По целевому назначению выделяют

По целевому назначению выделяются

По целевому назначению выделяют

связанные с повседневной реализацией задач исполнительной власти (организация работы аппарата управления, руководство нижестоящими звеньями и подчиненными объектами, удовлетворение запросов граждан и т.п.).

Это основная группа административно-правовых отношений.

Вторую группу составляют правоотношения, связанные с совершением административно-правовых деликтов, то есть с правонарушениями, имеющими место в процессе осуществления задач исполнительно-распорядительной деятельности.

По конкретному содержанию различаются административно-правовые отношения имущественного и неимущественного характера.

По характеру субъектов можно выделить

складывающиеся только между различными звеньями аппарата государственного управления, а также отношения, в которых наряду с органами управления участвуют общественные организации и граждане.

По способу защиты выделяются

защищаемые в административном либо в судебном порядке.

Административно-правовые отношения подразделяются также

на материальные и процессуальные.

В зависимости от характера юридическихсвязей между сторонами различают вертикальные (отношения власть-подчинение), горизонтальные (отношения между исполнительными субъектами).

Особенности административно-правовых отношений:

1. Они складываются непосредственно в связи с осуществлением органами государственного управления задач исполнительно-распорядительной деятельности.

2. Их участниками могут быть разнообразные субъекты: органы государственного управления, предприятия, учреждения, граждане и др., чьи интересы связаны с осуществлением исполнительно-распорядительной деятельности.

3. Обязательным субъектом должен быть орган государственного управления.

4. Невозможность их возникновения без участия органа государственного управления (должностного лица) или в определенных законом случаях общественной организации, наделенной внешне властными полномочиями.

5. Орган государственного управления или должностное лицо действует властно, распоряжаясь, т.е. реализуя принадлежащие ему полномочия государственно-властного характера.

6.

Они могут возникнуть по инициативе любой из сторон, но согласие второй стороны не является обязательным условием их возникновения; в тех случаях, когда таковое согласие (желание) требуется, оно играет роль фактора, предшествующего возникновению административно-правового отношения, не имеющего, однако, правообразующего значения, т.е. оно превращается тем самым в самостоятельный юридический факт (договор).

Охарактеризуйте социально-культурную сферу и определите виды республиканских органов государственного управления, входящих в нее. Раскройте основные задачи, функции иполномочия отдельных республиканских органов государственного управления в социально-культурной сфере

Министерство образования Министерство здравоохранения Министерство культуры Министерство труда и соцзащиты Министерство спорта и туризма ГК по науке и технологиям

На примере МинОбразования:

Задачи:

· Разработка и обеспечение, реализация гос политики

· Проведение государственной молодежной политики

· Обеспечение деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетними

· Обеспечение функционирования и развития национальной системы образования

Социально-культурная сфера, в кот.осущ-ся управление, представляет собой отдельную область деятельности органов гос.упр, характеризующуюся специфическими чертами.

Во-первых, это преимущественно духовная, не материальная по характеру область; во-вторых, в нее входят особые субъекты управления, особый профиль учреждений; в-третьих, осуществляемая в ней деятельность выражается в создании (распространении) и охране духовных ценностей; в-четвертых, такая деятельность направлена на воспитание человека, формирование гармонически развитой личности, наиболее полное удовлетворение культурных потребностей населения, охрану его здоровья и соц.защиту.

Рассматриваемая сфера объединяет образование, науку, культуру, здравоохранение, спорт и туризм, соц.защиту, госконтроль за соблюдение законодательства в обл.труда, занятости и миграции населения.

Гос. управлению подвергается не сама социально-культурная сфера как таковая, а ее составляющие структурные элементы: образование, культура и т.д.

Духовная область прежде всего связана с формированием личности, с умственной деятельностью, направленной на творческое познание мира и овладение его силами, воплощение человеческого разума, проявления взглядов и определенных позиций, исторически обусловленных, порожденных самой жизнью. Поэтому она объединяет и образование, и науку, и культуру.

Социально-культурная сфера относится к непроизводственной области, хотя отдельные в ней участки деятельности содержат признаки производственной деятельности. Составляющие соц.-культурную сферу активно влияют на все сферы соц.жизни, в том числе и на развитие экономики.

Соц-культурная сфера в большей своей части имеет государственный характер. Преимущественно в ведении органов гос.упр. находятся соц-культ.

учреждения и организации – это дошкольные учреждения, школы, ССУЗЫ, ВУЗЫ, клубы, театры, библиотеки, больницы, спортивные организации и т.п. Организация их деятельности обеспечивается соответствующими ОГУ.

Подобные органы имеются как в центре, так и на местном уровне.

Многие из названных министерств имеют свои органы управления при обл., Минском городском и районных исполкомах: отделы, управления, комитеты.

