Отмена категорий земель

Правительство РФ предлагает перейти от деления земель на категории к территориальному зонированию

Отмена категорий земель

Минэкономразвития России подготовило законопроект, предусматривающий переход от деления земель на категории к территориальному зонированию. Документ внесен Правительством РФ на рассмотрение Госдумы.

Законопроектом предлагается изменить существующий порядок установления правового режима земель, опирающийся на институты их категорий.

В частности, предусматривается исключение из действующего законодательства понятия “категория земель” и, соответственно, процедуры перевода и отнесения земель и земельных участков к определенной категории.

Однако осуществлять отмену деления земель на категории планируется при условии завершения на всей территории России разработки и утверждения документов территориального зонирования, определяющих разрешенное использование земельных участков,.

В целях создания условий для устойчивого развития муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия документом предусматривается осуществление зонирования территорий муниципальных образований (за исключением лесного фонда, водного фонда, особо охраняемых природных территорий).

Территориальные зоны планируется подразделить на следующие виды:

  • жилые зоны;
  • общественно-деловые зоны;
  • зоны сельскохозяйственного назначения;
  • зоны огородничества и садоводства;
  • зоны рекреационного назначения;
  • производственные зоны;
  • зоны энергетики;
  • зоны транспорта;
  • зоны связи;
  • зоны обеспечения космической деятельности;
  • зоны обеспечения обороны, безопасности и правопорядка;
  • зоны коммунально-инженерной инфраструктуры;
  • зоны специального назначения;
  • зоны запаса.

Напомним, в настоящее время в соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ, земли в нашей стране подразделяются по целевому назначению на:

  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли населенных пунктов;
  • земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
  • земли особо охраняемых территорий и объектов;
  • земли лесного фонда;
  • земли водного фонда;
  • земли запаса.

Кроме того, законопроектом предлагается существенно усилить защиту от застройки земель сельскохозяйственного назначения как важного стратегического ресурса, обеспечивающего продовольственную безопасность государства. Предусматривается также, что такие земли будут отражены на карте сельскохозяйственного зонирования, утверждаемой муниципалитетом по согласованию с субъектом РФ.

Также российские регионы в соответствии с законопроектом наделяются обязанностью утверждать границы особо ценных сельскохозяйственных земель. При этом в границах таких земель предлагается запретить установление и изменение разрешенного использования на какие-либо иные виды, кроме сельскохозяйственного производства.

Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, предусмотренное действующим законодательством деление земель на категории, как основание определения их правового режима, имеет ряд недостатков.

Так, для изменения разрешенного использования земельного участка в настоящее время в большинстве случаев необходимо принятие соответствующими органами власти двух решений: об изменении категории земельного участка и об изменении его разрешенного использования.

При этом различаются не только порядок и основания для их изменения, но и органы государственной власти и органы местного самоуправления, уполномоченные на принятие таких решений. На практике это создает затруднения для правообладателей земельных участков.

Кроме того, разработчики проекта федерального закона уверены: границы деления земель на категории в соответствующих документах, как правило, не определяются.

В таких случаях возникает неопределенность в отношении принадлежности конкретного земельного участка к той или иной категории, что нередко порождает необходимость дополнительных решений об отнесении земельных участков к определенной категории и может приводить к злоупотреблениям со стороны должностных лиц и увеличению рисков на рынке недвижимости.

Наконец, в пояснительной записке к законопроекту указывается: различие между категориями земель постепенно сокращается, в связи с чем необходимость деления земель на категории при наличии института разрешенного использования земельных участков утрачивает свой смысл.

Предполагается, что принятие соответствующего федерального закона позволит:

  • укрепить институт собственности;
  • создать условия для единообразного порядка установления разрешенного использования земельных участков;
  • упростить систему управления земельными ресурсами и строительным комплексом;
  • сократить количество споров, в том числе судебных, в связи с противоречиями, возникающими при определении разрешенного использования земельного участка, устанавливаемого в соответствии с градостроительными документами (документами зонирования) и в соответствии с видами деятельности, допустимыми в пределах определенной категории земель.

