на регистрацию было подано в орган регистрации прав, то договор должен быть зарегистрирован в течение 7 рабочих жней;
  • ♦ если заявление и документы были поданы для регистрации в МФЦ, то договор зарегистрируют в течение 9 рабочих дней;
  • ♦ при подаче в орган регистрации договора, который нотариально удостоверен, срок регистрации составляет 3 рабочих дня, а при обращении в МФЦ – 5 рабочих дней.

Сроки считаются с даты, когда были приняты документы для регистрации.

  • ♦ в случае, когда сделка была нотариально удостоверена, и документы поданы в электронном виде, тогда сделка регистрируется в течение следующего рабочего дня.

ВАЖНО: нотариус является лицом, по заявлению которого может быть осуществлена госрегистрация прав.

В ситуации, когда вместе с регистрацией договора аренды проводится кадастровый учет части объекта недвижимости, сроки регистрации выглядят следующим образом:

  • ♦ при обращении в Россреестр – срок регистрации составляет 10 рабочих дней;
  • ♦ при обращении в МФЦ – срок регистрации составляет 12 рабочих дней.

Основания для приостановления и отказа в регистрации соглашения

   Основания для приостановления и для отказа в регистрации прав указаны в статьях 26 и 27 закона от 13.07.2015 №218-ФЗ, который посвящен госрегистрации недвижимости.

В качестве основания приостановки госрегнистрации права может быть:

  1. обращение с заявлением о регистрации ненадлежащего лица;
  2. не предоставление документов, которые необходимы для госрегистрации права, например, не представлен техплан части помещения;
  3. неправильное оформление документов;
  4. установлены противоречия между заявляемыми правами и уже зарегистрированными, например, не погашена запись о предыдущем договоре аренды, который прекратил свое действие;
  5. иные основания, предусмотренные законом.

   Отказывают в госрегистрации договора аренды по причине того, что в течение срока, когда была приостановлена госрегистрация, не были устранены причины, по которым госрегистрация не могла быть произведена.

Обжалование отказа или приостановления в регистрационной услуге

   В случае приостановления или отказа в госрегистрации права заявитель вправе обжаловать такие решения Росреестра в судебном порядке по правилам, установленным КАС РФ или АПК РФ.

   При обжаловании необходимо определить суд, в который будет обжаловаться решение, а именно, в арбитражный суд или в суд общей юрисдикции.

В арбитражный суд заявление подается, если заявителем выступает юрлицо или ИП и спор является экономическим.

Иногда возникают трудности с определением подведомственности, в связи с чем не исключен вариант отказа судом в принятии заявления, поскольку он подлежит рассмотрению другим судом.

   Срок для подачи заявления по КАС РФ и по АПК РФ составляет 3 месяца со дня, когда лицо узнало о нарушении своих прав.

   После определения подведомственности необходимо подготовить заявление в суд с учетом требований процессуального законодательства, приложить копии всех доказательств, направить или вручить заявления иным лицам, которые указаны в заявлении и подать заявление в суд со всеми приложенными документами, в том числе, документами о направлении заявления иным лицам.

ПОЛЕЗНО: наш адвокат составит для Вас исковое заявление за 24 часа после обращения

   После принятия судом заявления к рассмотрению, необходимо принять участие в судебном заседании и обосновать свои требования, т.е. изложить то, что указано в заявлении. По результатам рассмотрения суд примет решение об удовлетворении заявления или об отказе.

   При нашем юридическом сопровождении сделок сбор и анализ документов поручается ответственному юристу, который будет информировать Вас о всей процедуре полно и в срок.

Читайте еще о работе адвоката в договорном праве:

Узнайте, можно ли расторгнуть договор по ссылке

Проведите анализ договоров с нашей помощью

© адвокат, управляющий партнер АБ “Кацайлиди и партнеры” А.В. Кацайлиди

Оставьте заявку на бесплатную консультацию юриста прямо сейчас

Записаться на БЕСПЛАТНУЮ консультацию юриста

Источник: https://katsaylidi.ru/article/gosudarstvennaya-registratsiya-dogovora-arendyi

Боль, аренда и Росреестр

Отказ в регистрации договора аренды земельного участка

Коллеги, волей судеб уже несколько лет связан с регистрацией договоров (преимущественно аренды) в реестре недвижимости. На собственном опыте прочувствовал все веяния регистрационной моды. В связи с этим, решил написать статью, которая поможет не проходить через все грабли и препоны в отношениях с государством тем, кому этот опыт ещё предстоит.