Таким образом, социально-культурная сфера представляет собой пределы, в рамках которых осуществляется гос.управление образованием, культурой, здравоохранением, наукой, туризмом и т.д.

БИЛЕТ

Сформулируйте понятие «реализация административно-правовых норм». Назовите и охарактеризуйте формы реализации административно-правовых норм. Опишите механизм действия административно-правовых норм во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Реализация (исполнение) норм административного права означает практическое претворение в жизнь их предписаний, претворение в жизнь выраженной в нормах воли государственного органа. Она проявляется в поведении людей (организаций), в практической их деятельности, в их поступках.

Реализация норм служит одним из важных условий успешного решения государственных задач.

Нормы административного права реализуются посредством:

1) исполнение;

2) соблюдение

3) использования;

4) применения.

Соблюдение норм – это воздержание от совершения поступков, запрещенных нормами. Соблюдает нормы тот, кто строго придерживается их предписаний, не нарушает их. Тех, кто не будет считаться с этими запретами, могут привлечь к административной ответственности.

Таким образом происходит реализация запрещающих норм.

Исполнение активное поведение субъектов административного права по выполнению предписаний, содержащихся в административно-правовой норме (вариант реализации правовых норм универсален, его субъектами являются любые участники административно-правовых отношений).

Все три названные формы реализации норм административного права взаимосвязаны и взаимодействуют

Применениеадминистративно-правовых норм — это деятельность компетентных органов по изданию индивидуальных правовых актов в рамках, предусмотренных нормами.

Конечно, применение — это своего рода исполнение и использование, но оно реализуется в иной форме и может осуществляться лишь субъектами, обладающими специальными властными полномочиями, т.е. соответствующими государственными органами, должностными лицами, представителями власти или иными уполномоченными субъектами.

Применение норм административного права может осуществляться в двух формах: оперативной (условное название) и правоохранительной деятельности.

Оперативная деятельность проявляется в издании индивидуальных правовых актов.

Правоохранительнаядеятельность направлена на охрану норм права от каких бы то ни было нарушений.

Использование означает осуществление субъектами своих прав (эта форма предоставляет субъекту совершать дозволенные нормами права действия, подразумевает активное поведение, при котором субъект административного права сам принимает решение о том, воспользоваться или нет предоставленным ему субъективным правом (например, на жалобу)).

Вступление административно-правовой нормы в силу может быть определено специальным актом, принятым соответствующим государственным органом.

Действие административно-правовых норм начинается с момента принятия актов, со­держащих эти нормы, и доведения их в необходимых случаях до сведения исполнительней.

Как правило, действие норм рассчитано на неопределенное время. Однако нередко встречаются нормы, действие которых связано с наступлением какого-либо события (сти­хийное бедствие, эпидемия и т.п.

), с совершением факта, а также с точно определенным сроком (например, «до окончания весенне-летних полевых работ»).

В предусмотренных законом случаях действие нормативных актов управления может быть приостановлено на определенное время или без указания такового.

Действие административно-правовой нормы в пространстве связано с положением органа, издающего нормативный акт, в системе органов государственного управления.

В этой связи различают нормы государственного и местного масштаба, нормы общего характераи нормы отраслевые, а также нормы локальные, действующие в пределах одного предприятия, учреждения.

Действие административно-правовых норм по кругу физических лиц связано с рас­пространением устанавливаемых ими правил либо на всех граждан, либо на их отдельные группы (военнослужащие, пассажиры).

Кроме того, многие административно-правовые нормы регулируют лишь деятельность органов, должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций. Акты министерств чаще всего действуют лишь в рамках системы данного министерства.

Вместе с тем, многие правила, устанавливаемые государственными комитетами и некоторыми министерствами, имеют межотраслевой характер и обязательны для исполнения соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их подчиненности.

Раскройте сущностное назначение Совета Министров Республики Беларусь и определите его место в системе иных государственных органов. Опишите компетенцию и полномочия Совета Министров Республики Беларусь.

Правительство Республики Беларусь — центральный и коллегиальный орган государственного управления.

В статье 1 Закона Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь» записано, что «Совет Министров Республики Беларусь – Правительство Республики Беларусь является коллегиальным центральным органом государственного управления Республики Беларусь, осуществляющим в соответствии с Конституцией Республики Беларусь исполнительную власть в Республике Беларусь и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти».

Из этого определения следует, что Совет Министров призван осуществлять исполнительную власть в Республике Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь является центральным органом государственного управления (исполнительной власти), так как занимает главенствующее положение в системе органов государственного управления (исполнительной власти). Совет Министров находится на самой высокой ступенив иерархии органов государственного управления, однако, не на высшей. Над ним находится Президент как Глава государства.