Предлагаемые поправки, в случае их одобрения, вступят в силу с 1 января 2018 года, за исключением отдельных положений.

Текст законопроекта № 465407-6 “О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию” размещен на официальном сайте Госдумы.

Материалы по теме:

9 сентября 2013
Как может быть ужесточена ответственность за неиспользование или нарушение правил использования земли
В последние годы государство все больше внимания уделяет конкретизации правил принудительного изъятия земель у землевладельцев, землепользователей и собственников, что всегда носит конфликтный характер.

О том, у кого и за что сегодня могут отнять земельный участок, по каким признакам определяется неиспользование сельхозугодий, как нерадивых собственников и землепользователей планируется наказывать рублем, о тенденциях изъятия земель для государственных и муниципальных нужд, а также об иных возможных в ближайшем будущем изменениях в этой области читайте в нашем материале.

Источник: https://www.garant.ru/news/528787/

Новости аграрного рынка и сельского хозяйства → Страну поделят на зоны: новый закон внесёт существенные изменения в систему оборота земли

Отмена категорий земель

Категории земельных участков по целевому назначению отменят, вместо этого введут территориальные зоны. Очередная земельная реформа обойдётся государству в 21 млрд рублей. Такая сумма запланированна в госпрограмме развития АПК. Изменения должны вступить в силу с 2025 года.

Идеологом преобразований выступило правительство РФ – на основании его поручения Министерство экономического развития разработало и выставило на общественное обсуждение проект поправок в Земельный кодекс и другие законодательные акты. Ознакомиться с текстом документа можно на сайте regulation.gov.ru.

В настоящее время в Земельном кодексе указано семь категорий. Они определяются целевым назначением участка – сельскохозяйственные, земли населённых пунктов, лесного и водного фонда и другие. Законопроект предлагает заменить их на 17 территориальных зон с разрешёнными видами использования.

На чьи плечи ляжет переоформление земли, какие ограничения могут ожидать пользователей участков и какова цель реформы, мы попросили разъяснить Минэкономразвития РФ.

Ответ публикуем с сокращением.

Долой пестроту и несогласованность

Смыслом указанного законопроекта является упорядочение управления землями Российской Федерации. Нужно навести порядок в вопросе, что можно делать на земельном участке, а чего нельзя. На этот вопрос порой нелегко ответить не только гражданам, но и земельным юристам, судьям. 

Почему? Одновременно существует сразу несколько способов влияния на хозяйственную деятельность на земельном участке: посредством отнесения земельного участка к определённой категории земель, зонирования территории, установления особых регламентов и положений для некоторых охраняемых земель, а также в некоторых случаях использование земли определяется в документации по планировке территории. 

При этом все способы не очень хорошо между собой увязаны. Это часто приводит к тому, что одно управленческое решение может не вполне соответствовать другому.

Например, губернатор изменяет категорию земель сельскохозяйственного назначения в расчёте на строи­­тельство промышленного предприятия, а орган местного самоуправления может издать правила зонирования, которые предписывают в этом месте строить склады.

Хорошо известный пример несогласованности законов – это расхождения государственного лесного реестра и Единого государственного реестра прав на недвижимость, когда одно и то же пространство государственные органы (правда, в разных реестрах) числили и как собственность граждан, и как собственность государства, и как дачный участок, и как лесной. Вероятно, граждане даже не догадываются, сколько обстоятельств нужно проверить перед покупкой земельного участка, чтобы полностью защитить свои права.

Такого пёстрого порядка управления землями, как это есть в России, вероятно, в мире больше нигде нет.

Минэкономразвития проанализировало зарубежный опыт и пришло к выводу, что он строится на более-менее единообразном порядке видов деятельности, которая возможна на земельном участке.

Деление земель по категориям не осуществляется, зато повсеместно распространено управление землями через территориальное зонирование и утверждение детальных планов территории.

Это неспроста: ведь то, что можно делать на участке, напрямую определяет его экономическую ценность.