Статья будет состоять из двух частей. Первая будет посвящена больной теме — кадастровому учёту части объекта недвижимости. Вторая часть затронет юридические вопросы (претензии к самим сделкам).

Как сказал заранее ВС РФ, ещё до ввода в действие нового закона о регистрации недвижимости (видимо, предвидя особое мнение Росреестра), «учет переданной в пользование части объекта недвижимости является правом, а не обязанностью…

Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о таких частях недвижимости не является препятствием для осуществления государственной регистрации договора аренды части здания (помещения)» (Обзор судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета от 30.11.2016).

Но как известно, Росреестр — это вещь в себе, поэтому забудьте про старые добрые времена, когда всё, что нужно было нужно сторонам, — публичность. Теперь они должны разбираться с совершенно не нужными им вопросами кадастрового учёта.

Кадастр в кадастре

Я не знаю, насколько это частая ситуация. Но у нас собственность на каждое здание целиком (с соответствующим кадастровым номером здания), но каждый этаж считается отдельным помещением (с отдельным кадастровым номером), а какие-то этажи разбиваются на мелкие фракции ещё дальше (тоже со своими номерами).

Сначала нас заставляли указывать в характеристиках предмета именно конечный кадастровый номер помещения (раз часть помещения сдаём, то кадастровый номер помещения и указываем). Потом концепция поменялась.

После серии приостановок и хождений в справочное окно, флюгер мнения Росреестра дрогнул. Теперь, говорят нам, указывайте кадастровый номер того объекта недвижимости, собственником которого вы и являетесь. Да, вы формально собственник этого помещения, но документы у вас на здание целиком.

А на помещение у вас ничего нет. Поэтому формально для наших баз вы не собственник.

Совет: сдавайте в аренду тот объект, на который у вас есть правоустанавливающие документы.

Часть части

После того, как для нас устаканилась практика со связкой кадастрового номера и помещения/здания через какой-то период мы опять получили серию приостановок.

Долгие хождения с минимум информативности по справочным окнам Росреестра показали углубление концепции «собственником помещения или здания мы являемся». Раз здания, то мы должны подавать заявление на кадастровый учёт не помещения, а здания.

Да, мы сдаём часть помещения, которое ещё и является частью здания. Значит должны проводить кадучёт не по помещению, а по зданию.

Совет: подавайте заявление на кадастровый учёт части в «главном» объекте, если у вас нет собственности на его отдельные части.

Меняем всё

Очередная серия приостановок после благополучного периода. Хождения на приём к регистратору показали его крайнее несогласие с простой постановкой части на учёт. Потому что мы создаём часть, а значит меняются характеристики здания.

Регистратор сказал, что это нужно другое заявление, но достаточно его озаглавить по-другому. В остальном оно выглядит так же. Наивные. Следующим требованием поступило производить кадастровый учёт земельного участка, потому что мы заявили о кадастровом учёте здания.

Пришлось отзывать заявление и подавать заново. После долгих дискуссий и споров с регистраторами выявили «безопасную» формулировку, которую и пишем в заявлении.

В МФЦ нет такой строчки, поэтому она заполняется вручную — «учёт изменений объекта недвижимости в связи с изменением основных характеристик объекта».

Совет: пишите правильные формулировки, даже если объект выбран правильно.

Графа есть, но смысла нет

В связи с тем, что нам приходится проводить кадастровый учёт здания без полноценного учёта (который не нужен), мы столкнулись с серией приостановок, показывающих всю глубину глубин этой концепции. К примеру, мы должны описать часть здания в виде характерных точек границ части здания. Грубо говоря, проекцию части помещения на земельный участок.

Как будто бы помещение восьмого этажа висело в воздухе отдельно и можно было его очерчить на земле. Что само по себе абсурдно, да ещё и сложно чисто технически. Поэтому это всё рисуется ориентировочно и специально для регистратора указывается, почему это сделано неточно.

Так же в форме техплана предусмотрены жёсткие требования к масштабу, которые приходится нарушать (ничего не видно) и обосновывать это отдельно.

Совет: кадастровый инженер должен мотивировать все отступления от формы, даже если всем всё понятно, что буквальное следование требованиям невозможно.

