Платное землепользование

Методические указания. В РФ платное землепользование развивалось постепенно

Платное землепользование

⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 28Следующая ⇒

В РФ платное землепользование развивалось постепенно. Вместе с тем, земля стала одним из первых объектов налогообложения в нашей стране. В советское время землепользование было бесплатным. С принятием Закона РСФСР «О плате за землю», Закона РСФСР «О земельной реформе», ЗК РФ 1991 года в РФ землепользование стало носить платный характер.

Исходя из ст. 1 ЗК РФ, в РФ платность землепользования является одним из принципов земельного законодательства, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Выделяется две формы платы за землю: земельный налог и арендная плата.

Земельный налог. Согласно статье 65 ЗК РФ земельный налог будет взиматься до введения в действие налога на недвижимость.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Поэтому правовая основа исчисления и взимания земельного налога на уровне РФ – это глава 31 Налогового кодекса РФ.

Вместе с тем, земельный налог является местным налогом, поэтому порядок его исчисления и уплаты определяется также правовыми актами органов местного самоуправления, а в Москве и Санкт-Петербурге земельный налог устанавливается законами указанных субъектов Российской Федерации.

Согласно статьи 8 НК РФ, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налогоплательщики земельного налога – это организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Объект налогообложенияземельные участки.

Налоговая база – кадастровая стоимость земельных участков. Она определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налогоплательщики – организации и индивидуальные предприниматели определяют налоговую базу самостоятельно. Налогоплательщикам – физическим лицам земельный налог определяется налоговой инспекцией путем оформления налогового уведомления.

Налоговый период – календарный год.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков:

– отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

– занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;

– предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Сроки уплаты земельного налога определяются нормативными правовыми актами муниципальных образований и законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Так, согласно Решения Вологодской городской Думы от 6 октября 2005 года № 309 «Об утверждении Положения о земельном налоге», срок уплаты земельного налога – не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Полностью освобождаются от уплаты земельного налога органы местного самоуправления и бюджетные учреждения, финансируемые из городского бюджета.

Арендная плата. Размер, сроки и условия внесения арендной платы за землю устанавливается договором.

При аренде земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, общие основы взимания арендной платы определяются Правительством РФ, а исполнительные органы субъекта РФ и местного самоуправления устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов.

Так, например, в Вологде порядок исчисления и уплаты арендной платы регулируется Решением Вологодской городской Думы от 24 ноября 2005 года № 343 «Об установлении ставок арендной платы за землю на территории муниципального образования «Город Вологда» на 2006 год».

В РФ осуществляется кадастровая и рыночная оценка земельных участков. Кадастровая стоимость определяется для целей налогообложения. Она исчисляется исходя из целевого назначения земельного участка, месторасположения, разрешенного использования и иных факторов.

Методики проведения кадастровой оценки утверждаются Министерством экономического развития и торговли РФ, а общий порядок проведения кадастровой оценки земельных участков урегулирован Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 года № 316 «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель».

Рыночная стоимостьземельного участка определяется в соответствие с Федеральным законом «Об оценочной деятельности».

Рыночная стоимость – наиболее вероятная цена, по которой объект может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине сделки не отражаются какие – либо чрезвычайные обстоятельства.

Результат оценки оформляются в письменной форме в виде отчета, который должен содержать:

– описание земельного участка,

– описание зданий и сооружений, объектов инженерной инфраструктуры,

– фотографии земельного участка и его улучшений,

– характеристика состояния рынка земли и недвижимости,

– установление варианта наиболее эффективного использования земельного участка.

⇐ Предыдущая11121314151617181920Следующая ⇒

Date: 2015-09-22; view: 559; Нарушение авторских прав

Источник: https://mydocx.ru/7-22229.html

Платность использования земли

Платное землепользование

Одним из принципов земельного права является платность использования земельных участков (ст.1 ЗК РФ). Согласно ст.65 ЗК РФ использование земли является платным. Существуют две формы платы за землю: земельный налог и арендная плата. Правовая природа этих платежей имеет принципиальные различия.

Арендная плата устанавливается договором, т.е. соглашением сторон по добровольному желанию участников этого договора. Налог – властное предписание пользователям земли со стороны государства, и они не вправе изменить размеры этих платежей, которые идут в бюджет. Льготы по налогу могут быть установлены только в законе.

Регулирование земельно–налоговых отношений должно осуществляться в рамках главы 31 второй части Налогового кодекса РФ – «Земельный налог» (1.01.2006).

Что касается арендной платы за землю, нормативной цены земли, выкупной цены и кадастровой стоимости земельных участков, то их регулирование относится к сфере земельного и гражданского законодательства.

Согласно ст.387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

https://www.youtube.com/watch?v=zHpE5u9noMk

Не являются плательщиками земельного налога обладатели сервитута.

Земельный налог относится к местным налогам (ст.15 НК РФ). Налог исчисляется с кадастровой стоимости земельного участка. Не признаются объектом налогообложения:

– земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ (например, п.4 ст.27 ЗК РФ);

– земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включёнными в Список всемирного наследия, историко–культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

– земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

– земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, в пределах лесного фонда;

– земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами.

Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчёте на год.

Арендная плата за землю в отличие от налога определяется договором. Размер её, а также условия и сроки её внесения устанавливаются по договорённости между арендодателем и арендатором. Из этого общего правила сделано исключение.

При аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти (органы местного самоуправления) устанавливают базовые ставки арендной платы по категориям земель и категориям арендаторов, которые определяются по усмотрению этих органов применительно к местным условиям.

Арендная плата за землю может устанавливаться как в денежной, так и в натуральной форме или в виде услуг. Может применяться и комбинированная форма оплаты.

Нормативная цена земли не является платой за использование земельных участков в истинном смысле этого слова.

Нормативная цена представляет собой показатель, характеризующий стоимость участка определённого качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчётный срок окупаемости.

Нормативная цена земли устанавливается в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.03. 1997 №319 «О порядке определения нормативной цены земли», а также специальными Правилами, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 31 мая 2002 №369.

Нормативная цена земельных участков необходима: при приватизации государственного имущества для определения цены земли, передаваемой в собственность; при установлении общей долевой собственности на землю; передаче земельного участка по наследству; дарении и получении банковского кредита под залог земельного участка.

Нормативная цена земли ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов РФ для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам.

Нормативная цена земли не должна превышать 75% уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения.

Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения.

При этом принимаются во внимание сервитуты, а также иные ограничения (обременения) прав пользования землёй, установленные в законодательном, административном и судебном порядке.

Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (территориального зонирования).

В отличие от кадастровой стоимости земельных участков, которая определяется, прежде всего, для целей налогообложения, рыночная стоимость необходима для совершения сделок с землёй. Порядок её определения установлен специальным ФЗ от 29 июля 1998 г. «Об оценочной деятельности в РФ».

При этом за рыночную стоимость объекта оценки принимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Источник: https://studopedia.ru/9_218767_platnost-ispolzovaniya-zemli.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.