Предсказуемость использования земельного участка в соответствии с намеченным инвестиционным планом является краеугольным камнем рыночной экономики.

Как можно говорить о развитии предпринимательства и производства, когда может оказаться, что на участке, который был куплен для строительства завода, нельзя строить промышленный объект? 

Чем зоны лучше категорий

Разнобой с законами случился не вчера. Главный кол в старую систему управления землями вбил Градостроительный кодекс, который ещё в 2005 году объявил о необходимости зонирования всей территории.

Но его нормы были таковы, что несмотря на составленную карту зон, они не имели правового значения в отношении большей части страны: лесных земель, сельскохозяйственных, природоохранных и т. п.

Однако он ввёл иной способ определения использования земель: возможность установления набора видов разрешённого использования для всех земельных участков, включённых в определённую территориальную зону. В чём ключевая разница такой системы от деления земель по категориям?

Во-первых, определить использование через территориальные зоны дешевле для органов власти в расчёте на каждый земельный участок, нежели определять целевое назначение для каждого участка в отдельности.

Это совершенно бесплатно для правообладателя земельного участка, в то время как решение о переводе земель из одной категории в другую иногда сопровождается платными экспертизами за счёт заявителя.

 

Во-вторых, зонирование более беспристрастно: зона, как правило, не устанавливается для одного земельного участка. Это не позволяет выделить «любимчиков» власти. Зоны должны быть основаны на документах территориального планирования, которые обосновывают ту или иную деятельность расчётными данными. 

В-третьих, зонирование более предсказуемо – правила землепользования и застройки проходят общественное обсуждение, в то время как решения об изменении категорий земель принимаются без обсуждения.

Зоны – более гибкий инструмент определения земельной политики: в составе каждой зоны может быть несколько видов разрешённого использования земельного участка, которые в дальнейшем выбирает сам владелец земельного участка. 

Кроме того, зоны всегда лучше защищают ценные земли. Ведь у них есть границы, в то время как у категорий земель их нет. Категория земель записывается только как учётный показатель у существующего земельного участка. То есть если земельный участок сельскохозяйственного назначения не образован, а есть просто луг, то и защитить этот луг система категорий земель не в силах. 

Сельхозземли защитят от застройки

Противоречие системы управления землями при введении зонирования Градостроительным кодексом было очевидно. Но целесообразно было обкатать зонирование хотя бы в городской среде. К 2012 году органы государственной власти убедились, что зонирование заработало. Тогда Государственный совет принял решение о переходе к зонированию всей страны. 

Владельцам земельных участков волноваться не о чем: все расходы по оформлению берёт на себя государство. Ключевым положением законопроекта является не допустить пробелов в связи с отменой категории земель.

Категории земель отменяются только тогда, когда участок получит разрешённое использование по новым правилам.

Это сделано для того, чтобы защитить сельскохозяйственные земли от застройки, избежать неразберихи, пока мы отменяем категории. 

Законопроект существенно усиливает защиту сельскохозяйственных земель по сравнению с имеющимся регулированием. Сейчас в отношении сельхозугодий нет порядка определения их видов разрешённого использования.

Одновременно с этим законопроектом Минэкономразвития разработало проекты других законов, касающихся определения видов использования указанных земель, а также порядка проведения землеустройства. Они вступят в силу до закона об отмене категории.

Это позволит плавно, без ошибок перейти к определению использования земель посредством зонирования. 

Источник: https://agrobook.ru/blog/user/inga/stranu-podelyat-na-zony-novyy-zakon-vnesyot-sushchestvennye-izmeneniya-v-sistemu

Отмена категорий земель

Отмена категорий земель

Блинчиков, Н. В. Отмена категорий земель / Н. В. Блинчиков. — Текст : непосредственный // Технические науки: традиции и инновации : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 14-17. — URL: https://moluch.ru/conf/tech/archive/356/15553/ (дата обращения: 30.09.2020).



Вопрос отмены категорий земель в Российской Федерации обсуждается с переменным успехом на протяжении уже многих лет. Но насколько эта отмена необходима населению и какие плюсы государству она может дать, постараемся разобрать в этой статье.