Структура Совета Министров РБ:

· Премьер-министр Республики Беларусь

· Глава Администрации Президента Республики Беларусь

· Председатель Комитета государственного контроля Республики Беларусь

· Председатель Правления Национального банка Республики Беларусь

· заместители Премьер-министра Республики Беларусь

· министры, председатели государственных комитетов

· Руководитель Аппарата Совета Министров Республики Беларусь

· Председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси

· Председатель Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ и иные должностные лица по решению Президента Республики Беларусь.



Источник: https://infopedia.su/9x693a.html

Производственные процессы на предприятиях, их структура и классификация

По целевому назначению выделяют

На предприятиях по ходу движения материального потока с ним осуществляются различные логистические операции, которые в совокупности представляют сложный процесс превращения сырья, материалов, полуфабрикатов и других предметов труда в готовую продукцию.

Основу производственно-хозяйственной деятельности предприятия составляет производственный процесс, который представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов труда и естественных процессов, направленных на изготовление определенных видов продукции.

Организация производственного процесса состоит в объединении людей, орудий и предметов труда в единый процесс производства материальных благ, а также в обеспечении рационального сочетания в пространстве и во времени основных, вспомогательных и обслуживающих процессов.

Производственные процессы на предприятиях детализируются по содержанию (процесс, стадия, операция, элемент) и месту осуществления (предприятие, передел, цех, отделение, участок, агрегат). Множество производственных процессов, происходящих на предприятии, представляет собой совокупный производственный процесс.

Процесс производства каждого отдельного вида продукции предприятия называют частным производственным процессом.

В свою очередь в частном производственном процессе могут быть выделены частичные производственные процессы как законченные и технологически обособленные элементы частного производственного процесса, не являющиеся первичными элементами производственного процесса (он, как правило, осуществляется рабочими разных специальностей с использованием оборудования различного назначения).

В качестве первичного элемента производственного процесса следует рассматривать технологическую операцию – технологически однородную часть производственного процесса, выполняемую на одном рабочем месте. Обособленные в технологическом отношении частичные процессы представляют собой стадии производственного процесса.

Частичные производственные процессы могут классифицироваться по нескольким признакам: по целевому назначению; характеру протекания во времени; способу воздействия на предмет труда; характеру применяемого труда. По целевому назначению выделяют процессы основные, вспомогательные и обслуживающие.

Основные производственные процессы – процессы превращения сырья и материалов в готовую продукцию, являющуюся основной, профильной продукцией для данного предприятия. Эти процессы определяются технологией изготовления данного вида продукции (подготовка сырья, химический синтез, смешение сырья, фасовка и упаковка продукции).

Вспомогательные производственные процессы направлены на изготовление продукции или выполнение услуг для обеспечения нормального протекания основных производственных процессов. Такие производственные процессы имеют собственные предметы труда, отличные от предметов труда основных производственных процессов.

Как правило, осуществляются они параллельно с основными производственными процессами (ремонтное, тарное, инструментальное хозяйство). Обслуживающие производственные процессы обеспечивают создание нормальных условий для протекания основных и вспомогательных производственных процессов.

Они не имеют собственного предмета труда и протекают, как правило, последовательно с основными и вспомогательными процессами, перемежаются с ними (транспортировка сырья и готовой продукции, их хранение, контроль качества). Основные производственные процессы в основных цехах (участках) предприятия и образуют его основное производство.

Вспомогательные и обслуживающие производственные процессы – соответственно во вспомогательных и обслуживающих цехах – образуют вспомогательное хозяйство. Различная роль производственных процессов в совокупном производственном процессе определяет различия в механизмах управления различными видами производственных подразделений.

В то же время классификация частичных производственных процессов по целевому назначению может проводиться только применительно к конкретному частному процессу. Объединение основных, вспомогательных, обслуживающих и других процессов в определенной последовательности образует структуру производственного процесса.

Основной производственный процесс представляет процесс производства основной продукции, который включает естественные процессы, технологический и рабочий процессы, а также межоперационное пролеживание.

Естественный процесс – процесс, который приводит к изменению свойств и состава предмета труда, но протекает без участия человека (например, при изготовлении некоторых видов химической продукции). Естественные производственные процессы можно рассматривать как необходимые технологические перерывы между оп рациями (остывание, сушка, вызревание и т.

д) Технологический процесс представляет собой совокупность процессов, в результате которых происходят все необходимые изменения в предмете труда, т. е. он превращается в готовую продукцию. Вспомогательные операции способствуют выполнению основных операций (транспортировка, контроль, сортировка продукции и т. д.).

Рабочий процесс – совокупность всех трудовых процессов (основных и вспомогательных операций). Структура производственного процесса изменяется под воздействием технологии применяемого оборудования, разделения труда, организации производства и др. Межоперационное пролеживание – перерывы, предусмотренные технологическим процессом.

