Пашня использование

Как и что можно строить на сельхоз земле — отвечает юрист

Пашня использование
pixabay.com

Давайте прекратим споры. Пусть на самый важный вопрос ответит юрист. Сельскохозяйственные земли — это отдельная категория земельных участков. Их, согласно Земельному кодексу, могут использовать фермерские хозяйства, коммерческие и некоммерческие юридические лица, общины, казачьи общества и учебные организации для следующих целей:

  • производства с/х продукции;
  • создания защитных лесных насаждений,
  • в научных и учебных целях;
  • для рыбоводства.

Разумеется, законодатель установил ряд исключений из этого правила и предоставил возможность использовать земли и в ряде других случаев, но ясно одно — построить промышленный объект и даже частный дом на таких участках нельзя.

Поговорим в статье, что вообще можно строить на сельскохозяйственных землях и какие могут быть коллизии.

Что можно и нельзя строить на с/х земле

В интернете можно встретить мнения, что сельскохозяйственные земли можно использовать под ЛПХ с постройкой дома или садоводство. Это не совсем так: их можно использовать, но при переводе в другую категорию.

“Для сельскохозяйственного производства”– это вид разрешенного использования земельных участков категории “земли сельскохозяйственного назначения СХ2”. Есть несколько законодательных актов, которые регулируют правовой режим таких участков. Это: Земельный кодекс РФ (п.1 ст. 85, п.6. ст. 87, ст.78), Градостроительный кодекс РФ и ФЗ 217 “О ведении гражданами садоводства”.

В частности:

  • Статья 23 ФЗ № 217 дает право образовывать садовые и огородные земельные участки из земель с/х назначения. Обращаем внимание, не использовать эти земли под сад и огород, а образовывать — проводить юридическое оформление по изменению статуса.
  • Статья 7 ФЗ № 172 перечисляет случаи, когда такой перевод возможен. Там не идет речь про отдельные садовые участки и огороды. Смысл заключается в изменении черты города, когда, допустим, создают Садоводство им. Ленина в рамках какого-либо города.

Вот тут можно прочитать официальные комментарии Росреестра.

Что можно построить на таких участках? Объекты, которые необходимы для осуществления с/х деятельности:

  • производственные объекты, но только в рамках выпуска с/х продукции;
  • хозяйственные постройки: склады, хранилища, ангары;
  • гаражи, да, и их можно, если там будет храниться техника;
  • объекты для временного пребывания людей, например, для отдыха рабочих;
  • теплицы для выращивания с/х продукции.
  • или иные постройки, обеспечивающие сельскохозяйственную деятельность, такие как дом пасечника, дом рыбака, дом охотника и т.д.

Важно! Тема строительства жилого дома на земельном участке крайне важна. Поэтому в Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (№ 74-ФЗ) планируется внести изменения. В частности в состав имущества фермерского хозяйства его прежних видов, будет входить жилой дом (дополнение в пункт 1 статьи 6 ФЗ 74-ФЗ).

Правда дом должен быть один и со строгими параметрами: количество этажей – не более 3, общая площадь – не более 500 м2, назначение – для проживания членов фермерского хозяйства

В случае строительства зданий и капитальных строений (капитальный склад, цех, амбар, овощехранилище, мастерская, гараж и т.д.) разрешённый вид использования земельного участка «для сельскохозяйственного производства» подразумевает необходимость получения разрешения на строительство.

Не капитальные строения и сооружения (бытовка, сарай, навес и др.), а также объекты, которые могут быть отнесены к постройкам вспомогательного использования возводятся без получения разрешений на строительство (п. 3 ч. 17 ст.51 Градостроительного кодекса РФ). Оформление таких построек в регистрационной палате является добровольным.

Лазейки в законе и предприимчивость (не рекомендуем!)

Обойти закон сложно, но нет невозможного. Некоторые предприимчивые граждане ставят дом, а фундамент делают небольшим или вовсе прячут под горы глины или земли. В результате в ходе проверки надзорными органами такой объект представляется как временная постройка.

Прокатит это или нет, зависит от конкретного инспектора и судов. Обычно при проверках сложно доказать, что объект — капитальный жилой дом, ведь никто инспектора не впустит внутрь определять наличие печки и других аспектов.

Еще вариант — изучить законодательство, регулирующие порядок проведения надзорных проверок, судебную практику, и просто при каждой проверке отменять решения по процессуальным или материальным основаниям.

В любом случае, ни один из таких вариантов мы не советуем использовать. Почему? Потому что это куча проблем, траты времени и денег. Проще не испытывать удачу, а купить участок с правильным юридическим оформлением.