На данный момент вся территория Российской Федерации поделена на 7 категорий земель, которые указаны в Земельном кодексе Российской Федерации. График распределения земель по категориям представлен на рисунке 1.

Рис. 1. График распределения земель по категориям

Как видно из графика, большую площадь занимают земли сельскохозяйственного назначения, которые представляют для нашего Государства наибольшую ценность.

После категорий земельные участки подразделяются по территориальным зонам. Территориальные зоны — зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты [1].

Однако, исходя из этого определения, для установления территориальных зон нужны правила землепользования и застройки, которые разрабатываются для городских территорий. Из этого вытекает первая проблема: по современному законодательству, территориальные зоны установлены только для населенных пунктов.

Следующей ступенью деления земель является вид разрешенного использования (ВРИ) земельного участка. ВРИ устанавливается в соответствии с целевым использованием земельного участка. Обновленный классификатор ВРИ вышел в 2019 году и включает в себя более 130 видов разрешенного использования.

Однако до 2014 года ВРИ присваивались земельным участкам уполномоченными органами и не имели общей классификации, то есть два земельных участка в разных регионах с одинаковым использованием могли иметь разные наименования видов разрешенного использования.

И сейчас эта проблема пока еще сохраняется, так как новые ВРИ применяются только в случае произведения каких-то действий с земельным участком.

То есть, по сути, если отменить категории земель, то получится, что начнется процесс перехода от общего к частному (Рисунок 2).

Рис. 2. Схема деления земель в России

Взамен семи категорий земель авторы последнего законопроекта «О переходе от категорий земель к территориальным зонам» предлагают 18 территориальных зон, которые наиболее полно отражают использование земель. Сравнение категорий земель и территориальных зон представлено в таблице 1.

Таблица 1

Сравнение категорий земель итерриториальных зон

Категории земельТерриториальные зоны
Земли сельскохозяйственного назначениязоны сельскохозяйственного назначения
Земли населенных пунктовжилые зоны
Земли промышленности, энергетики, транспорта…общественно-деловые зоны
Земли особо охраняемых территорий и объектовпроизводственные зоны
Земли водного фондазоны рекреационного назначения
Земли лесного фондазоны ведения садоводства для собственных нужд граждан
Земли запасазоны сельскохозяйственного назначения для собственных нужд граждан
природоохранные зоны
зоны историко-культурного назначения
зоны природных лечебных ресурсов
зоны энергетики
зоны транспорта
зоны обеспечения космической деятельности
зоны обеспечения обороны страны и безопасности государства
зоны специального назначения
многоцелевые зоны
зоны лесного фонда
зоны запаса

Как видно из таблицы 1, многие территориальные зоны по названию схожи с названием категорий земель. Практически все, «отличающиеся» территориальные зоны от категорий, это земли, связанные с населенными пунктами. И это не удивительно, ведь как было сказано ранее, территориальные зоны устанавливаются на территориях населенных пунктов.

Если продолжить идею перехода от общего к частному и представить это в виде числовой схемы деления земель в РФ на «единицы», то результат можно увидеть на рисунке 3.

Рис. 3. Схема деления земель на «единицы»

Также большое опасение при переходе от категорий земель к территориальным зонам вызывает вероятность нарушения сохранности земель сельскохозяйственного назначения.

Так как все законы сейчас направлены на охрану именно категории земли сельскохозяйственного назначения, а учитывая специфику нашего государства, новые откорректированные законы могут появиться не сразу.

Сельскохозяйственные земли это не единичные пример того, что принятие одного закона потянет за собой необходимость в изменение многих нормативно-правовых актов.

Но с другой стороны, переход к территориальным зонам, возможно, наоборот усилит контроль за землями сельскохозяйственного назначения.

Ведь сегодня деление земель на категории утратило свой смысл, так как решающую роль для строительства объекта на тех или иных землях играют виды разрешенного использования.