По характеру протекания во времени выделяют непрерывные и периодические производственные процессы. В непрерывных процессах нет перерывов в процессе производства. Выполнение операций по обслуживанию производства происходит одновременно или параллельно с основными операциями.

В периодических процессах выполнение основных и обслуживающих операций происходит последовательно, в силу чего основной производственный процесс оказывается прерванным во времени. По способу воздействия на предмет труда выделяют механические, физические, химические, биологические и другие виды производственных процессов.

По характеру применяемого труда производственные процессы классифицируются на автоматизированные, механизированные и ручные. Принципы организации производственного процесса представляют собой исходные положения, на основе которых осуществляются построение, функционирование и развитие производственного процесса.

Существуют следующие принципы организации производственного процесса:• дифференциация – разделение производственного процесса на отдельные части (процессы, операции, стадии) и их закрепление за соответствующими подразделениями предприятия; • комбинирование – объединение всех или части разнохарактерных процессов по изготовлению определенных видов продукции в пределах одного участка, цеха или производства; • концентрация – сосредоточение определенных производственных операций по изготовлению технологически однородной продукции или выполнению функционально-однородных работ на отдельных рабочих местах, участках, в цехах или производствах предприятия; • специализация – закрепление за каждым рабочим местом и каждым подразделением строго ограниченной номенклатуры работ, операций, деталей и изделий; • универсализация – изготовление деталей и изделий широкого ассортимента или выполнение разнородных производственных операций на каждом рабочем месте или производственном подразделении; • пропорциональность – сочетание отдельных элементов производственного процесса, которое выражается в их определенном количественном отношении друг с другом; • параллельность – одновременная обработка разных деталей одной партии по данной операции на нескольких рабочих местах и т. д.; • прямоточность – осуществление всех стадий и операций производственного процесса в условиях кратчайшего пути прохождения предмета труда от начала до конца; • ритмичность – повторение через установленные периоды времени всех отдельных производственных процессов и единого процесса производства определенного вида продукции. Приведенные принципы организации производства на практике действуют не изолированно друг от друга, они тесно переплетаются в каждом производственном процессе. Принципы организации производства развиваются неравномерно – в тот или иной период тот или иной принцип выдвигается на первый план либо приобретает второстепенное значение. Если пространственное сочетание элементов производственного процесса и всех его разновидностей реализуется на основе формирования производственной структуры предприятия и входящих в него подразделений, организация производственных процессов во времени находит выражение в установлении порядка выполнения отдельных логистических операций, рациональном совмещении времени выполнения различных видов работ, определении кален-дарно-плановых нормативов движения предметов труда. Основой построения эффективной системы производственной логистики является производственное расписание, сформированное исходя из задачи удовлетворения потребительского спроса и отвечающего на вопросы: кто, что, где, когда и в каком количестве будет выпускать (производить). Производственное расписание позволяет установить дифференцированные по каждому структурному производственному подразделению объемные и временные характеристики материальных потоков. Методы, применяемые для составления производственного расписания, зависят от типа производства, а также характеристик спроса и параметров заказов. Тип производства может быть единичным, мелкосерийным, серийным, крупносерийным, массовым. Характеристику типа производства дополняет характеристика производственного цикла – это период времени между моментами начала и окончания производственного процесса применительно к конкретной продукции в рамках логистической системы (предприятия).Производственный цикл состоит из рабочего времени и времени перерывов при изготовлении продукции. В свою очередь, рабочий период складывается из основного технологического времени, времени выполнения транспортных и контрольных операций и времени комплектации. Время перерывов подразделяется на время межоперационных, межучастковых и других перерывов.Длительность производственного цикла во многом зависит от характеристики движения материального потока, которое бывает последовательным, параллельным, параллельно-последовательным. Кроме того, на длительность производственного цикла влияют также формы технологической специализации производственных подразделений, система организации самих производственных процессов, прогрессивность применяемой технологии и уровень унификации выпускаемой продукции. Производственный цикл включает также время ожидания – это интервал с момента поступления заказа до момента начала его выполнения, для минимизации которого важно изначально определить оптимальную партию изделий – партия, при которой затраты в расчете на одно изделие составляют минимальную величину. Для решения задачи выбора оптимальной партии принято считать, что себестоимость продукции складывается из прямых затрат на изготовление, затрат на хранение запасов и затрат на переналадку оборудования и его простои при смене партии. На практике часто оптимальная партия определяется прямым счетом, но при формировании логистических систем более эффективным является применение методов математического программирования. Во всех сферах деятельности, но особенно в производственной логистике, важнейшее значение имеет система норм и нормативов. В нее включаются как укрупненные, так и детальные нормы расхода материалов, энергии, использования оборудования и т. д. Нормы расхода материальных ресурсов – это максимально допустимое количество сырья, материалов, топлива, расходуемое на изготовление единицы продукции определенного качества и выполнение технологических операций, в том числе логистических. Нормы расхода в общем виде выражаются как сумма чистого веса изготовленной продукции или веса материала, входящего в ее состав, и величины приемлемых отходов производства, а также других потерь. На практике нормы расхода классифицируются по различным признакам, например по степени детализации (сводные и специфицированные); по объекту нормирования (пооперационные, подетальные, поиздельные, поузловые) и т. п. На основании норм расхода и производственной программы в логистике прогнозируются потребности производства и разрабатываются все логистические аспекты по формированию и управлению материальными потоками. Наличие нормативной базы является обязательным для функционирования логистических систем и подсистем, особенно для производственной логистики.