Подводя итоги, ещё раз делаем акцент: само по себе строительство на земельном участке, предоставленном для ведения сельского хозяйства, не запрещается, но любое строительство должно быть произведено с соблюдением норм градостроительного законодательства.

Поселки проекта «Мой гектар» имеют разные разрешенные виды пользования земли. Есть поселки под ИЖС, есть земли сельхоз назначения. Каждому заинтересованному можно подобрать интересный для него проект. В результате клиенты не получают вместе с землей кучу проблем и особое внимание надзорных органов.

Как вариант, можно изменить категорию земель или вид разрешенного использования, если мы говорим, про «земли населенных пунктов».

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ca49620d677b400b3b8a98b/kak-i-chto-mojno-stroit-na-selhoz-zemle--otvechaet-iurist-5e412034c5354652dd8b8378

Особенности использования сельскохозяйственных угодий

Пашня использование
Энциклопедия МИП » Земельное право » Категории земель » Особенности использования сельскохозяйственных угодий

Сельскохозяйственные угодья относятся к особой группе земель, для которых действует ограниченное земельным законодательством разрешенное использование.

Земельные ресурсы классифицируются и отличаются между собой особенностями целевого предназначения и использования.

Особый класс государственных территорий составляют угодья, которые применяются для выполнения работ сферы сельского хозяйства, фермерства или огородничества.

Для таких зон используется особый правовой режим в отношении официальной регистрации и эксплуатации территорий сельскохозяйственных земель.

Понятие сельскохозяйственных угодий, их назначение

Сельскохозяйственные угодья согласно действующему законодательству являются территориями, которые планомерно, регулярно и систематически используются населением для производства сельскохозяйственной продукции или удовлетворения потребностей различных сфер сельского хозяйства.

Сельскохозяйственные угодья представляют собой территории, которые входят в состав любых жилых поселений, относятся к зоне промышленных участков и прочих категориальных разновидностей земель. Основным признаком хозяйственного предназначения данных участков является применение их в качестве угодий для хозяйственных и фермерских нужд.

Максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий в отношении всей государственной территории составляет около 30%. Данная площадь сельскохозяйственных угодий включает в себя все виды таких земель, наибольшую численность среди которых составляют пашни. Они занимают около 10% от общего размера государственной территории.

Сельскохозяйственные угодья и их состав

Вся площадь сельскохозяйственных угодий подразделяется на определенные категории в зависимости от целевого предназначения. Земельное законодательство государства предусматривает следующие виды угодий сельскохозяйственного предназначения, среди которых:

  • пашни;
  • сенокосы;
  • пастбища;
  • залежи;
  • земли, предназначенные для выращивания многолетних насаждений (сады, виноградники и др.).

Ключевая характеристика сельскохозяйственных угодий заключается в особенном режиме использования, наделении таких зон наивысшим приоритетом среди всех территорий, а также принятии существенных охранных мер.

Использование сельскохозяйственных угодий

Структура сельскохозяйственных угодий, согласно действующему законодательству, включает несколько видов разрешенного использования. При структуризации таких проектов используются принципы землеустройства.

На характер использования угодий сельскохозяйственного назначения особое влияние оказывает продуктивность сельскохозяйственных угодий, которая зависит от расположения, качества и плодородности почвы, наличия вредоносных факторов.

Сельскохозяйственные угодья относятся к особой группе земель, для которых действует ограниченное земельным законодательством разрешенное использование, поэтому в случае нарушения законодательства принимаются серьезные охранные меры, которые запрещают переводить сельскохозяйственные угодья в раздел территорий, пригодных для удовлетворения нехозяйственных потребностей.

Однако законом предусмотрены также случаи перевода сельскохозяйственных угодий в категории земель для несельскохозяйственных целей. Такие прецеденты регламентируются законом и должны иметь серьезные основания.

Сельскохозяйственные угодья, их правовой режим: аренда, перевод, продажа, приватизация

Государственная кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий осуществляется с целью получения достоверного результата при оценке общей территории государства. Данная оценка сельхозугодий включает определение основных параметров (продуктивность, оценочные затраты, показатели кадастровой стоимости, цена произведенной продукции).

Кадастровая оценка сельхозугодий проводится перед заключением любых сделок, объектами которых являются данные территории. Такая процедура является обязательным условием для установления конкретного правового режима:

1. Аренда. Договор аренды земель сельскохозяйственного предназначения может заключаться на срок не более 49 лет, а минимальный срок устанавливается законодательством в зависимости от целевой специализации участка.