В качестве примера авторы законопроекта указывают: на землях лесного фонда можно вести сельское хозяйство, размещать порты, добывать полезные ископаемые, а на землях сельскохозяйственного назначения осуществлять дачное, а по сути — жилищное строительство.

Получается, что категории земель должным образом не защищают земли сельхозназначения от застройки. Возможно, при должной проработке всех аспектов законопроекта, территориальные зоны смогут оградить по истине ценные земли застройки.

Подвести итог можно сводной таблицей (Таблица 2) из преимуществ и недостатков, в том числе рассмотренных выше.

Таблица 2

Преимущества инедостатки

ПреимуществаНедостатки
Охрана сельхозземельОхрана сельхозземель
Переход от общего к частномуИзменения большого числа законопроектов
Упрощение классификации земельДорогостоящий проект
Возможность государства заработать на пересмотре кадастровой стоимостиВремя затратный
Подготовка к переходу только на ВРИ

Данный закон в случае его принятия потребует большой работы по подготовке к его вступлению в силу, однако, это может понести и свои плоды для государства в целом.

Литература:

Источник: https://moluch.ru/conf/tech/archive/356/15553/

К чему приведет отмена земельных категорий? — интервью

Отмена категорий земель

Realestate.ru обсудил с игроками рынка инициативу главы МЭРТа Эльвиры Набиуллиной об отмене деления земель на категории.

Мнения наших спикеров разделились: кто-то считает, что этот законопроект не сможет заработать, если не внести изменения в существующие законы, кто-то полагает, что мера позволит значительно сократить сроки девелопмента участков, другие уверены, что все это, напротив, усложнит ситуацию и приведет к еще большему подорожанию земельных участков

На совещании по жилищному строительству Минэкономразвития РФ подготовило законопроект об отмене деления земель на категории, сообщила глава министерства Эльвира Набиуллина.

“Мы подготовили законопроект, который отменяет деление земель на категории”, – сказала министр. По ее словам, когда вводилось деление земель на категории, государство хотело тем самым ограничить бессистемную застройку, сохранить сельхозугодия, особо охраняемые зоны. 

Авторы законопроекта полагают, что разные категории земель – никому не нужная норма, которая приводит к коррупции и поборам за перевод земель из одной категории в другую.

Закрепить целевое использование земли можно в рамках территориального планирования и градостроительного зонирования.

В зависимости от назначения земли, участки предполагается облагать налогом.

Если земля, находящаяся в государственной или муниципальной собственности, не используется, то ставка налога будет расти, говорится в плане законопроекта.

В настоящее время, по словам министра, по особо охраняемым территориям существует отдельный закон, и все вопросы в этой части решаются.  отношении сельхозугодий закон фактически не работает, поскольку эти земли все равно застраиваются. 

Министр предложила из сельхозземель выделить особо ценные сельхозугодия, которые необходимы для поддержания продовольственной безопасности, а по остальным – установить регламент и разрешить строительство, например, дорог, сельхоззданий и т.д.

Realestate обратился к представителям рынка недвижимости. И мнения наших спикеров разделились: кто-то считает, что этот законопроект либо ничего не изменит, либо вообще не сможет заработать,  кто-то полагает, что мера позволит значительно сократить сроки девелопмента участков, но и приведет к еще большему подорожанию особо качественных.

– На мой взгляд, это не самый удачный законопроект. Система деления земли на категории существует в течение многих лет и работала вполне успешно – если не считать того, что ей никто не занимался. А данный законопроект передает функцию государства по распоряжению стратегическими земельными ресурсами в хаотичные, несформированные рыночные условия. В текущей ситуации было бы логичнее регламентировать и упорядочить существующую классификацию земель, а не сносить ее до основания.


В долгосрочной перспективе этот закон обещает большие сложности, например: имеется участок, который был промышленным. По новому закону его переводят в другую категорию, на нем можно строить. Получается, что на загрязненной промышленными выбросами земле поселятся люди.
  

Валерий Лукинов, руководитель офиса «Преображениский» компании «ИНКОМ-Недвижимость»:

 – Мы не можем комментировать этот законопроект, так как по нему еще нет никакой конкретики. Поговорим о сроках и стоимости перевода земель из одной категории в другую и о том, на каких землях возводят поселки девелоперы чаще всего.