Важнейшими нормативными показателями являются:• удельный расход сырья и материалов; • коэффициент использования материалов; • расходный коэффициент; • полезный расход сырья и материалов. Нормативный полезный расход материала – это масса (объем) материальных ресурсов, образующих готовую продукцию.

Определяют его по чертежу изделия и расчетной массе (объему) материала. Коэффициентом использования материмое называют отношение полезного расхода материала к норме расхода.

Данный критерий является одним из показателей эффективности материальных ресурсов, так как чем больше искомый коэффициент, тем полнее использование того или иного материала и меньше соответственно отходов производства. Расходный коэффициент – показатель, обратный коэффициенту использования материалов.

Важную роль играет также показатель удельного расхода, который представляет собой количество фактически израсходованного материала на единицу продукции (работ). Определяется делением количества израсходованного материала на объем произведенной из него продукции.

На практике в логистике встречаются даже такие нормы, как нормы времени оформления документов, нормы времени принятия решений и др.От качества норм, от их обоснованности и точности зависит экономическое состояние предприятия.

В условиях рынка система норм и нормативов является не инструментом административного вмешательства в производственно-хозяйственные интересы структурных подразделений логистической системы и системы производства, а необходимым элементом внутренней организации процесса производства и регулятором внешних взаимоотношений.

https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/55134/

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c3f5d30bf238900a9aaa453/proizvodstvennye-processy-na-predpriiatiiah-ih-struktura-i-klassifikaciia-5d5ed2425ba2b500adcf8da8

Экономическая сущность налогов

По целевому назначению выделяют

Многообразие существующих налогов вызывает необходимость их классификации, которая позволяет четко определить содержание налогов, выявить в них общее и особенное, выработать условия обложения налогами и их взимания, т. е. соответствующие административно-финансовые меры. В теории налогообложения критерии классификации могут быть разными.

Наиболее существенное значение в современной теории и практике налогообложения имеют следующие основания классификации налогов:

  1. по способу взимания налогов;
  2. субъекту-налогоплательщику;
  3. объекту налогообложения;
  4. методу обложения (в зависимости от ставки);
  5. уровням управления (по органу, который устанавливает и конкретизирует налог);
  6. целевому назначению;
  7. уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж.

Классификация налогов приведена на рис. 10.3.

Рис. 10.3. Классификация налогов

Основу классификации всех налогов составляет способ их взимания, который позволяет делить налоги на прямые и косвенные (такое деление также связано с принципом перелагаемости).

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщиков: подоходный налог, налог на имущество, налог на прибыль, земельный налог. Обложение этими налогами построено на явлениях и признаках постоянного характера, следовательно, такие налоги заранее определены.

Среди прямых налогов выделяют:

  1. реальные прямые налоги, которыми облагаются деятельность и товары, т. е. продажа, покупка, владение имуществом, без учета финансового положения налогоплательщика. В основе обложения реальными прямыми налогами лежат внешние признаки. К таким налогам относятся земельный налог, налог на имущество организаций, налог с владельцев транспортных средств и др.;
  2. личные прямые налоги, которые устанавливаются на объект налогообложения с учетом возможности их уплаты налогоплательщиком в зависимости от его имущественного и социального положения. При этом принимаются во внимание общий размер объекта налогообложения, общая его стоимость и возможность свободного обращения. Объект налогообложения может меняться в зависимости от конкретного налогоплательщика. Органы государственной власти вправе вводить прогрессивное налогообложение и необлагаемый минимум. К личным прямым налогам относятся подоходный налог, налоги на имущество физических лиц.

Косвенные налоги взимаются в виде надбавки к цене товаров, работ и услуг. Это налоги на потребление и обращение: акцизы, налог с продаж, таможенные пошлины.

Косвенные налоги по объектам взимания подразделяются:

  1. на косвенные индивидуальные, которыми облагаются строго определенные группы товаров (акцизы на отдельные группы товаров);
  2. косвенные универсальные, которыми облагаются все товары, работы и услуги, за некоторым исключением (налог на добавленную стоимость), фискальные монополии, которыми облагаются товары и услуги, производство и реализация которых сосредоточены в руках государства, а также таможенные пошлины.