Земли, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам на основании заявления.

При поступлении нескольких заявлений предоставление в аренду определенной территории осуществляется на конкурсной основе.

2. Перевод сельскохозяйственных угодий в иные эксплуатационные категории возможен при наличии серьезных оснований, среди которых: 

  • консервация;
  • изменение границ населенных пунктов;
  • соблюдение условий международных договоров;
  • строительство и эксплуатация культурных и социальных объектов;
  • принятие мер по обеспечению государственной безопасности;
  • содержание объектов культурного наследия страны;
  • добыча особо ценных полезных ископаемых;
  • строительство объектов связи, транспорта и коммуникаций;
  • включение территорий в состав лесного или водного фонда.

3. Продажа сельскохозяйственных угодий возможна в пользу частных лиц или же государственных и муниципальных учреждений, которые пользуются преимущественным правом приобретения таких земель.

Продажа сельскохозяйственных угодий возможна при условии извещения исполнительных государственных и муниципальных органов о предстоящей продаже с указанием точной цены, размера, места расположения и срока, в течение которого будет заключена сделка.

Срок расчета для таких процедур не должен превышать более 90 дней.

Если муниципальные и государственные органы не изъявили намерений по приобретению участка, то владелец имеет право самостоятельно продать недвижимость третьим лицам на любых условиях.

4. Приватизация сельскохозяйственных угодий, которые находятся в государственных или муниципальных активах, возможна в законном порядке, который устанавливается земельным законодательством. Осуществление приватизации стало возможно с момента действия соответствующих законов.

Приватизации не подлежат территории государственной или муниципальной собственности, которые используются в качестве оленьих пастбищ регионов Крайнего Севера, а также отгонные пастбища. Важным условием проведения процедуры приватизации является сохранение целевого назначения.

Порядок использования земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий

Правовой порядок эксплуатации земельных долей, которые были определены после приватизации угодий сельскохозяйственного назначения, согласно с земельным законодательством, не вписывается в рамки стандартного использования сельскохозяйственных территорий. Оборот земельных долей не связывается непосредственно со сферой эксплуатации, так как основывается исключительно на применении принципа правовой собственности.

https://www.youtube.com/watch?v=LgKJ44lxgac

В процессе оборота долей сельскохозяйственных угодий осуществляется смена собственника.

В государственную регистрацию прав собственности долей земельных угодий включается государственная кадастровая оценка угодий в сельском хозяйстве и их долей. Права на такие участки регистрируются на основании поданных заявлений от участников собственности в долях, а также уполномоченного лица от имени общего собрания долевой собственности.

Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья

Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья отличаются от стандартных угодий сельского хозяйства тем, что такие разновидности относятся к группе территорий, использование которых в иных целях не допускается законодательством.

Перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий не определяется строгой законодательной нормой, так как правовая система позволяет составлять такие списки субъектам государства. После составления списка хозяйственных угодий, данный перечень должен окончательно утверждаться главой конкретного субъекта страны.

Процедура составления такого документа предусматривает предварительную публикацию содержания списка в местных средствах массовой информации, которые существуют на территории конкретного муниципального субъекта.

Субъектами, которые составляют перечни сельскохозяйственных угодий специального предназначения, могут быть:

  • опытно-производственные подразделения научных организаций;
  • учебно-опытные подразделения образовательных организаций.

Сельскохозяйственные угодья, которые имеют значительную хозяйственную ценность, являются не просто территориями для выполнения фермерских или огородных работ, а представляют собой определенные земельные участки, которые могут характеризоваться неопределенными границами. Такая ситуация возникает в силу особого принципа раздела зон, потому что при межевании территорий кадастровыми специалистами за счет земельных долей применяется картометрический метод разграничения места расположения земельных границ.

Проблема загрязнения сельскохозяйственных угодий и пути ее решения

Проблема ухудшения качества и экологического состояния сельскохозяйственных угодий предусматривает разработку определенных мер и способов для охраны и восстановления таких территорий. В соответствии с законодательными актами:

  • улучшение состояния земель и их охрана является важной функцией государственных земельных структур;
  • охрана земель направлена на контроль рационального использования, защиту и восстановление почвы.

Системы охраны и защиты территорий состоит из конкретных правовых и организационных мероприятий, которые оказывают всестороннее благоприятное воздействие на земли, способствуют устранению негативных факторов, пагубно сказывающихся на качестве почвы.

Источник: https://advokat-malov.ru/kategorii-zemel/osobennosti-ispolzovaniya-selskohozyajstvennyh-ugodij.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.