Для перевода участка с видом разрешенного использования – ИЖС в категорию «Земли населенных пунктов» требуется около 2 лет. Стоит такая процедура – от 1,5 тыс. долл за сотку, в зависимости от района. Однако, если участок прилегает к населенному пункту, сроки и цены можно существенно уменьшить.

Сейчас для поселков девелоперы все больше не меняют категорию земель, оставляя сельхозназначение, но при этом меняют вид разрешенного использования  под дачное строительство. Срок этой процедуры существенно короче – до 6 месяцев, цена – от 200 до 500$, в зависимости от  района.

 По всему Подмосковью посчитать не получается, можем сказать по Новорижскому шоссе в локации до 60 км от МКАД.

По данным аналитического центра Корпорации “ИНКОМ” в обозначенном районе из всех экспонируемых поселков первичного рынка  – 53,4% занимают земли сельхоз назначения  пригодные для дачного строительства (ДНП), 42,5% для индивидуального жилищного строительства (ИЖС). 4,1% из рассматриваемых проектов возводятся на сельхозземлях с разрешенным назначением – садоводство.

 – Это, безусловно, позитивный закон для рынка недвижимости.

Сейчас далеко не все сельхозземли одинаковы по качеству, многие не удовлетворяют современным требованиям ведения сельского хозяйства, что в итоге искусственно ограничивает строительный рынок и создает проблемы землевладельцам.

Обрабатывать эту землю не выгодно, а застроить невозможно из-за законодательных ограничений.
Предложенный Минэкономразвития РФ вариант решит эту проблему, а также снизит коррупционную составляющую, которая сейчас слишком высока при переводе земель из одной категории в другую. 

Тем не менее, не думаю, что этот законопроект существенно снизит стоимость земли и недвижимости для конечных потребителей. Например, при многоэтажной застройке цена земли составляет до 10% от общей стоимости реализации проекта. Да и землю под индивидуальную застройку владельцы вряд ли будут выставлять на рынок по цене сельхозземель, даже если процедура перевода будет отменена. 

На рынке все зависит от месторасположения, а также наличия и качества инфраструктуры. На цену влияет транспортная доступность, коммуникации и проч. Если, к примеру, участок из категории сельхозземель находится на окраине Тверской области, в болоте, и даже произвести опашку на нем невозможно – он еще лет 50 назад зарос деревьями, то вряд ли его цена повысится.

А вот участок, примыкающий к Рублевскому или Новорижскому шоссе, после отмены деления сельхозземель на категории может сильно подорожать. При этом на сроках реализации проектов этот закон, безусловно, скажется.

Они ускорятся на 1-2 года, именно на то время, которые сейчас требуются девелоперам и землевладельцам на перевод земель из одной категории в другую. 

Екатерина Лобанова, руководитель аналитического центра ОАО «ОПИН»:

– Я не думаю, что это предложение что-то изменит. Это дополнительная формализация, так как существует Федеральный закон об обороте земель сельхозназначения, плюс в каждой области есть свои законы, которые регулируют оборот и использование этих земель. Уберем категории из земельного кодекса – введем то же самое в предлагаемый регламент. Бумаги разные, а суть одна.

Особо ценные земли уже выявлены и известны, часть их выделена в агропарки на схеме территориального планирования Московской области.

Ценность остальных земельных участков сельскохозяйственного назначения определяется при превышении более чем на 50 % средней кадастровой стоимости по кадастровому кварталу.

Чтобы разработать предлагаемый регламент, нужно создать концепцию развития района, схему развития транспортной сети, так как любые изменения категории земли влекут за собой транспортную нагрузку, социальную нагрузку, инфраструктурные объекты (школы, детские сады и т.д.).