Прямые и косвенные налоги различаются главным образом по месту формирования источника выплаты. Если при прямом налогообложении источник формируется непосредственно у налогоплательщика, то при косвенном источник налога поступает налогоплательщику в составе иных платежей (в составе цены).

Другим критерием деления налогов на прямые и косвенные называют теоретическую возможность переложения налогов на потребителя. Считается, что прямые налоги труднее перелагаются на других плательщиков. Косвенные налоги, как правило, перелагаются на конечного пользователя.

Но возможность переложения косвенных налогов зависит от степени эластичности спроса на те или иные товары и степени развития экономики. Прямые налоги при определенных обстоятельствах также могут быть переложены на потребителя с помощью механизма роста цен.

Вместе с тем косвенные налоги не всегда можно в полном объеме переложить на потребителя, поскольку рынок не обязательно в прежнем объеме примет товар по повышенным ценам.

В этом случае, когда цена товара ограничивается платежеспособностью покупателя, косвенный налог уменьшает прибыль продавца и становится прямым налогом.

Прямые и косвенные налоги обладают как преимуществами, так и недостатками.

Преимущества прямых налогов заключаются в том, что они в большей степени соизмеряются с платежеспособностью, точнее и яснее определяют налоговую обязанность каждого налогоплательщика, а поступления по ним в бюджет дают более верный и определенный доход.

Недостатки прямых налогов состоят в том, что в условиях низкой налогооблагаемой базы, невысокого уровня доходов, незначительной имущественной состоятельности они малодоходны для государства.

Косвенные налоги наиболее доходны, так как изъятие части дохода происходит путем налогообложения предметов широкого потребления, т. е. обеспечивает доход государству даже в условиях спада экономической деятельности.

Поскольку они включаются в стоимость товара, постольку их уплата наступает тогда, когда у налогоплательщика есть средства, чтобы заплатить эти налоги, и они незаметны для него.

Государство способно увеличить уровень доходов за счет увеличения налоговых ставок.

Недостатки косвенного налогообложения заключаются в следующем: оно обратно пропорционально платежеспособности, на взимание косвенных налогов требуются большие расходы и такое налогообложение противоречит интересам предпринимателей. В условиях развития рыночной экономики они могут служить действенным рычагом, используемым государством для снижения затрат на производство и реализацию товаров, работ, услуг.

https://www.youtube.com/watch?v=4ihPgWv95Mw

По субъекту налоги подразделяются следующим образом:

уплачиваемые физическими лицами;

уплачиваемые юридическими лицами;

смешанные, которые уплачивают как физические, так и юридические лица (государственная пошлина, земельный налог).

В зависимости от объекта налогообложения различают налоги:

имущественные (налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц, транспортный налог);

ресурсные (налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, земельный налог);

на потребление (НДС, акцизы);

взимаемые с конечных стоимостных результатов деятельности (налог на доходы с физических лиц, налог на прибыль организаций).

По методу обложения (в зависимости от ставки) различают налоги:

твердые (земельный налог);

пропорциональные (налог на прибыль, налог на имущество организаций);

прогрессивные (налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения);

регрессивные (единый социальный налог).

По уровням управления (в зависимости от органа, устанавливающего сроки уплаты, порядок исчисления и взимания) налоги могут быть:

федеральными, которые регламентируются законодательством Российской Федерации, являются обязательными и едиными на всей ее территории;

региональными, конкретный порядок исчисления и взимания которых устанавливается законодательными органами субъектов Российской Федерации;

местными – механизм их исчисления и взимания вводится органами местного самоуправления.

По целевому назначению выделяют налоги:

общие (обезличенные), которые вводятся государством для формирования бюджетов, поступают в общие доходы государства и не имеют целевого направления (НДС, налог на прибыль, имущество, подоходный налог и др.);

целевые, которые вводятся для финансирования конкретного направления затрат государства (единый социальный налог и др.).

Еще один классификационный признак – уровень бюджета, в который зачисляется налоговый платеж (по полноте прав использования налоговых сумм). В соответствии с бюджетной системой Российской Федерации налоговые платежи поступают в бюджеты разных уровней, на основании чего налоги можно подразделить так:

закрепленные (собственные), которые непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет (местные налоги) или внебюджетный фонд;

регулирующие, которые поступают одновременно в бюджеты разных уровней в пропорции согласно бюджетному законодательству (налог на прибыль, налог на доходы физических лиц).

Можно проводить классификацию и по другим признакам.

На рисунке 10.4 дана классификация, проводимая в налоговой системе Российской Федерации.