Проект решает

Почти сразу начали всплывать вопросы с обоснованием образования части. Пресловутый проект перепланировки. Которой не может быть в нежилом здании (но это вопрос отдельной статьи). У нас было несколько итераций приостановок.

Такое ощущение, что регистраторы проходят курсы переподготовок и начинают выдавать новые усовершенствованные причины.

Сначала это было просто требование хоть какого-нибудь проекта перепланировки, потом появилось требование о страницах до и после перепланировки, потом с описанием того, что изменилось и какие работы проводились.

Закончилось это в итоге жёстким информационным вакуумом, а после было заявлено, что наш проект — это не проект, а чёрт знает что. Попросили сделать его соответствующим какому-то постановлению Правительства по проектной документации (так и сказали, дословно).

А как я это сделаю, если нам проект в принципе не нужен по закону? Мы же не ведём строительство, это просто отделка. Даже если возводишь стену, выделяя отдельный офис, это же всё равно отделочные работы. Как будто ты шкафом в коммуналке комнату разделил.

И строители наши тоже меня послали, говорят, что мы тебе туда напишем? Требования по вывозу отходов? В общем, нам намекнули, что нужна «презентабельная» проектная документация, чтобы выглядело красиво. Наняли отдельно архитектора, который нам теперь делает каждый раз один и тот же проект, где кроме планов ничего не меняет.

Накидали туда всякий мусор про пожарку, состав стен из ГВЛ, ссылки на СНиПы.

Совет: делайте красиво и бохато, главное, чтоб у регистратора глаз радовался.

Мало бумажек

Следующая итерация по проекту заключалась в том, что по постановлению Правительства Москвы (наверняка такое есть во многих регионах) № 432-ПП от 27.08.

12 «О перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется» необходимо предоставлять техническое заключение как отдельный документ. Само это постановление вызывает раздумья о субординации нормативных актов.

Может ли акт субъекта переплюнуть градостроительный кодекс? Но что ж, архитектор теперь нам делает и техзаключение, которое почти полностью повторяет проект перепланировки.

Совет: обязательно прикладывайте техзаключение к вашему проекту, где будет написано, что разрешение на строительство не требуется, а с несущими конструкциями проблем нет.

Приказ — наша Конституция

Отдельная длинная история баталий с Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 г.

№ 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений».

Чтобы не описывать все хождения по руководствам и справочным Росреестра (где нам честно говорили, что они не понимают, чего от нас хочет регистратор и сами же (!) предлагали подать на него в суд), пришли к следующей схеме.

Техплан должен быть нарисован только с использованием условных знаков, которые содержатся в приказе. Остальное выбрасываем. Если их нет (а знаков там очень мало), но очень надо, то этот знак можно использовать, но внести его в легенду плана. В итоге у нас там какие-то абсурдные знаки вроде колонн, но, главное, чтобы регистратор был счастлив.

Совет: ваш техплан должен быть вылизан по-армейски. Шаг право, шаг влево — приостановка без объяснения причин с ссылкой на приказ.

Разрешение

О, эта асбурдная, но постоянная причина для приостановки. В общем, требования к представленному качеству документов, где указывается даже разрешение сканирования. И никого не волнует, что у нас pdf, а этот формат в принципе не показывает разрешение… Итого, требования, выстраданные долгими хождениями:

  1. Всё должно быть максимально различимо, поэтому если ваш план на листе А4 и там куча номеров помещений, то есть большая вероятность, что на скане их будет не видно. Делайте больший масштаб.
  2. Не допускается совмещения в одном файле скана и цифровой копии (копипаста из программы в отсканированный файл). То есть не получится вставить в отсканированный проект просто цифровую копию из программы. Нужно всё распечатать и отсканировать за один заход.
  3. На сканах должно быть видно, что это скан. У нас секретари обычно делают очень хорошие копии. Теперь они делают два варианта. Хороший для нас и плохой (!) для регистратора, чтобы он точно увидел загнутые уголки от договора, чтобы он понимал, что это настоящий скан.

Совет: делайте средненько, но однообразненько.

Планы планам рознь

Регистратор будет смотреть ваши планы под лупой. В ход пойдёт любое несоответствие, чтобы влепить вам приостановку. В договоре стороны отметили, к примеру, на плане БТИ помещение для удобства, а в проекте перепланировки использовалась автокадовская версия? Несоответствие.