Со спикерами беседовала Цовинар Оганисян

Источник: https://www.realestate.ru/interviews/k-chemu-privedet-otmena-zemeljnih-kategorij-397/

Правительство предложило изменить сразу несколько законов о земле

Отмена категорий земель

Правительство страны предлагает изменить сразу несколько законов о земле. Эти изменения напрямую затронут граждан и бизнес. Они помогут им решить проблемы, которые сегодня фактически неразрешимы. Речь идет о пересмотре ныне принятого деления всех наших земель на привычные категории – сельскохозяйственные, особо охраняемые и прочие.

В прямом смысле революционные изменения озвучила заместитель председателя правительства РФ Виктория Абрамченко.

По ее словам, от привычного деления всех земель на категории надо отказаться и заменить на зоны. Об этом предложении Виктория Валериевна говорила на совещании президента РФ с членами правительства.

– Так, несмотря на то, что сельскохозяйственные земли сами являются донорами для любого развития и строительства, построить на этих землях, например, ферму, склад для готовой продукции, дом фермера или организовать ярмарку для реализации произведенной на этой земле продукции невозможно, – сказала корреспонденту “РГ” Виктория Абрамченко.

“Российской газете” удалось узнать главные детали этих предложений.

Россияне смогут самостоятельно заказывать комплексные кадастровые работы

В нашей стране сельскохозяйственные земли, как отдельная категория, занимают второе место по площади после земель лесного фонда. Их площадь почти в 20 раз больше площади всех населенных пунктов.

А главная особенность этих земель в том, что они не только являются средством производства в сельском хозяйстве, но и обеспечивают нашу продовольственную безопасность.

Кроме того, сельскохозяйственные земли считаются по праву донором для развития населенных пунктов.

А еще на этих землях ведется деятельность, не связанная с сельским хозяйством, – строятся дороги, добываются полезные ископаемые.

По словам Абрамченко, при подготовке Земельного кодекса в 2001 году принцип деления земель на категории рассматривался как основа земельного законодательства и гарантия защиты земель.

Правовые аспекты землепользования эксперты “РГ” разбирают в рубрике “Юрконсультация”

Но последующие годы наглядно показали – этот принцип не сработал. Виктория Валериевна говорит, что произошло это прежде всего потому, что одной декларации об отнесении земель на бумаге к какой-либо категории, без определения их границ оказалось недостаточно.

Так получилось с землями лесного фонда, с сельскохозяйственными землями и с землями особо охраняемых территорий и объектов. То есть со всеми землями, которые нужно бережно использовать и охранять.

Сейчас по поручению президента устанавливаются границы лесничеств и лесопарков, границы национальных парков и заповедников.

По мнению вице-премьера, такая же работа должна быть выполнена и на землях сельскохозяйственного назначения.

Абрамченко подчеркивает – это непростой процесс и начать его нужно с подготовки новой редакции Закона “О землеустройстве” – главного нормативного акта по планированию использования сельскохозяйственных земель.

Изменения в законе облегчат крестьянам условия работы и жизни на земле Getty Images

– Считаю, что отказаться от деления земель на категории и перейти на систему зонирования территорий без потерь можно будет только тогда, когда будут определены границы трех ключевых категорий земель: лесных, сельскохозяйственных и особо охраняемых.

При этом уже сейчас необходимо решить главную проблему, которая напрямую связана с категориями земель и тормозит реализацию отдельных национальных проектов. Я говорю о процедуре перевода земель из одной категории в другую.

Эта процедура непрозрачна, содержит в себе коррупциогенные факторы и требует коренного пересмотра, – утверждает Абрамченко.

Вице-премьер подчеркивает – речь идет не об угодьях или об особо ценных землях в составе сельскохозяйственных земель, а о прочих землях, которые не представляют интереса для растениеводства.

– Считаю, что при установлении жестких ограничений по параметрам такого строительства законодательное решение о возможности размещения на прочих землях объектов, необходимых для производства, переработки и реализации сельхозпродукции, позволит привлечь в АПК новых инвесторов. А вместе с мерами, предусмотренными в Государственной программе “Комплексное развитие сельских территорий”, поможет в достижении еще семи национальных целей, – объяснила Виктория Абрамченко.