  1. Назовите характерные черты налога как экономической и правовой категории.
  2. Перечислите функции налогов, раскройте их содержание.
  3. Назовите основные этапы периодизации развития налоговых теорий.
  4. Каковы основные элементы налога?
  5. Охарактеризуйте принципы налогообложения, сформулированные А. Смитом.
  6. Какие принципы налогообложения предложил А. Вагнер?
  7. Какие принципы налогообложения рассматривают современные зарубежные экономисты?
  8. Каковы общие принципы налогообложения в Российской Федерации, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации?
  9. Перечислите признаки, по которым можно классифицировать налоги.
  10. Назовите преимущества и недостатки прямых и косвенных налогов.
  11. Какие группы налогов по характеру властной компетенции можно выделить в российской налоговой системе?

Источник: https://intuit.ru/studies/courses/3560/802/lecture/30209?page=5

По целевому назначению фонды делятся

По целевому назначению выделяют

– экономические

– научно-исследовательские

– кредитные

– социальные (в РФ только они)

– международные

От уровня управления фонды бывают

– общегосударственные

– региональные

Фонды дают возможность:

а) влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий

б) обеспечивает природоохранные предприятия, финансируя их за счет специально-определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды

в) оказывать социальные услуги населению путем выплаты пенсий, пособий

г) предоставление займов, в т. ч. и зарубежным странам

Направления расходования средств в фондах:

– на конкретные экономические направления и социальные программы

– на учредительную деятельность

– на вкладывание денег в ценные бумаги

Два направления создания фонда:

1. выделение из бюджета определенных расходов

2. за счет собственных источников (в РФ за счет ЕСН)

Материальным источником фондов является национальный доход.

Сущность кредита его функции.

Кредит – сделка ссудного характера между экономическими партнерами по предоставлению денег или товаров в долг на условиях срочности, платности и возвратности.

Кредит является неотъемлемым элементом рыночного хозяйства, оказывающим непосредственное воздействие на процессы расширенного воспроизводства на макроуровне и на уровне отдельного предприятия.

За счет кредита:

· Происходит формирование основных и оборотных средств предприятия.

· Осуществляются расчеты между товаропроизводителями.

· Производятся портфельные и реальные инвестиции.

· Оплачивается рабочая сила.

· Увеличивается объем денежной массы.

· Ускоряются процессы реального накопления.

· Активно формируются доходы бюджета.

· Компенсируется неравномерное поступление выручки от реализации продукции предприятий.

Кредит в переводе с латинского (kreditym) имеет два значения: «верую, доверяю» и «долг, ссуда». Являясь экономической категорией кредит выражает экономические отношения возникающие между собственниками по поводу перераспределения временно свободных средств. Кредит имеет существенные отличия от финансов.

1. Кредит возвратен, в то время финансы в основе безвозвратны.

2. В кредите происходит смена пользователя, а не собственника, в финансах смена не только пользователя, но и собственника.

3. Кредитные отношения временные, финансовые – бессрочные, т.е. навсегда.

4. Объектом финансовых отношений является совокупный общий продукт и национальный доход. В кредите – лишь временно свободная их часть, включая часть национального богатства.

5. Предоставление средств в пользование происходит : в кредите на платной основе, в финансах – безвозмездно.

Функции кредита. Под функцией кредита понимают направленность и содержание действия кредита.

I. Перераспределительная функция – с помощью кредита осуществляется передача временно свободных материальных и денежных ресурсов на условиях возвратности и платности. Посредством перераспределения бездействующие ресурсы становятся функционирующими.

Кредитное перераспределение бывает в двух формах: денежной; товарной.

II. Воспроизводственная функция. Бывает в двух аспектах:

1. Получение кредита обеспечивает необходимый капитал для ведения предпринимательской деятельности.

2. Получение кредита предпринимателем могут оказывать положительное воздействие на такие категории как качество, себестоимость, цена.

III. Функция замещения действительных денег кредитными орудиями обращения.

1. Действ.деньги (золото) замещаются денежными знаками (банкнотами), являющиеся долговыми обязательствами государства и знаками стоимости золота.

2. В процессе обращения наличные денежные в свою очередь замещаются кредитными функциями обращения – векселями, чеками, безналичными расчетами.

IV. Стимулирующая функция – кредит обязывает заемщика осуществлять свою хозяйственную деятельность с нарастающим итогом.

Функция проявляется на микро- и макроуровнях.

Основные принципы кредита.

Принципы:

I.Возвратность кредита – выражает необходимость своевременного возврата полученных от кредита финансовых ресурсов после завершения их использования заемщиком. Он погашает конкретные ссуды путем перечисления соответствующей суммы денежных средств кредитору.

II. Принцип срочности кредита – отражает необходимость его возврата в точно определенный срок, зафиксированном в кредитном договоре. Нарушение этого условия может привести к экономическим санкциям к заемщику или предъявлении требований в суде.

II. Платность кредита. Ссудный % это необходимость возврата не только кредитных ресурсов, но и оплаты права их использования.

Ссудный % – это плата, взымаемая кредитором с заемщика за пользование кредитом (ссудой).