У вас там по-разному нарисовано. Техплан сделан по всем знакам приказа, а БТИ не знало, что когда-то в будущем выйдет приказ? Несоответствие.

Что это у вас тут за шахта какая-то? А почему фасадные стёкла нарисованы не так как внутреннее остекление? В итоге, мы пришли к неудобной, но работающей схеме.

Когда договор уже окончательно согласовывается всеми сторонами (предварительно используется план БТИ), мы отдаём на доработку инженеру с архитектором этот план, который вылизывается на соответствие приказу, и уже его вставляем в договор. И только потом подписываем. Это затягивает сроки, но что делать.

Совет: план в договоре, в проекте и в техплане для пущего спокойствия неспокойного регистратора должен быть одинаков.

Этажный вопрос спортил

Буду короток. Один регистратор вам скажет, что в архив с техпланом нужно засунуть планы всех этажей. Даже если это чердак. Другой вам скажет, кто эту ересь вам сказал и зачем мне эти этажи, если помещение только на одном. Выкидывайте, мол, всё.

Совет: не угадать, но в большей части раз у нас проходил вариант с планом только этажа, где находится помещение.

У нас база вас не видит

Иногда у вас всё в порядке. Проверили за инженером. Планы нормальные. Всё по приказу. Все документы приложены. И в МФЦ у вас заявление на кадучёт приняли без проблем. Всё подгрузилось, определилось. Победа? Фиг. Это ж Росреестр. Через неделю вы получаете документы с возвратом без рассмотрения.

Почему? Потому что у вас файл битый, архив корявый, формат не тот и т. д., и т. п. Но вы же всё проверили и МФЦ всё принял! Рассказываю. Во-первых, если это прошло через МФЦ и загрузилось в их базу для отправки, то это не означает, что всё хорошо.

Потому что дальше идёт проверка непосредственно в самом Росреестре. У них своя программа. Во-вторых, база (и программа) всё время апдейтится. Программисты по тендерам там самые дешёвые. И нормальный совершенно архив от инженера может выдать совершенно неожиданную ошибку.

Единственное, что вам объяснят — у вас плохой архив. Хотя у вас архив нормальный, это глючит ПО Росреестра.

Совет: если у вас возврат именно по такой ошибке, то не подавайте снова без непосредственного контакта с регистратором. Объяснить, где именно упал архив может только он. И даже это не всегда помогает.

Бывает, что приходится несколько раз подавать заново, эксперементируя вместе с регистратором. Потому что порой они сами искренне не понимают, в чём проблема. Ведь вручную они всё могут видеть в архиве, ошибок не находят.

А программа не подгружает данные. И всё.

А у нас всё просто

Передаёте помещение целиком? Без перепланировок? Прямо по плану БТИ всё идеально? Ха. Кроме того, что в вашем техплане найдут кучу ошибок, а план БТИ нарисован не по будущему приказу, вам ещё и напишут, что вы не узаконили перепланировку. Какую, если её не было? Я тоже не знаю. Но ведь пишут же!

Совет: не расслабляйтесь. И вместе с договором отдавайте сопроводительное письмо, где прямо так и пишите, как ребёнку, что, мол, помещение полностью отдаётся, перепланировок не было, всё прочерчено прямо по капитальным стенкам как всё это добро и висит в Росреестре.

Линейки

Новое веяние. Теперь должны быть указаны линейные размеры всех помещений. То есть все стены обозначены. Ну и что, что в БТИ не все помещения были с размерами. Ну и что, что в Росреестре этих размеров тоже нет и раньше им это не мешало. Ну и что, что площадь даже по БТИ не всегда точно выходит, если её высчитывать по линейным размерам. Это ваши проблемы.

Совет: если не хотите мерить вручную все помещения (да ещё с живыми арендаторами), то постарайтесь найти план помещения в автокаде (проектную документацию). Только посмотрите его на актуальность. И высчитывайте потом все площади тоже вручную. Чтобы подогнать потом размеры под площадь, если найдёте несоответствие.

P.S. Если вспомню ещё, обязательно дополню статью. Мелочей всяких было много, но они как-то постепенно утекают из памяти, хотя и фиксируются в проработанной версии техплана.

Источник: https://zakon.ru/blog/2019/11/25/bol_arenda_i_rosreestr

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.