Необходимый уровень защиты угодий и особо ценных сельскохозяйственных земель, в том числе от застройки, требует внесения изменений в Земельный кодекс и Закон “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”. Что же кардинального надо изменить в этих законах?

Требуется, во-первых, дать новое определение особо ценных земель. Во-вторых, установить единый порядок их описания для всех регионов.

В-третьих, нужно изменить диспозитивный характер норм (то есть возможность по соглашению сторон применить другое право, чем было заложено в норме).

Надо обязать субъекты Российской Федерации установить границы особо ценных земель.

В-четвертых, сведения об этих землях должны включаться, как это сегодня уже происходит с особо охраняемыми территориями, – в Единый государственный реестр недвижимости.

Еще важным моментом в выступлении Абрамченко были предложения по так называемым “земельным паям”. Для тех, кто не знает, что это такое, уточним.

Когда закончились советские колхозы, их работники получили паи – земельные участки из состава общих полей, пастбищ и пустошей. Кто-то паями воспользовался: стал их обрабатывать, продал или сдал в аренду.

Но Виктория Валериевна озвучила цифру, которую большинство граждан не знает, – это количество долей, у которых до сих пор, по прошествии четверти века, так и не появился хозяин.

Садоводческие товарищества переходят в цифровой формат

По утверждению вице-премьера – а она бывший глава Росреестра и вопрос знает как никто другой, – проблема невостребованных долей не решается на протяжении 25 лет. И в России таковых осталось около 17 млн гектаров. Это земли, у которых есть титульный владелец, но он за четверть века не распорядился своей долей. В Росреестре таких собственников называют “молчаливыми дольщиками”.

Абрамченко предлагает вовлекать эти земли в оборот, наделив муниципалитеты правом сдавать их в аренду заинтересованным сельхозтоваропроизводителям.

По ее мнению, до 1 января 2025 года надо дать возможность такому “молчаливому дольщику” или его наследникам зарегистрировать свои права.

В противном случае с 1 января 2025 года предложено запускать механизм приобретения права муниципальной собственности на такие земли в порядке, установленном для бесхозяйного имущества.

Вице-премьер считает, что реализация этих мер позволит достичь быстрых, реальных результатов. В правительстве понимают и трудности таких предложений.

Так вовлечение в оборот неиспользуемых сегодня сельскохозяйственных земель потребует развития и поддержки мелиорации земель. Культуртехнических работ, работ по агролесомелиорации, осушению и орошению, известкованию кислых почв.

Такие работы без поддержки со стороны государства будут непосильны для аграриев.

Подобные работы должны выполняться на системной, постоянной основе и найти отражение в Государственной программе.

Президент страны Владимир Путин заявил о безусловной поддержке озвученных Абрамченко инициатив, связанных с изменениями земельного законодательства. Он потребовал без промедления остановить перевод с так называемой заинтересованностью земель из одной категории в другую.

Владельцев земельных участков могут начать штрафовать за борщевик

“Полностью согласен с вами в том, что перевод земель из одной категории в другую является непрозрачным и там присутствует большая коррупционная составляющая.

Мы с вами хорошо понимаем: берут земли за копейки, как земли сельхозназначения, потом в течение нескольких лет ничего не делают, потом чиновники какие-то подписывают необходимые бумажки и переводят из земель сельхозназначения в земли поселений, для строительства. Цена вырастает не на проценты, а в десятки раз, за одну подпись только, в десятки раз.

Нужно это немедленно прекратить, нужно, безусловно, этим заняться. Все, что вы сказали, нужно делать и нужно делать как можно быстрее”, – прокомментировал предложения вице-премьера Владимир Путин.

Не откладывая в долгий ящик, он призвал разобраться с землями “молчаливых дольщиков” и довести это до логического конца. А также как можно быстрее исполнить его поручение и представить проект Государственной программы эффективного вовлечения земель сельхозназначения в оборот и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации.

Источник: https://rg.ru/2020/04/02/pravitelstvo-predlozhilo-izmenit-srazu-neskolko-zakonov-o-zemle.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.