IV. Обеспеченность кредита – это необходимость защиты имущественных интересов кредитора при возможном нарушении заемщиком принятых на себя обязательств и находит практическое выражение в виде ссуд под залог или под финансовые гарантии.

V. Целевой характер кредита (распространяется на большинство видов кредитных операций) – это оговаривается в соответствии раздела кредитного договора, а также в процессе банковского контроля за соблюдением этого условия заемщиком.

Нарушение этого обязательства – может стать основанием для досрочного отзыва кредита или введением штрафного ссудного %.

VI. Дифференцированный характер кредита – это неодинаковый подход со стороны кредитной организации к различным категориям потенциальных заемщиков. Реализация его может зависеть как от индивидуальных интересов конкретного банка, так и от проводимой государством централизованной политики поддержки отд. отрасли или сфер деятельности.

Формы и виды кредита.

Коммерческий кредит означает, что один товаропроизводитель продает другому свою годовую продукцию с отсрочкой платежа.

Атрибут этого кредита – это вексель – безусловное и бесспорное долговое обязательство должника уплатить кредитору либо иному указанному им лицу конкретную денежную Σ в указанный срок в определенном месте.

Объектом коммерческого кредита является товарный капитал как часть промышленного, представляющий одновременно и ссудный капитал, т.е. оба капитала слиты в единое целое.

Достоинства коммерческого кредита:

1. Посредством его осуществляются прямые кредитные отношения, которые укрепляют кооперацию, взаимосвязь и технологические воздействия предприятий.

2. Путем отсрочки платежа происходит укрепление старых и завоевание новых рынков сбыта продукции, т.к. поставщик является одновременно и кредитором.

3. Он способствует ускорению кругооборота средств предприятий по всей технологической цепи за счет более быстрого продвижения товаров, без заминок вызванных необходимостью предварительного оформления ссуды в банке и проведения оплаты поставок.

4. С его помощью регулируют объем оборотных средств, необходимых заемщику для его деятельности.

5. При стабильных хозяйственных связях предпринимателю он служит подтверждением кредитоспособности заемщика.

6. Он ускоряет реализацию продукции поставщика – кредитора и обеспечивает получение прибыли не только от продажи продукции, но и за счет % за кредит.

Коммерческий кредит широко используется в развитых странах и международной торговли. В СССР коммерческий кредит после 1930 г. был запрещен. Однако допускалось прибегать к его суррогатной форме – кредиторской задолженности. Новые перспективы развития коммерческого кредита открылись в РФ с 1992г.

В современной практике применяются 3 разновидности коммерческого кредита:

1. Кредит с фиксированным сроком погашения.

2. Кредит с возвратом лишь после фактической реализации заемщиком поставленных в рассрочку товаров.

3. Кредитование по открытому счету, когда поставка следующей партии товаров на условиях коммерческого кредита осуществляется до момента погашения задолжности по предыдущей поставке.

Товарные формы кредита.

1. Аренда (лизинг) основных фондов (строений , сооружений, машин) – второй вид товарной формы кредита.

Объект этого кредита производственный капитал кредитора, являющийся одновременно и ссудным капиталом.

Особенность лизинга – в том, что получаемый кредитором доход от предоставленных в аренду имущества включает % за кредит и сумму износа имущества за время пользования им заемщиком – арендатором.

2. Потребительский кредит в товарной форме – используется при продаже потреб.товаров населению с отсрочкой платежа. Главный отличительный признак – ценовая форма кредитования физическому лицу.

В роли кредитора могут выступать как специализированные кредитные организации, так и любые юридические лица, реализующие товары или услуги.

В России потребительский кредит начинает развиваться, за рубежом охватывает почти все трудоспособное население через различные системы кредитных карточек.

3. Международный кредит. Денежные формы кредита:

· Банковский кредит – является основным видом кредита. Банки мобилизируют временно свободные денежные средства разных хозяйственных субъектов и населения и одновременно передают их своим заемщикам – товаропроизводителю, государству, населению.

· Межбанковский кредит – используется при перераспределении на возвратной основе временно свободных кредитных ресурсов одних банков в пользу других, испытывающих потребность в средствах для кредитования своих клиентов.

· Государственный кредит – отражает отношения по поводу привлечения временно свободных денежных средств населения – кредитора государством – заемщиком.

· Межхозяйственный кредит – применяется при предоставлении денежных средств во временное пользование, минуя банк одним хозяйствующим субъектом другому на платежной основе.

· Потребительский кредит в денежной форме – это кредит когда банки и предприятия предоставляют ссуды своим работникам и клиентам на хозяйственное обзаведение, строительство, покупку квартир, транспортных средств и др.

Просмотров 587

Эта страница нарушает авторские права

Источник: https://allrefrs.ru/5-31550.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.